Позитивная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из приоритетных задач, которые решаются в образовательном пространстве. Насыщенная творческая среда дает детям больше возможностей для развития своего личностного потенциала, самореализации, расширения социальных контактов, приобретения положительного опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, повышения социальной активности. Открытый московский фестиваль «1+1» – один из ярких примеров подобного пространства.
Творческая деятельность обогащает сферу познавательных интересов ребенка, учит эффективно взаимодействовать в команде, реализуя совместные творческие проекты, создает ситуации успеха. Ребенок может увидеть, услышать, почувствовать через творческую активность все многообразие окружающего мира и культурной среды, получить яркие впечатления и положительные эмоции.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья творческая деятельность важна с точки зрения и процесса, и результата, и возможности публичного представления достигнутого успеха. Участвует ли ребенок в разработке культурно-познавательного маршрута и его видеосъемке, готовит ли вместе со сверстниками интересную викторину, создает ли оригинальную афишу концертной программы или репетирует танец – сам процесс уже становится содержательной творческой активностью. Такая деятельность увлекает, превращается в новую форму досуга, укрепляет дружеские отношения со сверстниками и создает новые творческие контакты. Творческий процесс часто выступает эффективным способом приобрести жизненно важные практические навыки, может помочь в процессе профессионального самоопределения. Достижение результата позволяет ребенку повысить уверенность в собственных силах, поверить в себя. Именно в творческой деятельности с ее разнообразием возможно максимально учитывать психофизиологические особенности детей, имеющих различные нарушения. Например, занятия танцами позволяют использовать доступные невербальные средства общения. В рисовании или при подготовке культурно-образовательных экскурсионных маршрутов актуализируются наглядность и образность. Для того чтобы включать элементы прикладных видов деятельности, можно шить костюмы для театральных постановок своими руками, создавать персонажей из пластилина для собственной мультипликационной истории. Можно готовить видеоролики, используя информационные, мультимедийные и другие интерактивные технологии. Проявив себя, свои таланты, каждый ребенок может создать свой собственный уникальный творческий продукт.
Возможность публично представить результаты своей творческой деятельности, получить общественное признание в рамках творческого фестиваля подчеркивает для ребенка значимость его усилий, развивает позитивное самоотношение, повышает мотивацию, а сам фестиваль становится ярким, эмоционально насыщенным событием.
Творческая деятельность позволяет не только ребенку раскрыть свои таланты и способности, но и взрослым, которые рядом. Родителям и педагогам так проще быть на одной волне с детьми, лучше понимать, что для них важно и интересно, создавать оптимальные условия для успешной социализации.
Говоря словами педагога Василия Сухомлинского, «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Оксана ГОЛЕРОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии