Уже около пятнадцати лет выпускники нашей страны сдают экзамены в форме ЕГЭ. За эти годы, наверное, только ленивый не успел вдоволь потешиться над едиными экзаменами. Особо (и, думаю, заслуженно) досталось гуманитарным направлениям, которые были втиснуты в прокрустово ложе тестовой формы. Но справедливости ради надо сказать, что от тестовой части ЕГЭ избавилось, а недавно было реабилитировано школьное сочинение. Да не просто реабилитировано – его успешное написание стало допуском к Единому государственному экзамену.
Однако возврат сочинения не решил проблему, напротив, в работах, написанных современными выпускниками, отразились все «болезни» преподавания русского языка и литературы в школе. Вот какие данные приводили специалисты ФИПИ на круглом столе «Итоговое сочинение: анализируем результаты 2014-2015 учебного года, определяем перспективы»: несамостоятельный характер работы; шаблонность анализа; поверхностный характер суждений; категоричность формулировок.Практика показывает, что наибольшие затруднения у школьников вызывает не выявление каких-либо литературно-художественных приемов писателя, не определение тропов, а понимание главной мысли текста, его темы. И действительно, увлекшись формой, на второй план мы отодвинули самое главное – непосредственно идею, эмоционально-ценностное восприятие художественного произведения. А ведь этот критерий является одним из основных при оценке итоговой работы. Позволю себе напомнить и все остальные. Итак, Рособрнадзор определил критерии оценки итоговых школьных сочинений по системе «зачет/незачет». Для получения зачета необходимо, чтобы:- работа соответствовала теме;- в сочинении использовалась аргументация и был привлечен литературный материал;- качество письменной речи не затрудняло понимания смысла сочинения;- не была нарушена или искажена композиция и логика рассуждения;- работа была написана грамотно. Все, казалось бы, просто и логично. Но каково на практике? С недавних пор итоговые проверки в полном объеме коснулись и начальных классов. Так, при выполнении итоговой работы по литературному чтению четвероклассникам необходимо написать небольшое сочинение на заданную тему. Нелюбовь младших школьников к этому виду работы объяснима: без труда выражая свои мысли в устной речи, они сталкиваются с элементарной нехваткой практических умений на письме. А отсюда схематизм, поверхностность восприятия, однотипность речевых конструкций и скудность речи письменных работ.В издательстве «Экзамен» были разработаны и опубликованы пособия «Учимся писать сочинение» (1, 2, 3 и 4-й классы), которые, как мне кажется, значительно облегчат работу учителей. В них собран материал, который позволит школьникам подготовиться и успешно пройти итоговое испытание творческой работой. Цель создания рабочих тетрадей – научить ребенка писать сочинения разных типов (сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения) на основе прочитанных художественных произведений. В реальной жизни мы практически не сталкиваемся именно с сочинением: чаще всего мы пишем заявления, записки, объявления или инструкции, кто-то, возможно, ведет личный дневник. В этом ряду сочинение выглядит оторванным от жизни. И именно поэтому логичнее сразу учить ребят выражать свои мысли, чувства и впечатления в формах, наиболее востребованных в современном речевом общении, то есть переходить к конкретным жанрам.Поэтому, начиная работу с младшими школьниками, преподаватель должен очень четко представлять тип речи и жанр, в котором будет создаваться работа. В предлагаемых рабочих тетрадях три раздела: сочинение-повествование, сочинение-описание и сочинение-рассуждение. Исключение составляет тетрадь для первого класса, в этом возрасте написание сочинения-рассуждения представляется излишне сложным по причине малого читательского опыта и ограниченности грамматических возможностей изложения.Подобран и художественный материал, на основе которого ребята будут писать сочинения. Так, например, в качестве основы для сочинения-повествования предложены народные сказки, фрагменты былин (в пересказе Л.Толстого), рассказы о животных и природе (М.Пришвина, Е.Чарушина), рассказы о детях (В.Голявкина, К.Ушинского, К.Булычева). Сочинение-описание школьники будут создавать, опираясь на стихотворные произведения А.Барто, И.Бунина, А.Майкова, И.Северянина, а рассуждать им предстоит по темам, затронутым в произведениях М.Зощенко, И.Пивоваровой, В.Драгунского, М.Дружининой и др.Выбор материала обусловлен стремлением максимально приблизить творческую работу учащихся к школьной программе, но при этом не повторить ее. Так, ученики смогут опереться не только на прочитанный в пособии текст, но и при необходимости привлечь материал близких по тематике произведений. Учитель же, думается, оценит возможность проанализировать пройденные по программе произведения с опорой на предложенный алгоритм.Каждый раздел рабочей тетради открывается памяткой, посвященной конкретному типу создаваемого текста (повествование, описание или рассуждение). В этой части работы школьники знакомятся с характерными особенностями текста, а также с обобщенным планом, ориентируясь на который они будут писать сочинение. Очень важно донести до ребят мысль о том, что даже творческая работа строится по определенным правилам (вступление – основная часть – заключение). Кроме того, соблюдение этих правил структурирования работы является критерием при оценке композиции и логики изложения материала. Следующий этап – подбор и обработка непосредственно материала исходного текста. Очень важно (особенно в первом классе) подробно обсудить тему предстоящей работы, помочь детям выявить авторскую позицию и доказательно (с опорой на текст) раскрыть собственное отношение к проблеме. Соответствие данному критерию рассматривается в рамках оценки использования аргументации и привлечения литературного материала.Переходя к языковым средствам, отдельно отметим, что если первоклассникам необходимо подчеркнуть в тексте слова – характеристики персонажей, выписать слова-помощники, к четвертому классу мы подводим школьников к самостоятельному составлению плана сочинения и осознанному выбору языковых средств. Очень важно помнить, что ребенок создает хоть и вторичное, но художественное произведение, перед ним стоит задача последовательно и логично записать собственные мысли и впечатления, не скатившись при этом к банальному пересказу. Кроме того, на этом этапе очень важно, чтобы ребята не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Привычная установка «Пользуйся только теми словами, написание которых знаешь» не только не полезна, но и просто вредна, так как сводит на нет всю подготовительную работу, препятствует продвижению детей в речевом отношении. И, наконец, одним из наиболее важных этапов работы становится самопроверка. Крайне важным представляется перечитывание собственного текста с конкретной целью. Предложите школьникам взглянуть на собственный текст глазами читателя: можно ли, читая этот текст, представить, понять то, что хотел сказать автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего? Не пропущены ли значимые детали? Мы предлагаем ребятам сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно отредактировать получившуюся работу, исходя из совершенно конкретных параметров, которые постепенно усложняются и к концу четвертого класса выглядят следующим образом: 1) связность текста; 2) аргументация с опорой на текст; 3) лексические повторы; 4) однотипность конструкций; 5) грамотность. Данные критерии переведены в форму таблицы, и при необходимости школьник может внести изменения в свой текст. И, конечно, не будем забывать о грамотности языка. Очень важно, чтобы боязнь ошибки, неверного написания не свела на нет все творческие порывы, не привела к однотипности конструкций и убогости языка. Предложите ребятам делать пропуски в незнакомых словах. Вы успеете их проверить и разобрать на уроке работы над ошибками. Обязательно поощряйте своих учеников, тогда даже такой сложный вид работы, как сочинение, обязательно принесет удовольствие самостоятельного творчества и хороший результат. Александра ПТУХИНА, методист редакции начального образования издательства «Экзамен»
Комментарии