search
main
0

Творчество требует смелости

Послевкусие от XIV Международной онлайн-конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»

Завершена работа методической мастерской наставничества. Искренне благодарю организаторов конференции Ирину Георгиевну Димову, Светлану Сергеевну Ильину, Елену Станиславовну Елшину и Елену Александровну Смит, всех спикеров, модераторов и наших слушателей!

 

Хулимат СУЛТАНОВА

«Творчество требует смелости», – сказал Анри Матисс. Сложно не согласиться с высказыванием знаменитого художника. Сколько страхов нужно преодолеть художнику на пути творчества: и страх испортить материалы, и страх «чистого листа», и страх показать свои результаты и быть непонятым, осмеянным, и страх не найти свой стиль, и сомнения в качестве или актуальности того, что делаешь… Да мало ли их – этих страхов…

«Креативность требует смелости» – это убеждение Ларса Валлентина, в прошлом чемпиона по настольному теннису и фотографа-любителя. Сейчас он пишет тексты для упаковки товаров массового спроса и занимается консультированием компаний, производящих эти товары. Его принципы можно выразить тремя словами: упрощай, удивляй, усиливай.

Оба высказывания, на мой взгляд, уместились в цитату великого основоположника отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».

Но для чего нужна смелость учителю, педагогу-наставнику?

Ответ очевиден: творчество требует смелости, потому что только смелые люди способны одолеть страх, выйти за рамки установленных норм, преодолеть стереотипы и ограничения, найти новые подходы к процессу и деятельности. Они готовы рискнуть, чтобы создать нечто уникальное и оригинальное и найти свое истинное предназначение… Нужна смелость, ну а смелость, как известно, города берет…

Именно так можно охарактеризовать масштабный опыт, который представила на нашей методической мастерской Кристина Александровна Копотилова, методист детского сада №158 Тюмени, через тему «Социальное проектирование для педагогов, или О том, как подать заявку на грант». Уверена, что данный опыт найдет много откликов среди педагогов нашей необъятной страны, так как не оставил нас и, уверена, слушателей равнодушными, заинтересовал своими актуальностью, методической выверенностью и масштабностью.

Труд учителя-наставника К.Д.Ушин­ский сравнивал с творчеством художника.

Однако если художник отражает жизнь в красках, на полотне, композитор – в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Учитель своей личностью одухотворяет дело обучения и воспитания, придает ему жизненную силу. Поэтому творческому педагогу необходимы глубокое знание предмета, широкая эрудиция, «вечно нестареющая детская душа» на любом этапе его деятельности…

Думаю, что учителю истории и обществознания Марине Николаевне Руденко (школа №48 села Алексеевки Ростовской области) присущи эти качества.

Ведь она помимо всех других достижений дважды призер регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

И неудивительно, что ее педагогическое творчество вызывает широкий интерес у коллег, его Марина Николаевна представила через тему «Реализация наставничества обучающихся через систему поддержки их участия в исследовательских и творческих проектах».

Особенностью педагогического творчества является то, что оно всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего учительского коллектива и каждого обучающегося. Один из основных сотворцов учителя по творчеству – ученик. Он уникален своей индивидуальностью. И потому педагогическое творчество требует осознанной целенаправленности. Здесь от педагога нужны познания, действующие не только на обогащение ума знаниями, но и на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанников.

В этом ключе интересный опыт представила Катерина Николаевна Ролич, методист Дома детского творчества №2 Иркутска, через тему «Выстраивание партнерских отношений как одно из условий успешной реализации каскадного наставничества в рамках реализации волонтерской деятельности».

Подводя итоги работы методической мастерской наставничества, хочется еще раз обратиться к К.Д.Ушинскому, который, называя учителя наставником, подчеркивал, что образование имеет для человека и общества бесспорную ценность лишь тогда, когда оно соединится с воспитанием. Наставник направляет человека на тот путь, который дает ему возможность постоянно упражнять и совершенствовать свои познавательные способности, укрепляя волю и характер.

Искренне благодарю всех за сотворчество и щедрость сердец, интересный опыт и широкие познания!

 

Хулимат СУЛТАНОВА, директор Департамента дополнительного образования и программной деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики, заслуженный учитель Чеченской Республики, почетный работник общего образования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте