search
main
0

Творчество учителя и ученика – дело важное и нужное

Идея проведения выставки инноваций как формы демонстрации педагогического мастерства и развития учащихся возникла в Юго-Восточном округе в апреле 2003 года.

Первая выставка прошла в стенах Научно-методического центра как центра инновационной работы с педагогическим корпусом. Ее участниками стали 45 школ Юго-Востока. С самого начала акцент был сделан на участии в выставке экспериментальных площадок, затем эту идею поддержали образовательные учреждения, работающие в развивающемся режиме, – и продолжают активно поддерживать по сей день.Направлениями деятельности экспериментальных площадок на тот момент стали такие, как «Содержание образования», «Образовательные модели», «Здоровье детей и подростков», «Социализация и воспитание», «Информатизация образовательной среды», «Современные технологии, методики», «Управление образованием». Многие из этих направлений начинали отрабатывать именно в Юго-Восточном округе, скажем, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, развитие информационной грамотности учащихся и педагогов. Следует отметить, что многие из перечисленных вопросов остаются актуальными и в настоящее время, несмотря на позитивные изменения, происходящие в системе образования округа.Ежегодно динамика и формат проведения выставки инноваций набирали обороты. В 2004 году наряду со школами, ставшими экспериментальными площадками, в выставке стали принимать участие и дошкольные образовательные учреждения. В этот же период зародилась идея проведения мастер-классов педагогов, началась демонстрация ученических проектов, компьютерных презентаций школ в области инноваций. Участие лучших творческих коллективов округа – это тоже одна из традиций нашей выставки.С 2004 года и затем в течение пяти лет двери школы №1958, ныне ЦО №1458 (директор – Татьяна Салтыкова), были открыты для всех участников выставки.Ежегодно количество учреждений образования, принимавших участие в неделе инноваций, увеличивалось, как увеличивалось и участие талантливых педагогов и учащихся в жизни Юго-Восточного округа.Многие образовательные учреждения, работая в режиме инноваций, получили новый статус, наработав богатейший опыт в области инновационной работы. Педагоги отмечены многими наградами в области профессионального мастерства. Мы поистине гордимся тем, что для учителей Юго-Востока наиболее ценным и значимым наряду со стремлением к повышению уровня профессионального мастерства остается искренняя любовь к своим воспитанникам, привитие им духовных, моральных ценностей.В период с 2003 по 2010 годы участниками выставки стали более 70% учреждений образования Юго-Востока, а количество посетителей составило более 30000 человек, среди которых учащиеся, родители и педагоги.Активное участие в выставке принимали представители научной школы (Е.Булин-Соколова, Л.Алексеева, Л.Петерсон, Л.Носкин, Г.Комаров, С.Чечельницкая, Е.Арнаутова и другие). К числу участников мероприятия, сотрудничающих с округом, по праву можно причислить педагогические вузы столицы, Московский городской технический университет имени Н.Э.Баумана, Высшую школу экономики, Центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца, Институт коррекционной педагогики РАО, Московскую финансово-юридическую академию, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского, Московский центр качества образования, Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования.За время работы выставки педагогической общественности округа и города были представлены много интересных разработок в области экспериментально-инновационной работы, продемонстрированы разнообразные формы демонстрации педагогического и ученического мастерства: «круглые столы», семинары, тренинги, мастер-классы, а также защита ученических исследовательских проектов.Наиболее успешный опыт работы образовательных учреждений в инновационном режиме нашел отражение в работе ресурсных центров, которых в настоящее время в округе насчитывается шесть по таким направлениям, как «ИКТ и прорывные проекты» (школа №1967), «Способности и компетенции» (школа с углубленным изучением немецкого языка №1222, школа №1910), «Здоровье и инклюзивное образование» (школа №1321 «Ковчег»), «Обновление содержания образования» (гимназия №1595), «Воспитание и социализация» (ЦО №1420). С 1 сентября 2011 года эти образовательные учреждения будут работать уже как стажировочные площадки.С увеличением экспериментальных идей в округе возросло и количество новых идей по тематике, формам проведения и результативности. В период с 2007 по 2009 годы выставка проходит под эгидой реализации приоритетного национального проекта «Образование».В 2008 году ее лейтмотивом стал проект «Школа будущего»: можно было ознакомиться с модулями этого проекта, узнать о новых понятиях и программах. С этого же года выставка инноваций проходит под названием «От творчества учителя – к творчеству ученика». В 2009 году мы ознакомились с понятием «нанотехнологии» и возможностями их применения в жизни человека. По инициативе префекта ЮВАО Владимира Зотова для учащихся округа прошла серия лекций по этой теме, организованная обществом «Знание». Однажды заключительный этап тогда еще окружного конкурса, инициированного ЮВАО, «Если бы я был главой управы» проводился в рамках выставки.Идея выставки инноваций 2010-2011 годов – реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».В 2009 и 2010 годах для участников выставки открылись двери школы №687 (директор – Надежда Акимова).Девятая ежегодная окружная выставка инноваций «От творчества учителя – к творчеству ученика-2011» состоялась в Юго-Восточном округе с 21 по 25 марта 2011 года на базе школы №469 (директор – Елена Живилкова). Огромные площади школы-новостройки, построенной по индивидуальному проекту, позволили разместить экспозицию выставки на четырех этажах. На первом этаже была организована ярмарка-продажа книг и учебных пособий девяти издательств («Национальный книжный центр», «5 за знания», «Форум», «Вентана-Граф», «Образовательная литература для ДОУ», «Печатные традиции», «Стрелец», «Профиздат», «Педагогический поиск», «Академия», «Просвещение», «Мир школьника»), где посетители могли ознакомиться с новинками учебной литературы и методическими материалами. На втором этаже разместилась экспозиция учреждений образования по разделам «Дошкольное образование», «Начальная школа. Реализация ФГОС», «Здоровье и инклюзивное образование». На третьем этаже были представлены разработки педагогов округа по направлениям «Развитие учительского потенциала», «Деятельность ресурсных центров в системе Юго-Восточного округа», «Воспитательная работа и система дополнительного образования». На четвертом этаже расположены материалы по разделам «Информатизация образовательной среды» и «Творчество учащихся».В работе выставки приняли участие Научно-методический центр и 161 учреждение образования округа, из них: в области дошкольного образования – 46 учреждений (16 из них работают в качестве экспериментальных площадок); в области школьного образования – 103 (89 учреждений из них экспериментальные площадки, 29 работают в развивающемся режиме); а также 9 учреждений дополнительного образования, в том числе открывшийся в 2010 году ЦРДиЮ «Технорама на Юго-Востоке», и 3 ЦППРиК («Крестьянская застава», «Преодоление», «Солнечный луч»).Участниками выставки стали учреждения разных видов.Школьное образование:- 21 центр образования (№№1420, 1439, 641, 1408, 1469, 1423, 1458, 1477, 1493, 1881, 1462, 1858, 1422, 572, 775, 919, 1877, 2010, 1421, 1830, 1403);- 4 гимназии (№№1597, 1599, 1562, 1595);- 12 школ с углубленным изучением отдельных областей и предметов (№№1350, 1359, 1363, 1208, 1319, 1367, 1386, 1226, 1228, 1229, 1222, 506);- 3 школы-интерната (№№15, 55, 105);- 63 средних общеобразовательных школы (№№355, 398, 436, 894, 921, 1084, 1738, 1905, 1457, 1908, 1909, 1922, 1935, 1937, 333, 339, 479, 499, 1049, 1141, 1147, 1716, 1780, 1902, 1910, 1934, 1959, 1967, 1965, 1968, 1987, 473, 1996, 1041, 2028, 918, 393, 460, 1148, 2012, 1143, 1986, 2011, 776, 777, 899, 912, 632, 1321, 424, 417, 415, 773, 416, 475, 488, 489, 687, 841, 458, 462, 469, 500).Дошкольное образование:- 6 ЦРР (№№876, 2402, 2347, 183, 2333, 2348);- 7 детских садов компенсирующего вида (№№2363, 2316, 2125, 1288, 1504, 1766, 1881);- 4 детских сада комбинированного вида (№№1365, 2403, 2468, 1940);- 24 детских сада (№№1012, 2322, 1494, 1095, 2581, 176, 2370, 2437, 2466, 2493, 2427, 923, 2224, 1100, 1338, 2712, 1735, 395, 350, 134, 51, 2173, 2334, 125);- 3 учреждения «Начальная школа – детский сад» (№№1760, 1882, 1883);- 2 прогимназии (№№1893, 1642).Оргкомитет выставки выделил группу лидеров из числа учреждений образования округа по оформлению своих экспозиций в соответствии с заявленными разделами и представленными разработками. Таких учреждений было 46: дошкольное образование – №№923, 2493, 183, 867, 1012, 1365, 2348, 1095, 1881, 2468, 1760; школьное образование – №№1321, 1881, 1084, 1493, 1858, 1439, 1830, 499, 1403, 1367, 572, 1226, 641, 1423, 1599, 1420, 1597, 1421, 1902, 1458, 1462, 1408, 921, 1148, 506, 469, 1595; учреждения дополнительного образования детей – ЦДТ «Южнопортовый», ЦРТДиЮ «Жулебино», ЦРТДиЮ, ЦРТДиЮ «Некрасовка», ЦРДиЮ «Технорама на Юго-Востоке»; ЦППРиК «Солнечный луч»; школы-интернаты №№15, 55.НМЦ также представлял свою экспозицию, которая отражала деятельность методической службы за последние два года работы в инновационном режиме. Сюда вошли материалы, созданные на электронных носителях (CD и DVD): «Экспериментальная и инновационная работа в Юго-Восточном округе. Опыт. Проблемы. Перспективы», 2010 год; «Экспериментальная и инновационная работа в Юго-Восточном округе города Москвы. Сборник материалов для экспериментальных площадок». Выпуск 2, 2010 год; «Большой мир маленького человека. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Юго-Восточного округа города Москвы», 2010 год; Первые методические чтения «Учитель-экспериментатор – новой школе», 2010 год; Фестиваль компьютерного творчества учащихся «Наши достижения – новой школе», 2010 год; «Методические разработки учителей Юго-Восточного округа города Москвы (по материалам на грант префектуры ЮВАО)», 2011 год.Мы издали сборники статей и буклеты «Первые методические чтения «Учитель-экспериментатор – новой школе», 2010 год; «Экспериментально-инновационное пространство Юго-Восточного округа», 2011 год; «Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на деятельностное, метапредметное и личностное образование», 2011 год; буклет «Инновационная деятельность образовательных учреждений Юго-Восточного округа», 2011 год; буклет «Окружная выставка инноваций «От творчества учителя – к творчеству ученика», 2010 год, и др.Программа выставки 2011 года была насыщена мероприятиями для различных категорий педагогических работников. Каждый день выставки представлен мероприятиями в соответствии с восьмью выделенными разделами. В рамках выставки прошло 113 мероприятий различного уровня, на каждом из которых присутствовало 40-50 посетителей – это 8 семинаров, 16 «круглых столов», 79 мастер-классов, 6 тренингов, 1 деловая игра.Учащиеся могли пройти тестирование по профессиональному самоопределению, педагоги – посетить 5 мастер-классов по этому направлению работы, в том числе и проводимых компанией «Эффектон» – ведущим разработчиком компьютерных программ психологической диагностики и коррекции по вопросам информационно-технологического обеспечения системы профориентации в г. Москве.Раздел по профориентации представлял ЦДТиЮ «Технорама на Юго-Востоке». На экспозиции был размещен «Мобильный класс профтестирования». Используемая компьютеризированная система психологической диагностики профессиональных интересов, склонностей, особенностей интеллектуальной, коммуникативной, психоэмоциональной сферы учащихся 8-11-х классов НПФ «Амалтея» и ООО «Эффектон» положительно зарекомендовала себя и активно используется на различных мероприятиях округа.Блок информационно-образовательных технологий сопровождался интерактивной поддержкой профессионального самоопределения учащихся, которая осуществлялась с помощью справочно-информационных терминалов, содержащих в себе актуальную информацию об образовательных учреждениях г. Москвы (сайты колледжей и вузов, сортированные по отраслям рынка труда и административным округам; специальности и профессии системы образования города) и социальных партнерах (предприятиях и организациях, сотрудничающих с образовательными учреждениями). Другим компонентом данного блока стали аудиовизуальные виртуальные экскурсии, служащие целям вовлечения учащихся в мир современных технологий и позволяющие знакомиться с миром профессий и учебными заведениями в интерактивном режиме.Необходимо отметить, что в течение всего периода проведения выставки инноваций «Технорама на Юго-Востоке» организовала уникальную возможность транслировать все происходящее в представляемом ими разделе в режиме онлайн. Здесь же можно было ознакомиться с блоком технопарка научно-технического творчества, который помимо информации о различных профориентационных экскурсиях на предприятия и в образовательные учреждения профессионального образования содержал в себе проэмулятор фрезерных и токарных станков, представляющий собой компьютерное устройство для управления процессом обработки деталей на универсальных станках, управления процессом сборки изделий и их узлов в режиме активной видео- и аудиоподсказки, организации тренажеров при обучении различным профессиям. В этом блоке был представлен комплект оборудования для изучения принципов работы и аккумулирования энергии от альтернативных источников энергии.Свыше 200 педагогов из 85 образовательных учреждений продемонстрировали свое профессиональное мастерство в области инновационного развития, в их числе были как опытные учителя, победители ПНПО «Образование», лауреаты Гранта Москвы, победители и лауреаты профессиональных конкурсов, так и молодые творческие педагоги. Серия мастер-классов была представлена методистами НМЦ, научными руководителями и консультантами экспериментальных площадок. Судя по отзывам посетителей выставки, ни один из них не остался равнодушным.В разделе «Дошкольное образование» были представлены мероприятия по таким проблемам, как «Новые формы дошкольного образования. Поддержка и развитие детско-взрослой инициативы. Семейный детский сад» (ЦРР №183), «Развивающие возможности модулей образовательной среды «Понарошкин мир», автор и научный руководитель сотрудник ИППД РАО (ЦО №1881, дошкольное подразделение) Т.Горшкова, мастер-классы по различным методикам дошкольного образования, представленные дошкольными образовательными учреждениями №№923, 2274, 2402, ЦО №№1423 (дошкольное подразделение), 1494, 1338.В разделе «Начальная школа. Реализация ФГОС» можно было ознакомиться с разработками учителей начальной школы округа по реализации УУД в технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе (№1830), формированию информационной культуры младшего школьника и дистанционным обучением (№№1881, 1367, 1458, 572, 1858, 1319), современными подходами к уроку в начальной школе (№№1458, 1935), решению нестандартных задач на учебных предметах (№№469, 1222, 1423, 1937).Раздел «Здоровье и инклюзивное образование» был представлен разработками участников образовательного процесса по проблемам сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях деятельности образовательного учреждения в области инклюзивного образования (№№1403, 1321), готовности педагогов к работе в области инклюзивного образования (№1760), проблемам сохранения здоровья учащихся, формирования навыков здорового образа жизни, методами снятия стресса и управления трудными состояниями у подростков (№№473, 1141). Здесь же можно было ознакомиться и с работой дошкольных образовательных учреждений, школ-интернатов и коррекционных учреждений образования, демонстрирующих опыт своей работы по данной проблеме (№№2334, 55, 105). Интересный «круглый стол» провел ЦППРиК «Крестьянская застава», на нем педагоги рассмотрели проблемы деятельности специалистов в профессиональном определении учащихся.В рамках раздела «Развитие учительского потенциала» состоялся городской «круглый стол» «Формирование читательской культуры в свете требований ФГОС второго поколения», организованный совместно с кафедрой филологического образования МИОО, а также мероприятия для учителей-предметников в области применения современных методик и технологий обучения, продемонстрированных учителями образовательных учреждений №№777, 1350, 1439, 1858, 1458, 1408, 1208, 1908, 1143, 687, 1909, 1595, 1148, 436, 641, 918, 1228, и заместителей директоров по УВР, посвященные повышению профессиональной компетенции учителя средствами педагогических советов, проектно-моделирующих игр, тренингов (№№469, 921), инновационных подходов в реализации аналитической деятельности (№1226).Блок психологического сопровождения был представлен серией мероприятий, затрагивающих вопросы инновационных форм работы на занятиях по развитию и коррекции познавательной и эмоциональной сфер с детьми дошкольного возраста. Особый интерес вызвали методика использования отечественных мультипликационных фильмов педагога-психолога детского сада №2427 Елены Князевой и работа творческой лаборатории «Соприкосновение с метафорическим сознанием: камень, вода, кукла», организованная психологической службой ЦРР №2348.Всех интересовали различные формы и методы психологического сопровождения эксперимента и инновационной деятельности: использование ИКТ в развивающей работе с учащимися; различные формы работы психолога с педагогическим коллективом. Как пример практической работы психолога с педагогами, участвующими в эксперименте, был показан тренинг «Личностный рост учителя» (№921).Отдельный разговор на тему взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся был предложен на семинаре-практикуме с элементами тренинга «Путь к успешному взаимодействию с родителями» (№1716), тренинге «Детско-родительская группа как форма работы психологического сопровождения экспериментальной деятельности в школе» (ЦО №1477). Участники на практике могли отработать новые техники и способы взаимодействия с родителями, которые были представлены в программах ведущих педагогов-психологов.Успешно прошел мастер-класс «Презентация адаптационной программы первоклассников «Развитие жизненно-важных навыков первоклассников при проведении адаптационных занятий» (№1423), где была представлена адаптационная программа для первоклассников.Серия мероприятий раздела «Воспитательная работа и система дополнительного образования» изобиловала мастер-классами по таким направлениям деятельности, как формирование УУД в работе классного руководителя (№1595), методики и технологии проведения классных часов (№№1319, 1965, 488, 1421, 919), информатизация воспитательного пространства школы (№1469), музейная педагогика (№226). Наибольший интерес тут вызвал «круглый стол» «Система работы Юго-Восточного округа в области духовно-нравственного воспитания (модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений)», организованный методической службой и учреждениями образования округа.Мероприятия по формированию системы дополнительного образования учащихся представили педагоги учреждений дополнительного образования. Речь шла о психологии деятельности детей в среде дополнительного образования, формировании компетенций политолога методами активного обучения (ЦТРиГО «Жемчужина»), пейзаже в технике пластилинографии (ЦДТ «Рязанский»), глиняной игрушке как носителе народных традиций (ЦРТДиЮ), духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения средствами музейной педагогики (ЦДТ «Южнопортовый»), обучении детей игре на фортепиано (ЦРТДиЮ «Некрасовка»). Интересные мероприятия продемонстрировали и педагоги дополнительного образования образовательных учреждений (№№1987, 1937). Неординарные подходы к интеграции общего и дополнительного образования были представлены ЦО №1462.Творчество воспитанников образовательных учреждений округа и учреждений дополнительного образования участники выставки могли увидеть и в рамках официальных церемоний открытия и закрытия выставки (школы №№1141, 499, 488, 1908, ЦО №№1423, 1403, №1408, ЦРТДиЮ «Некрасовка» и ЦДТ «Южнопортовый»).В рамках выставки прошли также мероприятия, посвященные информатизации образовательной среды: интерактивные семинары (школа №1458, ЦДТиЮ «Технорама на Юго-Востоке»). Участники выставки могли познакомиться с учебным ИКТ-проектированием в организации деятельности школы (№1367), созданием электронных обучающих курсов по предметам в системе Learning (№1363), использования программ, входящих в пакет СПО, в образовательном процессе (№572).Во время выставки работала окружная площадка «Охрана природы и природопользование» в рамках Фестиваля научно-технического творчества «От замысла – к изобретению» и окружной этап международного состязания роботов.По итогам окружного этапа международных состязаний роботов I место заняли учащиеся из образовательных учреждений: №1469 – Виктор Чернышев, Марат Смирнов (номинация «Лестница» в составе команды «Мобильные роботы-3»); Данила Лунев, Максим Бодров (номинация «Лабиринт» в составе команды «Мобильные роботы-1»), команда «Мобильные роботы» в средней возрастной группе; школа с углубленным изучением английского языка №1228 и лицея №1502 при МИФИ (команда «Лего-Профи» в старшей возрастной группе); №1421 (команда «NXN-Leaders» в младшей возрастной группе).Наградами были отмечены учащиеся ЦО №1460, лицея №1502, школы с углубленным изучением английского языка №1228 и команды учащихся школ №№339 и 777 (II место в старшей возрастной группе).Интересным было мероприятие, организованное на Неделе инноваций: презентация работы ресурсных центров как инновационных комплексов в системе образования Юго-Восточного округа. Каждое из шести образовательных учреждений, ставшее ресурсным центром, делилось опытом своей работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте