search
main
0

Творческое воспитание – на сцене и в классе

​Театр и школа – это тема не просто интересная, но и еще очень близкая педагогам.

Нам надо постоянно вспоминать то, что о театре говорили классики: «Театр – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло» (В.Маяковский), «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н.Гоголь), «Театр наказует тысячи пороков и рекомендует тысячи добродетелей» (Иоганн Фридрих Шиллер). Каковы же возможности и результаты театральной деятельности в общеобразовательной школе? На примере опыта нашей образовательной организации можно сказать, что подобная работа не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может влиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребенка. Я считаю, что театральная деятельность в школе системна и многогранна, именно в системном подходе она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования, в итоге составляя единое целое, работающее на результат. Театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе – через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся всех классов и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов. Может возникнуть закономерный вопрос о месте театра в учебном занятии, когда мы говорим о работе с источниками или преподавании предметов на иностранном языке, но именно в комплексном подходе и весь секрет. Сегодня иностранный язык не должен восприниматься лишь как инструмент для общения, я вижу нашу цель в создании таких условий, чтобы выпускник современной школы мог применять иностранный язык как инструмент для развития достижения максимального успеха в своей профессиональной деятельности. Ставя подобную цель, нельзя ограничиваться классно-урочной системой в обучении иностранному языку. В 2004 году в нашей школе был создан театр на испанском языке. На протяжении всего времени существования театра школа успешно сотрудничает с посольством в России и Министерством образования, науки и культуры Испании, театр ежегодно принимает участие во всероссийском фестивале театров на испанском языке, международных фестивалях, выступает на городских театральных площадках Испании. Как же происходит работа над произведением в рамках работы театра? Каким образом такая работа служит механизмом для достижения высоких образовательных результатов участниками проекта? Это выбор произведения, чтение оригинальных текстов современной литературы, анализ произведения на учебных занятиях, поиск смыслов, глубокая работа над пониманием текста, его осмысление, обсуждение в классе, затем работа по адаптации текста под условия (например, фестиваля театров на испанском языке). Необходимо, сохранив стиль автора, характерность героев, детали произведения, сократить произведение по времени, на этом этапе мы привлекаем педагогов дополнительного образования и внеурочной деятельности (сцендвижение и актерское мастерство). Для такой совместной работы нужен художественный перевод на русский язык, то есть мы видим, что уже на этих этапах педагоги активизируют различные виды деятельности учащихся. В театр приходят дети с различным уровнем языковой компетенции, с каждым этапом их уровень требований к себе и языковой компетенции повышается. Начинается репетиционный процесс, который требует взаимодействия педагогов различного направления, привлечения тех детей, которые разрабатывают декорации, работают со светом, музыкой, информационными технологиями, ведут разработку синопсиса (а это тоже работа с текстом и развитие необходимого навыка по выделению главного в содержании), работу в рамках художественно-эстетического направления, создание смысловых иллюстраций для выпуска программы и афиши. Выпуск спектакля – это всегда и праздник, и обязательный анализ со всеми участниками образовательного процесса. Это мероприятия для родительской общественности, это анализ результата на уроках и мотивация для изучения иностранного языка и чтения литературы. Я должна сказать, что нет таких детей, которые не мечтают о театре в школе, нет таких участников театра, которые не выбирают иностранный язык как предмет для прохождения ОГЭ, для подтверждения своей компетенции. Таким образом, театральная деятельность в образовательном процессе во всех ее формах позволяет решать различные педагогические задачи. Образовательный результат в развитии компетенций – лингвистической, социокультурной, аналитической, учебной – это прежде всего способность к интеллектуальному, культурному, нравственному саморазвитию, способность работать с различными источниками информации, аргументированно строить свою речь. Театральная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, вызывает интерес к литературе, иностранному языку, активизирует и пополняет словарный запас, развивает связанную речь, мышление, способствует нравственному и эстетическому воспитанию каждого ребенка, позволяет расширить содержание любой предметной области, формирует навык публичного выступления, учит межкультурному диалогу, развивает личностные качества, понимание и уважение ценностей представителей других культур, готовность использовать иностранный язык как средство общения с его носителями, а также высокую потребность к самообразованию. Эта деятельность может и должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, так как открывает новые возможности, новые выборы и как увеличительное стекло делает значимой перспективу достижения высоких образовательных и личностных результатов каждого ребенка. Татьяна АРХИПОВА, директор школы №2123 им. М.Эрнандеса, учитель года Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте