Во всех ведущих странах мира работе с одаренными детьми придается особое значение. Ведь это будущая интеллектуальная элита общества, колоссальный потенциал развития науки и культуры, залог успешного экономического развития государства.
Одним из наиболее значимых мероприятий, направленных на развитие одаренных старшеклассников Самарской области, стал межрегиональный форум «Созвездие IQ» – Самарский НАНОГРАД. В 2016 году форум был проведен уже третий раз. Он призван создать все условия для популяризации профессий, связанных с естественными науками и инженерными специальностями, помочь интеграции научного знания и практических задач реального сектора экономики предприятий региона.В этом году «Созвездие IQ» объединило 170 талантливых детей из 8 регионов Приволжского федерального округа. Было решено 10 бизнес-кейсов, проведено 15 мастерских научно-практической и творческой направленности, 31 тематический семинар, прошли выставка робототехники, экскурсии на предприятия региона, конкурсы, соревнования. Профессорско-преподавательский состав ведущих вузов и научных организаций, представители Фонда инфраструктурных и образовательных программ, промышленных предприятий Самарской области имели возможность отобрать наиболее активных и талантливых участников форума на стажировку, а в дальнейшем пригласить их на работу в известные компании и фирмы. Почти две сотни участников НАНОГРАДА, в том числе из других регионов, стали студентами Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева и Самарского технического университета.Огромную роль в развитии и сопровождении юных талантов играет региональная система дополнительного образования. В ней сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся. Чтобы привлечь интерес детей и молодежи к сфере высоких технологий, проводятся областной конкурс «Салон инноваций, изобретений, технологий», областной молодежный фестиваль по робототехнике, областной компьютерный марафон «В ХХI век с Инфотех!». Всего в мероприятиях этой направленности ежегодно принимают участие более 16000 детей.Самара становится центром развития детей в направлении воздушной и наземной робототехники, беспилотных летательных средств. Так, в июле этого года была достигнута договоренность с фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» о совместном запуске в следующем году новых соревновательных направлений категории Aeronet в рамках детского молодежного робототехнического фестиваля «РобоФест».Формирование непрерывной системы развития научно-технического творчества детей максимально эффективно лишь при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования, школ области и города, ведущих технических вузов. Только в этих условиях можно получить поистине замечательные результаты, причем не только на региональном, но и на федеральном уровне. И тому есть масса примеров. В этом году ученик СамЛИТа Александр Разин занял 1-е место во Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в номинации «Безопасность». Воспитанник учреждения дополнительного образования «Планета» Тольятти Владислав Никулин занял 1-е место во Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест-2016». Его друзья из того же образовательного учреждения Дмитрий Горкунов и Илья Зарубин заняли 2-е место во Всероссийской робототехнической олимпиаде-2016, которая прошла в Иннополисе, Республика Татарстан.Для выявления одаренных детей в области был проведен региональный этап Интеллектуальной олимпиады Поволжского федерального округа для школьников. Команда «Мы – самарские» из школы №145 стала абсолютным победителем турнира и представляла Самарскую область на заключительном этапе в Саратове в марте 2016 года, завоевав в конкурсе «Программирование» 2-е место. Среди аналогичных мероприятий – межрегиональный творческий конкурс для старшеклассников «Российская школа фармацевтов», областная научная конференция «Финансовая грамотность», олимпиада для школьников «История предпринимательства».Тем не менее базовой основой в работе с интеллектуально и академически одаренными детьми была и остается Всероссийская олимпиада школьников, самое массовое по охвату учащихся мероприятие. В 2015-2016 учебном году возможность участия в его заключительном этапе получили 66 учащихся Самарской области, в том числе те, кто стал участником двух испытаний – Егорова Анастасия из самарской гимназии №1, Лужнов Алексей из лицея авиационного профиля №135 Самары и Чекулаев Михаил из школы №1 Чапаевска.В итоге команда области заняла 3 победных и 18 призовых мест. Наиболее результативными образовательными организациями стали ЛАП №135 (5 призовых мест), гимназия №1 (4 места), Самарский лицей информационных технологий (2 места). Фактически каждый третий участник команды добился высоких результатов. Впервые за шесть последних лет в области появился призер по предметной области «Право».Стоит также упомянуть XV молодежные Дельфийские игры, которые проходили с 22 по 27 апреля 2016 года в Тюменской области. В испытаниях приняли участие 1806 молодых деятелей культуры и искусств в возрасте от 10 до 25 лет из 68 регионов РФ. Самарцам удалось завоевать 8 медалей из 29 фестивальных и конкурсных номинаций классического, народного и современного видов искусства: 2 золотые (фотография и кулинарное искусство), 2 серебряные (баян-аккордеон), 4 бронзовые медали (домра, классическая гитара, народный танец, кулинарное искусство).В соответствии с указом Президента России от 06.04.2006 №325 «О мерах по поддержке талантливой молодежи» победители российских и призеры международных олимпиад (иных конкурсных мероприятий) получают премии по 60 тыс. рублей, победители региональных и призеры российских мероприятий – по 30 тыс. рублей.Помимо этого в регионе существуют именные премии губернатора Самарской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта. Согласно постановлению губернатора Самарской области от 26.04.2004 №109 премией в размере 12 тыс. рублей ежегодно награждаются 60 школьников в номинациях «Учебно-исследовательская деятельность», «Художественное творчество», «Любительский спорт, туризм», «Техническое и прикладное (народное) творчество», «Социально значимая деятельность».
Комментарии