Положение о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия присвоения Министерством образования Российской Федерации статуса федеральной экспериментальной площадки образовательному учреждению, деятельность которого направлена на реализацию культурно-образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, опережающего решения вопросов ее научного, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.
1.2. Под культурно-образовательной инициативой (далее – инициатива) понимается деятельность образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на развитие средствами образования социокультурной среды и учитывающая историко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования, порождающая новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления.
Федеральный статус инициативы определяется значимостью разрабатываемых проблем для обеспечения культурного, научного, информационного пространства России; направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания, методов и организационных форм образования; разработке и апробации путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, воспитанника, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; выработке перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; формированию у обучающихся, воспитанников общечеловеческих ценностей, демократических установок и гражданской ответственности в социальной жизни.
1.3. Автором (авторами) инициативы могут быть педагогические и научные коллективы, а также научно-исследовательские и образовательные учреждения всех форм собственности, государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием.
1.4. В той мере, в какой инициатива представляет собой объект авторского права, на нее распространяется действие соответствующих норм гражданского законодательства.
2. Федеральная экспериментальная площадка
2.1. Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации (далее – ФЭП) может быть реализующее образовательные программы образовательное учреждение (группа образовательных учреждений), его структурные подразделения.
2.2. Статус ФЭП дает автору (авторам) инициативы, право вносить изменения в:
цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения;
формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
режим функционирования образовательного учреждения, на базе которого планируется развертывание эксперимента;
систему управления образовательным учреждением.
2.3. Присвоение статуса ФЭП не влечет за собой изменения статуса образовательного учреждения, его организационно-правовой формы и подчиненности.
3. Порядок присвоения статуса федеральной экспериментальной площадки
3.1. Для присвоения статуса ФЭП автор (авторы) обращается в Министерство образования Российской Федерации с письменной заявкой.
Заявка должна содержать: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес, контактные телефоны) образовательного учреждения, на базе которого планируется проведение эксперимента; изложение сути инициативы, обоснование ее значимости для развития системы образования Российской Федерации;
программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента); предложения по возможному распространению результатов инициативы по окончании эксперимента;
предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источники финансирования.
3.2. Для оценки значимости инициативы Министерством образования Российской Федерации создаются экспертные группы, состав которых утверждается его приказом.
Количество экспертных групп определяется содержанием инициатив. В формировании состава экспертных групп участвуют автор (авторы) инициативы и Совет по федеральным экспериментальным площадкам.
3.3. В состав экспертных групп могут входить представители Министерства образования Российской Федерации, Российской академии образования, других научных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент, педагогические и руководящие работники образовательных учреждений.
3.4. Экспертиза инициативы проводится в три этапа:
первый этап (осуществляется в период до 1 апреля) – первичная оценка представленной заявки и принятие решения о приглашении автора (авторов) к участию во втором этапе;
второй этап (осуществляется до 15 июня) – выработка совместно с автором (авторами) инициативы методики проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренной на I этапе заявке;
третий этап (заключительный, осуществляется до 15 октября) – проведение итоговой экспертизы и оформление экспертного заключения по каждой инициативе.
3.5. По результатам третьего (заключительного) этапа экспертизы экспертной группой оформляется заключение. Заключение подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения тех, кто не согласен с данным заключением.
3.6. На основании заключений экспертных групп Совет по федеральным экспериментальным площадкам осуществляет выбор образовательных учреждений – соискателей на присвоение статуса ФЭП и дает рекомендации Министерству образования Российской Федерации о возможности присвоения статуса ФЭП образовательному учреждению с обоснованием целесообразности проведения эксперимента по каждой инициативе.
3.7. Приказом Министерства образования Российской Федерации образовательному учреждению-соискателю присваивается статус ФЭП, утверждаются тема, сроки эксперимента.
3.8. Срок представления заявки – до 30 декабря года, предшествующего конкурсу культурно-образовательных инициатив.
3.9. В случае отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) инициативы может подать заявку в Министерство образования Российской Федерации повторно не ранее чем через год.
4. Управление федеральной экспериментальной площадкой
4.1. В целях выполнения программы эксперимента и обеспечения функционирования ФЭП приказом Министерства образования Российской Федерации по согласованию с Российской академией образования создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам (далее – Совет). В состав Совета входят представители научных учреждений Министерства образования Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, палат Федерального Собрания, педагогических ассоциаций.
4.2. Совет:
определяет приоритетные направления экспериментальной работы, способствующие развития образования в Российской Федерации;
формирует банк данных об основных направлениях инициатив, а также результатах их экспериментальной проверки;
разрабатывает механизм использования результатов эксперимента;
информирует педагогическую общественность о проводимых экспериментах;
готовит предложения Министерству образования Российской Федерации о финансировании программ эксперимента;
проводит анализ ежегодных отчетов федеральных экспериментальных площадок о результатах выполнения программы эксперимента;
участвует в формировании состава экспертных групп;
осуществляет выбор образовательных учреждений – соискателей на присвоение статуса ФЭП.
4.3. Руководство Советом осуществляет его председатель. В отсутствие председателя его функции возлагаются на заместителя председателя Совета.
4.4. Член Совета не может входить в состав экспертной группы.
4.5. Совет в своей деятельности руководствуется настоящим Положением.
4.6. Образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, по вопросам, связанным с проведением эксперимента, отчитывается перед Советом не реже одного раза в год.
4.7. Оценка деятельности образовательного учреждения, получившего статус ФЭП, проводится Министерством образования Российской Федерации.
4.8. Статус ФЭП может быть снят в случаях:
завершения программы эксперимента;
получения отрицательных результатов эксперимента;
отсутствия финансирования программы эксперимента.
4.9. Решение о снятии статуса ФЭП принимается Министерством образования Российской Федерации.
5. Участие органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации и деятельности федеральной экспериментальной площадки
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут:
выступать совместно с подведомственными образовательными учреждениями авторами культурно-образовательных инициатив;
создавать условия, необходимые для реализации программы эксперимента, а также принимать участие в его организации и проведении.
6. Финансирование программы эксперимента федеральной экспериментальной площадки
6.1. Финансирование программы эксперимента может осуществляться за счет средств:
выделяемых Министерством образования Российской Федерации на научные исследования;
выделяемых другими министерствами, ведомствами, организациями, отдельными гражданами;
дополнительно выделяемых из соответствующих фондов развития образования субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;
поступающих или получаемых доходов от предоставляемых образовательным учреждением в соответствии с его уставом платных дополнительных образовательных услуг.
6.2. В целях стимулирования деятельности работников образовательных учреждений, участвующих в проведении эксперимента, образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Комментарии