Новая Москва, появившаяся на карте относительно недавно, сейчас считается одним из самых интенсивно развивающихся районов столицы. В связи с этим вместе с экономическим развитием изменяется социальная и образовательная инфраструктура, появляются новые направления образовательной политики, в том числе и экологическое образование, место которого в общей системе ценностей, по мнению многих ученых и общественных деятелей, признается на одном уровне с проблемой безопасности жизни и здоровья человека.
Пусковым механизмом можно считать приказ Департамента образования города Москвы №990 от 30 декабря 2014 года «О содействии развитию системы экологического образования, краеведения и образовательного туризма в образовательных организациях». В каждом округе появились школы-операторы, призванные совместно с городским оператором – МДЮЦ ЭКТ – осуществлять координацию работы по развитию экологического образования, краеведения и образовательного туризма в образовательных организациях. Работа включала организацию фестивалей, смотров, конкурсов и иных структурно-массовых и социально значимых мероприятий.В год этих изменений было организовано девять окружных мероприятий экологической и туристической направленности, среди которых практические туры окружных этапов олимпиад «Природа России» и «Зеленая олимпиада» были проведены в ТиНАО впервые. В последствии к ним прибавились олимпиада по геологии, школьная краеведческая олимпиада, компетентностная олимпиада и некоторые другие. География школ, учителя и дети которых приняли участие в них, постоянно расширялась. Единичное участие школ в экологических мероприятиях города вначале приобрело закономерно массовый и почти повсеместный характер: за три года их число выросло в два раза. При этом активизировалась внутренняя работа школ по экологическому направлению – познавательная, просветительская, исследовательская. Возросло понимание значимости этих конкурсов и акций прежде всего для развития детского экологического движения. Уже в 2015-2016 учебном году в окружных мероприятиях экологической направленности приняли участие более 500 обучающихся под руководством более 70 учителей всех образовательных комплексов ТиНАО.Среди множества конкурсов и акций особое место занимают научно-практические конференции обучающихся, организуемые школами-операторами. Они показывают широкий охват экологических проблем и вопросов, отраженных школьниками в своих проектных и исследовательских работах. Каждое исследование предполагает высший уровень освоения знаний и умений по проблеме и требует значительных затрат сил и энергии как педагогов, так и самих обучающихся. Несмотря на это, интерес к глубокому изучению окружающей природной и социоприродной среды возрос. Так, в этом учебном году на конференциях окружного уровня представлено более 100 проектов, более 40 из них презентованы на городских этапах научно-практических конференций. По результатам экологической конференции «Ты – человек! И ты за все в ответе!» впервые в округе создан сборник, включающий в себя 28 детских проектных и исследовательских работ.За последние годы возросли уровень и глубина исследований детей: если 5 лет назад городские победы детей ТиНАО были единичными, то, например, в этом учебном году в каждом городском экологическом конкурсе, организуемом ГМЦ и МДЮЦ ЭКТ и рекомендуемом Департаментом образования Москвы, наши ребята получили призовые места, а в некоторых из них – по 3-4 (экологические секции городской конференции «Отечество», 8-й городской экологический форум). Уже два года ребята ТиНАО (гимназия Троицка и школа №2065) становятся призерами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады по экологии, где защита исследовательского проекта является одним из соревнований. В этом учебном году ученик школы №2120 впервые в истории округа стал победителем 3-й Московской компетентностной олимпиады обучающихся образовательных организаций и будет представлять и Новую Москву, и столицу на всероссийском этапе.Растет и профессиональная подготовка учителей. Только за последние 2 года 72 учителя начальной и средней школы Новой Москвы смогли пройти обучение на курсах повышения квалификации МИОО «Профессиональный стандарт «Педагог». Внеурочное занятие по экологии». Школы округа включились в городские конкурсы «Зеленая школа» и «Реестр зеленых насаждений», предполагающие использование экологических подходов в процессе организации учебной и просветительской деятельности детей. Один учитель стал победителем, а 6 человек – лауреатами конкурса методических разработок «Экологическое образование и воспитание», организованного Городским методическим центром в рамках фестиваля «Бережем планету вместе». Результативно учителя округа представляют свои работы и на конкурсе ГМЦ «Урок в Москве». Их работы опубликованы в электронном пространстве центра.Достижение цели экологического образования – формирование экологической культуры школьника, ориентация его на сознательное и бережное отношение к окружающей природной среде – организационно сложный и длительный процесс. Отрадно, что в ТиНАО созданы успешные предпосылки для ее поступательной реализации.Василий ПАХОМОВ, учитель биологии школы №2120, заслуженный учитель Российской Федерации
Комментарии