Основным учебником физики в старшей школе в течение последних 30 лет был учебник авторов Г.Я. Мякишева, Б.Б.Буховцева. По нему постигали законы природы, изучали физические явления еще родители нынешних школьников. В содержании этого учебника отражены требования к физическому образованию того времени, и именно этим сегодня обусловлен взгляд на него как на наше наследие.
Необходимость совершенствования содержания физического образования явилась причиной создания новых программ и пособий. Сегодня существует несколько учебно-методических комплектов по физике, но в Хабаровском крае предпочтение отдается УМК В.А.Касьянова, изданному «Дрофой». Именно этот комплект, по мнению педагогов края, наиболее полно обеспечивает курс физики в старшей школе, отражая современные тенденции развития физического образования.
Достоинством учебника В.А.Касьянова является то, что содержание может быть использовано как для обучения старшеклассников по базовому курсу (2 часа в неделю), так и по профильному (5 часов). Уровневость проявляется и в особенностях системы заданий, являющихся аппаратом организации усвоения содержания физики в старших классах.
В конце каждого параграфа учебника школьникам предлагается 5 вопросов, представляющих, на наш взгляд, особую ценность. Первые три носят репродуктивный характер. Ответы на них можно найти в тексте параграфа учебника. Это стартовый уровень, который позволяет разобраться в четвертых и пятых вопросах, составленных так, что они обеспечивают творческое осмысление полученной информации. Особо ценным с позиции развития личности является тот факт, что в ходе поиска ответов на всевозможные «почему?» и «зачем?», содержащиеся в этих вопросах, старшеклассники, критически анализируя, выделяя главное в изученном и сравнивая, поставлены в условия поиска новой для себя информации. Все представленные в учебнике вопросы не существуют сами по себе – содержание ответов по предыдущей теме является базовым для рассмотрения последующих тем.
Каждая тема является стартовым звеном для изучения последующих. Поэтому, приступая к изучению нового материала, учитель обязан учитывать предварительные знания ученика. Только при условии такого учета у обучаемого появляется возможность смыслового анализа текста параграфа и выявления новых связей, расширяющих их смысловой горизонт. Эту мысль можно проиллюстрировать на следующем примере. При изучении принципа минимума потенциальной энергии рассматриваются виды равновесия, и перед учениками ставится задача сформулировать определения устойчивого, неустойчивого, безразличного равновесия. Это задание минимального уровня. При изучении темы «Свободные колебания» к этому вопросу возвращаются еще раз, но уже на более высоком уровне: «Возможны ли свободные колебания в системе, находящейся в состоянии безразличного равновесия?» Получить правильный ответ на этот вопрос поможет детальный анализ рисунка 115 на странице 139 в этом учебнике: состояние безразличного равновесия – это состояние с постоянной энергией. Свободные колебания предполагают изменение энергии, поэтому в состоянии безразличного равновесия такие колебания невозможны.
К неоспоримым достоинствам учебника можно отнести целенаправленный отбор учебного материала, что проявляется в предметном содержании основной, базовой части и дополнительной информации. Кроме таблиц и рисунков, помогающих ученикам понять физику процессов, происходящих в природе, в учебнике содержится интересный материал справочного характера, позволяющий старшеклассникам глубже рассматривать изучаемые вопросы. Практика работы показывает, что достаточное количество моделей и аналогий, помещенных автором и в тексте параграфа, играет положительную роль в развитии мотивации и познавательной активности школьников.
Сложности преподавания физики по этому учебнику связаны в первую очередь с преодолением педагогом традиционных урочных форм, что влечет за собой развитие у учителя творческого мышления, необходимости осознания своей профессиональной деятельности и, наконец, изменение его менталитета. Это процесс избирательный. Он невозможен без добровольного очищения от отживших догм. В его основе – кропотливая работа ума, воображения, интуиции и желание педагога работать по-новому.
Л.П.МОШЕЙКО, главный методист Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Комментарии