В Брянской области прошел конкурс на лучшую методическую разработку уроков, внеклассных часов и акций по гражданско-правовой тематике. Он позволил очертить круг актуальных для изучения проблем, а также содержательно-инструментальный потенциал гражданского образования. Предложенные на суд жюри темы посвящались как локальным, так и глобальным вопросам. Так, в комаричской школе №2 был представлен свой вариант изучения победы советских войск под Сталинградом (В.Кулькова), интересно занятие, посвященное эпохе Петра I (брянская гимназия №4, учитель И.Машоха). Учитель обществоведческих дисциплин Т.Милованова выбрала тему «Глобализация», заместитель директора брянской школы №28 – «Правопорядок».
300-летию города Клинцы была посвящена патриотическая игра «Колесо истории», ее подготовила заведующая методическим отделом Центра детского творчества Г.Сигаева. Деловую игру «Средства массовой информации» предложили Е.Ландик и Н.Акуленко. Материал, подготовленный Г.Сигаевой, отличается не только краеведческой направленностью, но и учит бережному отношению к истории и традициям родного края, воспитывает толерантность и историческую память, учит гражданственности, трепетному отношению к малой родине.
Интерактивная лекция «Глобализация» позволяет использовать межпредметные связи. Здесь используются материалы книги А.Зиновьева «Глобальный человейник».
Теперь обратимся к инструментальной стороне конкурсных материалов. Радует разнообразие форм и технологий, которые могут повлиять на развитие активной гражданской позиции школьников. Среди них можно назвать урок в разных модификациях: проблемный, интерактивный, обобщающий. Профессионально продуманы технология игры (ролевая, деловая), социального проектирования, конкурсов, классных часов, родительских собраний.
Внимание жюри привлек фестиваль социальных проектов в рамках акции «Я – гражданин России» (Н.Акуленко, Е.Ландик, гимназия №4 города Брянска). Известно, что гимназия №4 города Брянска славится своей инновационной деятельностью и в том числе социальным проектированием.
Высоко оценило жюри социальную пробу учащихся пятых и шестых классов гимназии №4 города Брянска «Я и политика школы», представленная как вариант проектного уровня. Реализация идеи социальной пробы «Кто есть кто в школе» показывает педагогические ресурсы этой работы: интервью с администрацией гимназии, анализ «Устава школы», анкетирование учащихся, учителей, план пресс-конференции. Все это учит детей быть активными, критически мыслить, работать с информацией, развивает ответственность и заинтересованность в хорошем образовании.
Среди методических разработок игрового характера внимание жюри привлекла ролевая игра для 5-го класса «Гуси-лебеди: свидетели или ответчики?» (С.Новикова, заместитель директора по воспитательной работе Гришино-Слободской школы). Здесь использован потенциал сказки и технологическое решение – судебное заседание. Довольно убедительно определен ролевой рисунок деятельности судьи, ответчицы Бабы Яги, истцов родителей, сестрицы Аленушки, Гусей и других «участников процесса». В процессе анализа дети выясняют значение прав ребенка, у них развивается умение оценивать свои и чужие поступки. Все это в свою очередь развивает гражданско-правовую активность и ответственность.
Конкурс на лучшую методическую разработку уроков и внеклассных мероприятий по гражданско-правовой тематике показал высокий уровень профессионализма и творчества брянских учителей, их уникальный потенциал. Важным достижением является продуктивность предлагаемых идей, видение критериев оценки качества, наличие рефлексивного плана.
Обсуждалась возможность использования в методической разработке только сценарного варианта, поскольку здесь ребенок становится исполнителем какой-то роли. Кроме того, по мнению жюри, следует осторожнее пользоваться технологией суда (например, «Суд над Петром I»). Может ли подросток «судить» историю, личностей, имея небольшой жизненный опыт и ограниченный круг знаний? Это некорректно и неуместно.
В целом же критерии конкурса (актуальность и практическая значимость предложенной темы, уровень владения содержанием преподаваемого предмета, научно-методический уровень материала урока, оригинальность формы проведения мероприятия, роль учащихся на уроке или в проведении мероприятия и др.) были учтены участниками и показаны на уровне практического решения.
Сложно было выбрать победителей. И все-таки ими названы заместитель директора по воспитательной работе школы №28 города Брянска Л.Чернышева, социальные педагоги Н.Акуленко, Е.Ландик, заведующая методическим отделом Центра детского творчества Г.Сигаева. Всем остальным участникам конкурса будут вручены благодарности Департамента образования Брянской области.
Надежда АСТАШОВА, профессор кафедры педагогики БГУ имени акад. И.Г.Петровского, доктор педагогических наук; Венера БОРИСОВА, заведующая кабинетом воспитательной работы БИПКРО;
Николай КОВАЛЕНКО, руководитель регионального центра гражданского образования
Комментарии