В 2012 году гимназия №1577 вступила в пилотный проект по введению в 5-м классе ФГОС ОО, одно из требований которого – выполнение учащимися индивидуального проекта.
Учителя нашей гимназии около 15 лет работают в проектной технологии, наша гимназия принимает участие в деятельности инновационной площадки «Система проектной деятельности в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в московском образовании». Сотрудничество с наукой, обеспечение научно-методического сопровождения МИРО создали достаточные условия для реализации этого большого проекта. В 2012-2013 учебном году был запущен научно-практический семинар Александры Гуревич, вокруг семинара сплотился коллектив единомышленников (новичков и ветеранов проектного движения), которые обсуждали проблемы истории и теории проектной деятельности, рассматривали кейсы, уточняли понятия, определяли критерии оценивания этой деятельности. В результате участники семинара выработали единую позицию по отношению к ценностям проектной деятельности, в этом учебном году руководителем нашего направления стала заведующая лабораторией проектных технологий МИРО Лада Алексеева.Переход от отдельных проектов, выполняемых отдельными учащимися, к проекту как обязательной части образовательной программы без потери качества – задача, которая требует как педагогических, так и управленческих изменений в жизни школы, причем эти решения важны и на этапе запуска проектов, и в ходе их сопровождения, и при оценке результата.Как запустить ученический проект? Как сделать его личностно значимым для каждого учащегося? Мы попытались помочь детям увидеть палитру вопросов, которые могут стать темой проекта, и одновременно выделить тот один вопрос, который показался им особенно интересным. В сентябре 2014 года мы провели мероприятие, целью которого было помочь ребятам раскинуть яркую «поляну» из вопросов и тем, которые возникли у них во время летнего отдыха и требуют (ожидают) развития в проектной деятельности. Не все вопросы укладывались в предметное поле 5-го класса, но именно это привлекло некоторых ребят, например, мальчиков интересовали звездное небо летом, черные дыры, космическое излучение.Возможности работы с проектами для пятиклассников показали старшие ребята, поделившись опытом выполненных проектов. Они рассказали о том, как работали над проектом; о трудностях, которые возникали в процессе работы; давали советы, основанные на собственном опыте. В обсуждениях активное участие приняли педагоги, планировавшие вести руководство проектами, именно эта ситуация стала исходной в самоопределении пятиклассников – дети определились с руководителем и примерной темой.Важно отметить, что кроме учащихся и учителей субъектами проектной деятельности в нашей модели стали родители. Информирование родителей о задачах, стоящих перед пятиклассниками, мы проводили как заочно (через сайт гимназии), так и на родительских собраниях. Обычный сюжет проектной деятельности в начальной школе: родители сначала должны понять, передать свое видение сыну или дочери, затем вместе выполнить, подготовить и отрепетировать презентацию, в конце концов гордиться своим проектом. Опасения родителей о повторении сюжета были понятны. Поэтому с ними шла кропотливая работа по разъяснению задач проектной деятельности в 5-м классе и их роли в ней, роли близкого человека, который может выслушать, посоветовать, помочь в организации режима работы дома.В начале проектного цикла с пятиклассниками были проведены три практико-ориентированных занятия, на которых совместно с детьми были определены цели и задачи проектной деятельности в 5-м классе, планируемый результат, этапы выполнения проекта, требования к оформлению результата, установлен срок отчета – апрель. Мы договорились, что на каждом этапе каждый пятиклассник должен выполнить письменную работу (реферат или отчет об исследовании), художественную творческую работу или материальный объект, а результат представить на гимназической конференции в виде устного сообщения и компьютерной презентации.Одной из методических разработок стал мониторинг продвижения каждого учащегося, класса в целом. Мониторинг мы проводили 5 раз, его содержание разнилось в разных точках цикла. Результаты позволяли определить этап, на котором находится каждый ученик, его эмоциональное состояние на этом этапе, его запрос на помощь руководителя или поддержку родителей. Возникающие вопросы тут же разрешали или брали в разработку куратор, руководители проекта или классный руководитель. Основными затруднениями были излишне широкие темы, отсутствие ясной формулировки проблемы, сложность в соотнесении учащимися визуальной презентации и текста сообщения, сложность в создании своего текста, формулировке выводов, отсутствие навыков работы ИТ-среде.Вторым принципом в организации проектной деятельности стал постоянно действующий семинар руководителей проектов, на котором рассматривали конкретные кейсы, принимали решения по затруднениям, выявленным при анкетировании.Основным событием для пятиклассников стали конференции. На девяти конференциях (конференции занимали по времени один урок) присутствовали не только пятиклассники, но и гости – ученики 4-х и 6-х классов, родители. Оценка для учащегося была дана в отзыве руководителя на результат проектной деятельности ученика и размещена в портфолио учащегося в электронном журнале.После конференций для детей мы проводили итоговое занятие, чтобы оценить личностный и метапредметный результат деятельности, степень удовлетворенности интереса и понимание структуры проектной деятельности. Рефлексию инициировало задание для каждого проектанта – написать 10 ассоциаций (слова, словосочетания, фразы) по теме «Мой проект в 5-м классе». Затем в группах учащиеся обобщили свои ассоциации в интеллект-карте «Мой проект в 5-м классе» и прокомментировали свое видение, ранжируя понятия по степени значимости.Среди ассоциаций лидировали (по степени упоминаемости): эмоции – от страха до восторга; свобода выбора и действий; ответственность за соблюдение требований и сроков; новая планка, вызов; помощь, оказываемая родителями и руководителями. Степень эмоциональности, спектр эмоций, с одной стороны, показывают эмоциональную напряженность, которая сопровождает проект на стадии поиска решения проблемы и подготовки к устной презентации, это первый опыт публичного выступления с большой работой. С другой стороны, они отражают ответственность за выполненную работу, волнение о том, как примет ее аудитория, будет ли обсуждение, какие вопросы будут заданы.Каждый учащийся считает, что он добился маленькой (а может, и большой) победы над познавательной или технологической проблемой, недоверием учителей или родителей, ленью. Две проектные работы пятиклассников дебютировали на городских конкурсах и стали призерами.Анкетирование родителей показало их высокую степень заинтересованности и удовлетворения организацией проектной деятельности пятиклассников, они отмечали осознанность и различную степень самостоятельности деятельности детей на отдельных этапах.Введение индивидуального проекта – мощное средство социализации пятиклассника, в процессе его выполнения востребованы и, следовательно, развиваются все метапредметные навыки, которые закладывают основу решения жизненных проблем. При этом у каждого ребенка возникает ощущение себя как свободной личности, проявляются личностные качества, которые способствуют или препятствуют достижению результата. Важно, что ребенок осознает причины успеха или неуспеха.Теперь нам предстоит решить несколько важных задач: оптимизировать модель организации проектной деятельности; оформить материалы мониторинга для психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся; оптимизировать учебный план, обеспечив ИКТ-грамотность для реализации проектной деятельности; заложить требования к мультимедийной компоненте планируемого результата; работать с партнерами (другими сильными ОО) для создания конкурентной среды и совершенствования организации проектной деятельности.Татьяна КИСЕЛЕВА, старший методист гимназии №1577
Комментарии