search
main
0

Творчество, талант, вкус

Сегодня «мастерята», завтра - мастера

Младший школьный возраст именно тот период, когда ребенок только начинает задумываться о будущей профессии. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире, как известно, охватывает период с 3 до 10‑12 лет. В это время ребенок напитывается разнообразными представлениями о мире профессий. Именно на этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется профессиональное самосознание.

 

Ведущей деятельностью в данном возрасте становится учебная. Таким образом, основной задачей профориентации в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка в процессе общения со взрослым через урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.

В своей деятельности учителя начальных классов я нахожу множество возможностей акцентировать внимание учеников на профессиях взрослых. На уроках математики – короткие беседы о профессии, упомянутой в задаче. На уроке окружающего мира в рамках изучения темы «Природные богатства и труд людей – основа экономики» можно ознакомить детей с разными профессиями в краткой форме и подробно остановиться на них в теме «Отрасли экономики».

Профориентации во внеурочной деятельности помогает такой ресурс, как «Разговоры о важном». Этот цикл внеурочных занятий был создан Институтом стратегии развития образования в помощь педагогу. Формат занятия позволяет затронуть не только нравственно-ценностные вопросы, но и аспекты профессионального самоопределения. К примеру, говоря о театре и Константине Станиславском, мы говорим о системах актерского мастерства, о театральных профессиях.

Пять лет я руковожу объединением «Студия творчества». Студия осуществляет деятельность в рамках дополнительного образования. Программа создана для детей младшего школьного возраста с 1‑го по 4‑й класс.

Программа студии охватывает разные направления творческой деятельности, дает возможность поверить в себя, в свои творческие способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских, кулинарных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Работа в объединении – прекрасное средство для развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей. Работа спланирована так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, тканью, бросовым материалом, синтетическими и натуральными материалами.

Одним из направлений работы студии является кулинария, которая, как известно, становится одним из условий счастливой и спокойной жизни.

Данный раздел программы содержит материал, который вызывает у обучающихся познавательный интерес к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению блюд. На занятиях по кулинарии дети учатся не только искусству приготовления, но и творческому оформлению блюд к празднику, выставке или конкурсу.

Весь курс построен таким образом, что кроме развития практических навыков детям предлагается и интересный информативный материал, способствующий расширению кругозора, а также облегчающий их дальнейшую социализацию и профориентацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся пользоваться современной бытовой техникой. Формирование знаний, умений и навыков профессионального мастерства проверяется и продолжается на конкурсах и чемпионатах.

В первый же год обучения в студии ребята приняли участие в ежегодном Московском чемпионате профессионального мастерства среди школьников младших классов, на котором проверяются и формируются актуальные знания и умения участников. В рамках чемпионата «Мастерята» школьники погружаются в одну из специальностей и получают свои первые профессиональные навыки. Соревнования проходят в трех возрастных категориях: 1‑2‑й классы, 3‑4‑й классы и «Семья мастеров» – 5‑8‑й классы. В семейной категории родители могут принять участие вместе с детьми. Совместная деятельность детей, наставников и родителей не только знакомит юных участников с различными профессиями, но и учит их работать в команде. Дети и взрослые смогут помочь друг другу научиться чему-то важному и полезному!

Все компетенции предусматривают командное участие. Команда состоит из двух конкурсантов и одного наставника – это человек, который подготовил команду к чемпионату, а также сопровождает ее на всех этапах соревнований. Наставник представляет интересы участников команды на чемпионате, отвечает за их жизнь и здоровье.

Каждый год ребята-студийцы принимают в нем участие. Площадкой компетенций «Кулинарное дело» и «Поварское дело» для «мастерят» является колледж сферы услуг №32. На очном мероприятии подготовки к чемпионату команды провели по аудиториям колледжа, показали оборудование и приспособления для приготовления пищи, ознакомили с профессиями, которым обучают студентов. Девочки присутствовали на занятии студентов-кондитеров.

В финале конкурса команда получила задание изготовить декор для торта из кондитерской мастики. Ребятам нужно было окрасить белую мастику в нужные цвета, слепить овощи для декора торта. Испытание проводилось на высоком профессиональном уровне, участницы приобрели прикладные навыки и море положительных эмоций, ознакомились с творческими сверстниками из других учебных заведений.

Подготовка к чемпионату в 2023 году началась в сентябре с конкурса, победа в котором принесла ученице моего класса съемку в профориентационном фильме по всем компетенциям Московского детского чемпионата «Мастерята». Арина Келлер представляла профессиональную компетенцию «Технология моды». После съемки Арина в составе команды продолжила подготовку к дистанционному этапу соревнования. Студийцы по результатам дистанционного этапа прошли в финал конкурса. Площадкой для компетенции «Технология моды» стал колледж малого бизнеса №4.

– «Мастерята» – это уникальный конкурс, где младшие школьники знакомятся с интересными и перспективными рабочими специальностями, приобретают первые прикладные навыки и задумываются о будущем. С каждым годом чемпионат растет – увеличивается количество компетенций, участников и партнеров – крупнейших работодателей столицы. Впереди у ребят финальные испытания, но каждый из них уже победитель. Навыки, которые они приобрели благодаря участию в Московском детском чемпионате, обязательно пригодятся им в будущем, – отметила заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Ирина Швец. Участников чемпионата поздравили российские космонавты с борта Международной космической станции.

– Вам еще предстоит показать, чему вы уже научились, показать навыки в выбранной компетенции, умение работать в команде. Учитесь делиться опытом с другими ребятами и перенимать его от других. Не бойтесь спрашивать совета у своих наставников и родителей, но и им не бойтесь давать советы, порой взрослым это очень нужно. Помните, что это только сегодня вы «мастерята», а завтра станете настоящими мастерами своего дела – учеными, инженерами, конструкторами, которые будут строить будущее нашей великой страны, – так напутствовали ребят члены экипажа.

 

Ольга ГРИШКОВА, учитель технологии школы №117

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте