Воспитание подрастающего поколения сегодня тесно связано с поиском новых путей развития дополнительного образования. Без этого невозможны полноценная модернизация образования и повышение его качества. В связи с этим систему дополнительного образования детей мы рассматриваем как важнейшую составляющую образовательного пространства лицея.
В настоящее время идет активный процесс изменения системы внешкольной работы и ее перехода в качественно новое состояние. Ведущую роль в этом играет территориальное структурное подразделение лицея Детско-юношеский центр «Орленок», в прошлом одно из старейших учреждений дополнительного образования детей Зеленограда, история которого насчитывает более 45 лет. Сегодня уже третье поколение зеленоградцев занимается в творческих объединениях «Орленка». Команда педагогов-профессионалов, готовая предоставить зеленоградским семьям и их детям качественные и разнообразные образовательные услуги на основе свободного выбора образовательной области, вида деятельности, направления и профиля программы, времени ее освоения, стала инициатором интеграции общего и дополнительного образования в образовательном комплексе. Это позволило не только сблизить процессы воспитания, обучения и развития, но и обогатить содержание и формы учебной деятельности, предоставить детям и подросткам реальную возможность выбора занятий по интересам. Такая задача под силу нашим педагогам дополнительного образования, среди которых отличники народного просвещения, лауреаты и дипломанты профессионального конкурса «Педагог-внешкольник», лауреаты гранта мэра Москвы в области образования, золотые и серебряные призеры конкурса «Учитель года Москвы» в номинациях проекта «Строим школу будущего», финалисты конкурса «Педагог года Москвы-2012, 2013, 2014», участники второго этапа конкурса «Педагог года Москвы-2015», конкурса Центра инструкционного дизайна в образовании, конкурса авторских программ Федерального института развития образования, московских фестивалей художественного творчества педагогов дополнительного образования «Признание».Мы пришли к выводу, что дополнительное образование наиболее эффективно расширяет границы базового школьного образования. Интеграция в нашем понимании – это тесное творческое сотрудничество, объединение педагогов образовательного сектора и сектора дополнительного образования как участников совместной деятельности по достижению общей цели – разностороннего развития личности обучающегося. На практике это выражается в интеграции через использование часов базисного учебного плана, кружковой работы и дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору, создание базы интегрированных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования.Можно с уверенностью говорить о том, что поступательное инновационное развитие нашего образовательного комплекса обусловлено в том числе расширением его культурно-образовательных связей и культурно-образовательной среды, совершенствованием работы с талантливыми детьми, организацией концертной и выставочной деятельности обучающихся в образовательном комплексе, районе, округе, городе, а также на всероссийском и международном уровнях.Включение большого числа учащихся в концертную и выставочную деятельность способствует повышению их творческой активности и воспитанию эстетической культуры. Эти ребята лучше адаптированы к различным условиям, более воспитаны в нравственном отношении, осознанно стремятся к достижению более высокого уровня.Наше структурное подразделение дополнительного образования организатор культурно-массовых мероприятий и творческих фестивалей, это дает возможность детям с разной социальной адаптацией, успешностью в учебе и жизненной позицией раскрывать свои лучшие качества в творчестве.Необходимо отметить, что результатом присоединения учреждения дополнительного образования детей ДЮЦ «Орленок» к лицею №1557 стало создание такого образовательного комплекса, в котором каждое структурное подразделение приобрело новые качества и индивидуальность, сложившиеся в процессе интеграции. Уже первые полгода работы показали, что во вновь объединенном комплексе активизировано такое актуальное и востребованное направление, как техническое творчество. Воспитанники наших объединений «Автомоделирование» и «Технология» в сентябре 2014 года стали призерами окружной выставки-ярмарки научно-технического творчества «РИТМ», представив проекты «Беспилотный летательный аппарат системы логического программирования и действия без вмешательства человека» и «Судно на воздушной подушке АБ-1». Воспитанники этих объединений также стали победителями окружного тура олимпиады по технологии.Мы развиваем изобразительное творчество: большое число учащихся 5-7-х классов с удовольствием занимаются этим видом искусства, уже есть первые результаты: ученики 6 и 7-го классов стали призерами окружного тура олимпиады по изо.Новым содержанием наполнилась культурно-досуговая деятельность: школьные праздники проходят с активным участием творческих коллективов, влившихся в комплекс, в котором ранее преобладали занятия точными науками. Таким образом, польза от образования комплексов, состоящих из дошкольных, общеобразовательных подразделений и подразделений дополнительного образования, очевидна. Дети, подростки и их родители становятся участниками единого социокультурного и образовательного пространства.Не будем забывать и о том, что основная задача дополнительного образования – создание таких условий, в которых ребенок с раннего возраста развивался бы в соответствии со своими интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, стремился узнать что-то новое, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Поэтому такая форма образования всегда будет актуальной, а те образовательные организации, в которых создается благоприятная социокультурная среда, способствующая всестороннему развитию личности, и будут больше востребованы у семей. К таким образовательным организациям, как мы считаем, относится и наш лицей. Родители и дети, которые поступают к нам учиться, знают, что получат возможность не только приобрести необходимые знания, но и найти занятие по душе, проявить себя, к примеру, в театральной деятельности, КВН и интеллектуальных играх, журналистике. Это стало возможным благодаря сложившимся традициям и системе дополнительного образования, которая представляет собой разнообразие объединений, находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с учебным процессом. Эти объединения были созданы исходя из запросов лицеистов и их родителей, а также возможностей нашей образовательной организации.«Орленок» – многопрофильное подразделение дополнительного образования лицея №1557, в учебных группах и коллективах которого занимаются более 2,5 тысячи детей и подростков. Это детско-юношеские объединения технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности. Среди них – «Рисовальные классы», «Резьба по дереву», «Батик», «Мягкая игрушка», «Веселое рукоделие»; ансамбль спортивных бальных танцев, образцовая хореографическая студия «Карусель», студия эстрадного вокала «Чародеи», «Автомоделирование», «Техническое моделирование и дизайн». На базе структурного подразделения дополнительного образования действуют музей народного быта, декоративно-прикладного искусства и детского движения Зеленограда «Мир русского дома» и окружной Центр по взаимодействию с детским самоуправлением. Педагогический коллектив «Орленка» использует материалы, наработанные инновационными площадками «Разработка типологии деятельностного и мыследеятельностного содержания образования», «Развитие проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе» и «Построение деятельностных ситуаций в образовательном процессе». На протяжении 10 лет ежегодно «Орленок» становится организатором окружного фестиваля народной культуры «Братина», открытого конкурса педагогических, образовательных и социальных проектов, регионального фестиваля «Классическая гитара», музыкальных гостиных. Все эти мероприятия всегда пользовались успехом у детей и взрослых, при этом в них активно участвовали педагоги и учащиеся лицея. Таким образом, слияние ДЮЦ «Орленок» с лицеем стало продолжением ранее сложившегося сотрудничества.Высокий уровень профессионализма педагогов позволил реализовать инновационный подход – вынесение за рамки учебного плана таких предметов, как «Технология», «Изобразительное творчество», «Мировая художественная культура» и «Музыка». Теперь учащиеся и их родители имеют возможность выбрать эти предметы для углубленного изучения под руководством педагогов дополнительного образования. Обучающиеся наших творческих объединений – неоднократные призеры городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и выставок детского творчества: победители чемпионата и первенства Москвы по стрит-направлениям, Международного фестиваля музыки и танцев, Международного турнира по спортивным бальным танцам, Международного конкурса «Виртуозы гитары», Международного конкурса эстрадного вокала «Empire of stars», Московского конкурса «День Победы в память потомкам», Международного конкурса «На вершине Олимпа», посвященного зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 г., ежегодной «Эстафеты искусств», ярмарки научно-технического творчества «Ритм-2015», Всероссийского чемпионата по автомодельному спорту и многих других конкурсных мероприятий.В настоящее время в лицее активно реализуют программы дополнительного образования по нескольким направленностям. Научно-техническая представлена объединениями «Роботы и искусственный интеллект», «Живая математика», «Мастер-класс по решению математических задач», а естественно-научная – объединениями «Школьное научное общество» и «Юный физик» (результат их работы – более прочные и глубокие знания законов физики, умение применять их в нестандартных ситуациях, что подтверждают успехи учащихся на олимпиадах и конкурсах). Культурологическое направление дополнительного образования представлено объединениями «История русской художественной культуры» и «Основы журналистики». В рамках социально-педагогической направленности реализуют программы «Психология общения», «Развитие личности в творчестве», «Теория и практика командной игры» («Что? Где? Когда?»), «Клуб веселых и находчивых».Важно, что большинство направлений не только получило широкое распространение, но и стало своеобразной визитной карточкой лицея, а в некоторых случаях и всего округа, например, достижения лицеистов-интеллектуалов – это в том числе и достижения Зеленоградского округа и Москвы в российском интеллектуальном движении. За последние 15 лет команды лицея №1557 неоднократно становились лучшими командами столицы. Команды клуба «Эрудит» были лучшими командами Москвы с 2002 по 2005 год, с 2006 по 2008 год, в 2010-2011 годах и в 2014 году, когда команда «Спасико» стала лучшей в отборочных играх Школьного регионального кубка (ШРеК) и завоевала 3-е место в Молодежном кубке мира по «Что? Где? Когда?», в очередной раз заслужив для лицейских команд право принять участие в чемпионатах России.Многократно побеждали лицеисты и в открытом фестивале интеллектуальных игр «Зеленый шум», соревнованиях на кубок МГАДА, зеленоградских играх «Что? Где? Когда?», и это не случайно, ведь лицей занимает место в авангарде интеллектуального движения округа. Здесь регулярно проводят чемпионаты по таким играм, как «Что? Где? Когда?», «Своя игра» (командная, так и индивидуальная), «Брейн-ринг». Лицеисты принимают участие во всех значимых синхронных турнирах и фестивалях, сегодня подрастает уже новое поколение знатоков, которые в ближайшее время могут продолжить успехи своих предшественников.Своего рода визитной карточкой лицея стала команда КВН. В округе нет другой школьной команды, которая могла бы гордиться такими достижениями в этом виде творчества. Клуб КВН лицея №1557 один из старейших в Зеленоградской лиге, начиная со второго сезона (1998-1999 годы) наша команда – неизменный участник всех зеленоградских чемпионатов. Успехи команды – это победы и призовые места в чемпионатах, фестивалях, участие в Международном фестивале школьных команд (г. Обнинск). В прошлом году лицеисты из «Новой команды» стали серебряными призерами зеленоградской лиги, а также победили в Химкинской юношеской лиге, в этом году новая команда «Азбука без вкуса» продолжила традиции и в очередной раз вышла в финал чемпионата, вновь заявив: финал без лицея не финал. Для многих лицеистов, в том числе и выпускников, КВН стал любимым делом. Они продолжают играть в студенческих командах и заниматься КВН на более профессиональном уровне, помогают издавать журнал «Зеленоградский КВН».Журналистика – это еще одна визитная карточка лицея. В разное время у нас издавали такие школьные газеты и журналы, как «Будильник», «Домовенок», «Дети турникета», «Большая переменка», литературный альманах «Крылья Пегаса». Значимость детских занятий журналистикой очень велика. Определение темы и отбор фактов, оценка поведения героя публикации или характера ситуации, даже композиция материала – буквально во всем прослеживается личность самого журналиста. Журналистика помогает ребенку вырасти активной творческой личностью, патриотом своей страны. Помимо теоретических занятий лицеисты имеют возможность посещать занятия по практической журналистике, во время которых они участвуют в создании газет и журналов, выполняют обязанности корректоров и главных редакторов, учатся составлять макет периодического издания. Не случайно многие наши выпускники связали свою жизнь с профессией журналиста.Лицеисты принимают участие во всевозможных фестивалях – «Бег времени», «Юные таланты Московии», «Юные журналисты России», фестивале общественных объединений Москвы, Народном форуме общественных изданий Зеленограда. Лицейское печатное издание «Будильник» завоевало 1-е место в фестивале детско-юношеской прессы, который проходил в Чебоксарах. В настоящее время в лицее создают единый пресс-центр, работа которого будет охватывать все учебные корпуса.Лицеисты давно и с удовольствием занимаются в школьном объединении «Робототехника» и неоднократно становились победителями и призерами фестивалей, олимпиад как в России, так и за рубежом. Они приняли участие во Всемирной олимпиаде по робототехнике, которая впервые проходила с 21 по 23 ноября 2014 года в России (г. Сочи). Состав участников этой олимпиады был впечатляющим: команды из 47 стран общей численностью 3000 человек, из них 2600 участников – из других стран. 1-е место по количеству медалей заняла сборная Таиланда (7). На втором месте Россия с пятью комплектами наград. Команда лицея №1557 завоевала 2-е место в открытой категории (творческие проекты) среди старшеклассников. Наши ребята подготовили проект «Автоматическая стыковка с космической станцией, использующей двигатель на лазерной тяге». Руководитель проекта – кандидат физико-математических наук Л.Белиовская – уже в пятый раз представляла работы своих школьников на World Robot Olympiad. На этот раз команда под ее руководством уступила только школьникам из Гонконга. В ходе Дней робототехники в Сочи также состоялась интерактивная выставка, в рамках которой ученики лицея №1557 показывали действующие модели роботов. Они даже встретились с министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым и представили ему свой проект «Умные сети» (предотвращение несанкционированного подключения к электросетям).В декабре 2013 года в нашем образовательном комплексе состоялось торжественное открытие Центра молодежного инновационного творчества «ФабТой Технопарк», организованного совместно ООО «ЭКСПОНИ» и лицеем №1557. Почему возникла необходимость создания такого центра? Несмотря на то что в лицее реализуют различные профили обучения – физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный, лингвистический, а в 2014-2015 учебном году был открыт педагогический класс, даже такое разнообразие профилей не может полностью обеспечить запросы обучающихся и их родителей. Центр призван расширить образовательные возможности, акцентируя свою деятельность на реализации проектов. В основу создания центра была заложена концепция FabLab – фабрики-лаборатории, оснащенной высокотехнологичным оборудованием. На базе этой лаборатории обучающиеся могут пройти путь от идеи (технологической задумки) до ее реального воплощения, которым может быть конечный коммерческий продукт, в качестве этого продукта была выбрана игрушка – развивающая, образовательная, интерактивная. Структура центра полностью отвечает концепции «инкубатор идей, лаборатория, производство».Основные задачи, которые стоят перед центром, – это стимулирование у детей и подростков любознательности и интереса к познанию окружающего мира, привитие навыков экспериментальной исследовательской работы, обеспечение доступа детей и молодежи к современному оборудованию, профессиональная ориентация, воспитание у обучающихся проектного типа мышления, развитие предпринимательских и маркетинговых качеств. Немаловажный фактор – востребованность творческих способностей участников этого проекта и возможность практического воплощения в жизнь собственных задумок и идей. В своей работе мы ориентируемся на междисциплинарный подход к обучению: от знакомства с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) до освоения программ моделирования, например КОМПАС 3D; от получения знаний по дисциплинам «Физика», «Химия» и «Биология» до практической работы на станках с ЧПУ и лазерном резчике; от получения представления о маркетинге, дизайне и себестоимости до развития предпринимательских навыков.На базе центра проводят занятия кружков авто- и авиамоделирования, где ребята знакомятся с технологией обработки различных материалов, устройством механизмов и машин, обучаются конструированию. Результаты этой работы были успешно представлены на зеленоградской ярмарке идей «Ритм»: проект «Квадрокоптер» занял 1-е место.Для обучающихся лицея и других школ округа центр ведет активную экскурсионную деятельность. Для популяризации проектной деятельности он проводит дни открытых дверей, а по запросам учителей – мастер-классы, во время которых они знакомятся с имеющимся оборудованием. Наши ученики участвуют в выставках, например, они принимали активное участие в Фестивале науки в 2013 и 2014 годах. В 2013 году на выставке ребята работали с тремя проектами – «Кораблик», «Робот» и «Динамик», все желающие могли реализовать свои идеи создания этих объектов из подручных материалов, а наши ученики выступали в роли наставников и руководителей проектов. Одним из результатов этой работы стал робот-рисовальщик. В 2014 году была спроектирована печатная плата для регулировки освещения.Чтобы сформировать группы учащихся для участия в проектной деятельности, проводят командные игры и мозговые штурмы. Ребятам предлагают самые различные задания на сообразительность, инженерную смекалку, логическое мышление. За небольшое отведенное время каждый старается раскрыть свои способности инженера, маркетолога, дизайнера, экономиста при реализации командного проекта. Чаще всего в качестве примера дети придумывают игрушки различной направленности, например, социальной (кукла с заменой эмоций), романтической (кружка для двоих, надуем шарик вместе), развивающей (человечек-светофор) и многое другое.Вместе с нашими учениками мы работаем над созданием школьного музея занимательной науки, где предполагаем разместить такие интерактивные экспонаты, демонстрирующие различные научные законы, процессы, явления, как маятник Фарадея, хаотический маятник, магнитная жидкость, видеомикроскоп, закон Ома. Для создания таких экспонатов нужны не только знания по научным дисциплинам, но еще и по психологии, экономике, дизайнерские способности.Особое внимание наши педагоги уделяют работе с одаренными детьми, используя при этом все возможности, которые есть в образовательном комплексе. Наиболее распространенными формами работы с одаренными детьми стали факультативы, кружки, олимпиады, а как разновидность факультативов – спецкурсы и элективные курсы. Обучение одаренных детей в условиях лицея осуществляют на основе принципов дифференциации. На старшей ступени для ребят организованы курсы по выбору, они углубленно изучают математику, физику, химию, биологию, обществознание, иностранный язык. Ежегодно наши ученики принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях.Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время, на занятиях в кружках и секциях. Работа с одаренными детьми сложна, она побуждает педагогов к новым идеям, ведь необходимо обогащать учебные программы (обновлять и расширять содержание образования), стимулировать познавательные способности учащихся, работать на основе индивидуального подхода, а также организовывать консультирование ребят.Важнейшей формой работы с одаренными учащимися мы считаем проведение олимпиад. Это способствует не только выявлению способностей, но также и становлению, развитию образовательных потребностей обучающихся, их подготовке к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Для талантливых лицеистов мы организуем выезды в наш филиал – лесную школу, где проходят учебно-тренировочные сборы для подготовки к предметным олимпиадам различных уровней. Лесная школа работает в круглосуточном режиме, что позволяет обеспечивать непрерывность образовательного процесса и включать ребят в сложные виды деятельности. Систему разнообразных форм внеклассной и внешкольной работы поддерживают средствами дополнительного образования. Немаловажно и то, что в филиале есть возможность оздоравливать детей в период каникул, а также по запросам родителей обеспечивать их интенсивное обучение в период выезда отдельных групп (классов) и параллелей в течение учебного года, организовывать классы (группы) полного пансиона с учетом профильного обучения лицея (углубленное изучение предметов в рамках физико-математического, естественно-научного, гуманитарного профилей). Здание филиала расположено в лесной зоне, здесь созданы все необходимые условия как для обучения, так и для отдыха и оздоровления: универсальные учебные кабинеты, спортивный и актовый залы, литературная гостиная, спортивный комплекс, уютные спальни, комнаты для преподавателей. Школа располагает хорошей материальной базой, позволяющей организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, есть собственная кухня и столовая, дети обеспечены пятиразовым питанием. Как правило, педагоги выезжают со своими классами в лесную школу сроком от 2 до 5 дней, стали традиционными выезды по таким направлениям, как профильные лагеря; подготовка к олимпиадам и конкурсам, спортивным турнирам; смены юных журналистов; семинары для учителей; творческие выезды учащихся с родителями. Хорошей традицией стали выезды педагогов с учениками для подготовки к олимпиадам по математике и физике с использованием методики полного погружения в предмет. Таким образом, филиал лесная школа – это настоящий школьный городок, предоставляющий широкие возможности для интересной, плодотворной и творческой деятельности, не ограниченной традиционными рамками школьного урока. Уютная, почти домашняя атмосфера располагает к общению, на которое порой не хватает времени в школьные будни. Все это помогает нам реализовывать социальный заказ родителей обучающихся на качественное, доступное образование, социализацию личности, укрепление и сохранение здоровья детей.2015 год знаменателен великой датой – 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В честь этого события 1 сентября 2014 года в нашем комплексе был создан седьмой кадетский класс и заключены договоры о сотрудничестве с ГУ МЧС России по городу Москве, общественной организацией МРО ЗелАО МГО ВДПО и НИУ МИЭТ. Четырехстороннее соглашение между данными организациями, лицеем №1557 и военным комиссариатом ЗелАО позволило создать необходимые условия для развития кадетского направления. Наших кадет обучают по специальному учебному плану, в который включены не только общеобразовательные предметы, но и занятия в объединениях дополнительного образования. Ребята занимаются основами военной и физической (строевой) подготовки, изучают основы безопасности жизнедеятельности, посещают секции «Рукопашный бой», «Бальные спортивные танцы», а также хоровые занятия, занятия по изо и технологии. Особое внимание уделяют созданию товарищеской атмосферы и чувства локтя, формированию дисциплинированности и умения планировать свое время. Кадетская жизнь насыщенна и разнообразна. Для ребят организуют экскурсии и соревнования, они участвуют в торжественных мероприятиях и конкурсах. В 2014-2015 году они посетили экскурсии на Поклонную гору и в пожарную части, участвовали в соревнованиях по военно-прикладным и техническим видам спорта «Рубеж-41» на призы главы управы «Савелки», в смотре-конкурсе строя и песни образовательных организаций с кадетскими классами, в городском смотре-конкурсе строя и песни, а также в торжественных мероприятиях «День памяти жертв терроризма», «Посвящение в кадеты», мероприятиях, посвященных полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, Дню защитника Отечества «Честь имею служить Отчизне!» в Кремлевском дворце съездов. 6 мая наши лицеисты приняли участие в параде кадет «Не прервется связь поколений», посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.Мы, педагоги лицея, прекрасно понимаем, что сегодня от нас требуется качественно новый подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Нашему коллективу есть что бережно сохранять, укреплять, развивать и создавать. Это под силу команде профессионалов при условии творческого подхода к решению стоящих перед нами задач.Н.ГОРЯЧЕВ, заместитель директора лицея №1557
Комментарии