search
main
0

Творческий взрыв. На 4-й сессии Всероссийской педагогической школы профсоюза солировали личности

Конкурсы профессионального мастерства, как известно, действенная форма повышения квалификации. И к тому же по-настоящему мощный источник вдохновения для преподавателей, которые не только творят, но и сталкиваются с ежедневной рутиной, испытывают моральную усталость, профессиональное выгорание. «Учитель года России» – отличный способ не потерять вкус к профессии. А еще есть «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Директор школы»… Еще один формат «творческого взрыва» – школа для взрослых. К примеру, Всероссийская педагогическая школа, уже четвертый год собирающая под эгидой Общероссийского профсоюза образования учителей, – заметное образовательное событие.

Замечательно, что на ВПШ профсоюз и его партнер «Учительская газета» сумели объединить возможности двух вдохновляющих мероприятий. Многие лекторы, ведущие семинаров и других мероприятий обширной программы Всероссийской школы – участники, лауреаты, победители конкурса «Учитель года России».Вот и в этом году учителя года стали гвоздем программы 4-й ВПШ. Слушатели школы – информационные работники, члены Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского профсоюза образования и активисты молодежных советов – были довольны. Почему выступления участников конкурса «Учитель года России» так интересны? Потому что в конкурсе участвуют и побеждают проверенные профессионалы, но кроме того, на конкурс идут неординарные, интересные, яркие личности.Такие как филолог, профессор Брянского государственного университета Олег Парамонов, в 1993 году ставший абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России». Олег Геннадьевич известен в образовательном сообществе, и не только в нем, как блестящий поэт, пишущий в разных жанрах и великолепно читающий свои стихи. Творческий вечер Олега Парамонова каждый раз подарок для слушателей школы. Но в этот раз со сцены подмосковного учебно-методического центра «Голицыно» звучали не только авторские строки, но и произведения поэтов-фронтовиков, рассказы о них. А затем педагог предложил залу игру – угадать слово из пушкинского стихотворения. Оказалось, это очень непросто. Ведь речь идет о выборе гения. К месту Олег Геннадьевич вспомнил, как Аристотель определял талант и гений: «Талант попадает в цель, которую видит, а гений – в цель, которую никто не видит». Угадать пушкинское слово не удалось, но молодые коллеги Олега Парамонова тут же начали разгадывать новую загадку – предвидение, заложенное в 1825 году в романе «Евгений Онегин» в главе о поединке Ленского и Онегина. Это предсказание трагически сбылось в 1837-м, в день роковой дуэли поэта… Вот так творческий поэтический вечер стал фактически мастер-классом, но не скучной лекцией с тезисами о том, как преподавать литературу, а скорее живым примером, иллюстрирующим роль личности учителя-словесника на уроке.Конечно, талантливые педагоги – это жемчужины педагогического корпуса России. Представляя Олега Парамонова слушателям ВПШ, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова сказала: «Наша газета гордится тем, что придумала конкурс, который открывает стране таких педагогов». Поистине «Учитель года» – планета педагогических талантов. «Причем конкурс родился «снизу», в учительской среде, никто его «сверху» не навязывал», – напомнила Ирина Георгиевна. Журналисты «Учительской газеты» предложили идею читателям, читатели ее одобрили, а уже дальше возник организационный каркас, появились учредители, сегодняшний триумвират – Министерство образования и науки РФ, Общероссийский профсоюз образования, «Учительская газета». Вот как умение активно читать педагогическую прессу рождает масштабное мероприятие, которое существует уже 26 лет и которому явно уготована долгая жизнь. Сегодня «Учитель года» не только ежегодный конкурс, но и общественное движение, клубы участников состязания созданы во многих регионах России.Один из клубов, «Учитель года Подмосковья», был представлен на Всероссийской педагогической школе Общероссийского профсоюза образования яркими педагогами. Учитель английского языка, руководитель театра «Дети до 16» гимназии «Пущино» Московской области Мария Ахапкина, которой предстоит в этом году участие во всероссийском финале «Учителя года России», дала мастер-класс на тему «Методы и приемы театральной педагогики в образовательном пространстве». Ее коллега по конкурсному движению, заместитель директора гимназии №2 города Коломны Московской области Светлана Кузнецова, говорила о весьма актуальном – как работать в условиях стандартов. Сегодня, когда школа стала напоминать офис, а директор и завучи приобрели статус менеджеров, очень важно создать в учебном заведении развивающую педагогическую среду. Кто это сделает? Конечно, творческий учитель. Наиболее востребованные педагогические технологии для взаимодействия учителя и ученика в новой образовательной парадигме – исследовательская, коммуникативная, игровая, психологическая, деятельностная, рефлексивная. Светлана Валентиновна проанализировала слагаемые урока, дала алгоритм подготовки к занятию. Наконец, разобрала по косточкам урок открытия нового знания. Желания получить эти самые новые знания не возникнет, если не создать предпосылку, мотивацию – затруднение, которое необходимо преодолеть. Это непросто – зафиксировать затруднение, найти новый способ действий, самостоятельно выполнить задание на новый способ действий и затем самостоятельно же проверить решение. Но только так можно подготовить детей к проектировочной деятельности.Председатель клуба учителей года Ульяновской области, и. о. директора Центра образования и системных инноваций Ульяновской области кандидат педагогических наук Раис Загидуллин говорил на своей интерактивной лекции о новой дидактике современного урока. Слушатели ВПШ буквально за пару дней убедились, как многообразен опыт учителя года Ульяновской области. Раис Рамазанович восхитил молодых учителей и информационных профсоюзных работников семинаром под названием «Как мероприятие превратить в событие». И кстати, ульяновский педагог начал с того же, о чем говорили и вышеперечисленные докладчики, – с роли личности в образовании. Личностно ориентированным, оказывается, может быть не только обучение и воспитание, но и оргработа. Но все-таки когда мероприятие становится событием? Когда касается лично каждого. Оказывается, есть три поведенческие стратегии, которые необходимо использовать, чтобы перевести мероприятие в личностный план: получение удовольствия, поиск смысла, вовлеченность. И конечно, необходима образно-эмоциональная основа деятельности. Зрелищный урок тоже может стать событием. Какие эмоции помогают учителю? Существует не одна классификация, написаны книги, созданы теории. А учитель скорее всего остановится на такой эмоции, как удивление. Отсюда и начинается познание. Образы же могут быть какие угодно – из литературы, музыки, изобразительного искусства, когнитивные, цветовые, символические…«Начать с эмоции – и урок будет идти по-другому, по-другому будут знания восприниматься, включенность будет иной, побуждение к действию», – считает Раис Загидуллин. Чтобы показать, как в разных ситуациях можно побудить учеников к действию, он предложил два упражнения. Первое: «Дети уронили вазу с цветком. Ваша реакция?» И второе: «Ученики на перемене целуются. Что вы им скажете?» Не буду давать подсказки, попробуйте сами выполнить эти упражнения!Участники 4-й сессии ВПШ с готовностью откликались на все задания, упражнения, вопросы и идеи учителей года, других преподавателей и лекторов, жадно учились с утра до вечера. И тут же выдавали «экзаменационные работы» – снимали ролики, готовили танцевальные, музыкальные, комические и драматические номера. Вдохновение не покидало учеников профсоюзной школы ни на один день, тем более что молодые и опытные педагоги подпитывались энергией друг у друга, ведь их сразу объединили в шесть групп. Но конечно, трудились и отдыхали всей школой, помня девиз ВПШ-2015: «Вместе – в будущее». Особенно удалась слушателям ВПШ литературно-музыкальная композиция «Мы дети Великой Победы!». Права председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова: во время проведения профсоюзной школы «наши лидеры еще раз убедились в том, что дело, которому они служат, будет кому передать».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте