search
main
0

Творческий учитель немыслим без амбиций. или Путешествие в сказку

Южное Бутово – город в городе. Причем совсем не похожий на столицу, тихий, уютный, с многочисленными озерами и мелкими речушками. Когда-то переселяемые в Бутово из центра москвичи не хотели сюда ехать. Теперь радуются, что живут в столице и в то же время на природе, вдали от шума и суеты мегаполиса.

Спальный район продолжает строиться, многоэтажки растут тут как грибы после дождя. И что хорошо – здесь все продумано, рядом и детсады, и школы – уютные, новые, оснащенные самым современным оборудованием. Такие, как 1978-я, что на улице адмирала Лазарева. Между прочим, побывав в 1978-й школе, я убедилась – качественное образование можно получить не только в продвинутых гимназиях и языковых спецшколах, образовательным учреждениям спальных районов столицы удалось за последнее время сделать существенный рывок в своем развитии. Они стали по-настоящему инновационными и в то же время остались доступными для широких масс. Кстати, в 1978-й школе реализуются программы гимназического образования в 5-8-х классах, предпрофильного и профильного обучения.

…Школе №1978 в декабре исполнится восемь лет, возраст совсем юный, а сделано за это время многое, пожалуй, самое главное – здесь сформирован творческий коллектив профессионалов, которому удалось создать в школе комфортную дружелюбную атмосферу, здесь хочется учиться и хочется учить.

– Конечно, на первых порах были трудности с поиском кадров, – рассказывает директор школы Татьяна Смирнова, – тем более что открылись мы в январе 2002 года, среди учебного года найти профессионала непросто. Зато сейчас я счастлива, что у меня такой коллектив, – искренне признается Татьяна Юрьевна, – заставлять работать никого не надо, каждый стремится совершенствовать свой профессиональный уровень, благо возможностей сегодня предостаточно – различные курсы повышения квалификации, семинары, «круглые столы»…

– Хороший учитель немыслим без здоровых амбиций, без желания создать что-то новое, интересное вместе со своими учениками, – убеждена Татьяна Юрьевна.

Кстати, информационно-коммуникационными технологиями здесь владеют все, даже учителя пенсионного возраста. Причем курсы по информатике педагоги проходили прямо в школе. Продвинутыми пользователями здесь стали все, и потому сейчас уже поступают заявки на организацию курсов по работе с мультимедиа и интерактивной доской. Школа, в прошлом году участвуя в нацпроекте, выиграла миллион, и потому умение работать с интерактивной доской – насущная потребность здешних педагогов. Впрочем, сегодня большинство из них уже вовсю используют эти доски в учебном процессе.

Проекты – с первого класса

1978-я – по московским меркам небольшая школа. Здесь сегодня учится 561 человек, так что практически каждый ребенок тут на виду, особенно в начальной школе. Примечательно, что «началка» работает, как по традиционной системе, так и по развивающей системе Занкова.

– Работа по развивающей системе Занкова имеет свои особенности, – рассказывает классный руководитель 2-го «В» класса, учитель высшей категории Оксана Ткач. Оксана Степановна работает по Занкову не первый год и отмечает, что у ее воспитанников по сравнению с теми ребятами, которые учатся по традиционной системе, лучше развита письменная и устная речь. Однако, отмечает Оксана Степановна, чтобы достичь хороших результатов, работая по Занкову, необходимо тесное сотрудничество учителя и семьи. Домашние задания по этой системе предусматривают, что ребенок их выполняет в сотрудничестве с родителями. К сожалению, многие даже вполне благополучные родители, чрезмерно занятые на работе, отказываются от обучения своих по этой системе, понимая, что не смогут ребенку уделить должного внимания, – сетует педагог. Впрочем, Оксане Степановне в своем классе удалось наладить работу с родителями, хотя сложнее всего было «переключить» сознание пап и мам, не привыкших работать по развивающей системе. Однако трудности были только на первых порах, сейчас родителям нравится, что их дети учатся по Занкову. Да и преимущество они уже увидели – хорошая грамотная речь, коммуникабельность, творческий подход к решению задач, в том числе и жизненных ситуаций, помогут их малышам быть успешными в дальнейшей жизни.

Примечательно, что дети с удовольствием участвуют в проектной деятельности, которая стала одним из главных направлений работы школы в целом.

– Мы даже конкурс проектных работ устроили, – улыбается Оксана Степановна, – ребята с удовольствием работали над проектами «Моя семья», «Визитная карточка класса».

Как «Светлячок» превратился в «Росток»

Проектной деятельностью увлечена вся школа. Причем ребята работают над проектами в различных направлениях. Социальные проекты направлены на решение многих злободневных проблем – наркозависимости, табакокурения, игромании. Старшеклассники с удовольствием работают над проектом «Школьный сайт», создают различные электронные пособия. Ну а помимо учебных сайтов, конечно, ребятам интересно создавать различные виртуальные сообщества, где можно общаться по интересам. Есть и серьезные проекты, к примеру, организация дистантных форм образования детей-инвалидов и тех ребят, которые часто болеют. Между прочим, проекты «Компьютер. Кто ты?», «Скорая помощь» – победители конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Ярмарка идей на Юго-Западе».

Проектной деятельностью занимаются и учителя. Сейчас педагоги 1978-й создают мультимедийные программы для разного уровня обучения. Между прочим, эта деятельность настолько увлекла педколлектив, что школа стала городской экспериментальной площадкой по использованию мультимедийных программ в обучении иностранным языкам. Кстати, школа еще и база для двух окружных экспериментальных площадок и одной городской.

Именно благодаря увлечению проектами в школе стали ежемесячно выпускать газету «Светлячок» для малышей и газету «Росток». На этом здесь не остановились, решили, что вполне по силам издавать художественно-литературные журналы «Просто шедевр» для начальной школы и «Дирижабль» – для ребят постарше.

Тяга к творчеству, пожалуй, отличительная особенность и тех, кто учится здесь, и тех, кто учит. Сейчас, к примеру, накануне Нового года все обитатели 1978-й помимо уроков заняты репетициями. Ну, разумеется, в школе есть своя театральная студия, есть театр на английском «Смайлик». Уже стало доброй традицией, что учителя к празднику готовят своим ребятам сюрприз – новогоднюю сказку. Сценарии обычно пишут математик Елена Федосова и литератор Ольга Цветкова. В этом году, по секрету скажу, педагоги позаимствовали сюжет для своей сказки у Чуковского, взяв за основу его известную каждому малышу «Муху-цокотуху». Между прочим, выпускники прошлых лет, с нетерпением ожидающие театральных представлений, признаются: «Мы как в театре побывали!»

Навигатор здоровья

Быть по-настоящему успешным в школе может только здоровый ребенок. Это хорошо понимают в 1978-й. Не случайно в основе учебно-воспитательного процесса школы три взаимосвязанных между собой принципа: здоровье – развитие – обучение. Примечательно, что школа не пытается взять на себя функции поликлиники, здесь не лечат, а лишь пытаются сохранить и укрепить здоровье ребенка за счет дидактически правильно построенного процесса обучения. Среди главных здоровьесберегающих технологий школы – технология уровневой дифференциации и индивидуального подхода к каждому ребенку, технология деятельностного подхода и интеграции в образовании, технологии проектного и развивающего обучения. Особое внимание заслуживает технология, направленная на «создание предпосылок успешности и психологической поддержки образовательного процесса». Она, прежде всего, связана с работой театра кукол «Облако».

– Для ребенка в начальной школе очень важна игровая деятельность, – считает Оксана Ткач. – Куклотерапия способна решить многие проблемы воспитательного и учебного характера. Так, уроки русского языка с куклой, которые проходили при участии кукол, всегда вызывают повышенный интерес у детей. Сама кукла уже способна привлечь к себе внимание, усилить интерес ребенка к изучаемому материалу.

Игровая деятельность применяется и в средней школе, особенно на уроках иностранного языка в 5-м классе, это помогает ребятам быстрее заговорить на неродном языке. Все это позволяет говорить, что в 1978-й школе на деле реализуются цели и задачи центра содействия укреплению и сохранению здоровья обучающихся, ставшего структурным подразделением этого образовательного учреждения.

Здесь хорошо понимают, что здоровьесбережение – комплексная работа во многих направлениях. Помимо здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках, в 1978-й школе проводятся динамические паузы, радиозарядка, в начальной школе учителя организуют подвижные игры во время перемен. Преодолеть стрессовые и конфликтные ситуации и ученикам, и педагогам помогает квалифицированный школьный психолог. Особое внимание здесь уделяется правильному питанию и, конечно же, урокам физкультуры. Кстати, 1978-я школа – окружная экспериментальная площадка по разработке моделей физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, имеющих структурные подразделения центра содействия укреплению и сохранению здоровья школьников. Есть и определенные вполне весомые результаты у школы в спортивных достижениях. Например, в окружной спартакиаде «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни» 1978-я школа заняла 2-е место.

Чтобы уроки физкультуры проходили действительно с пользой для ребенка, здесь решили провести мониторинг здоровья каждого школьника. Потом составили навигатор здоровья, куда внесли все данные по здоровью и физическому развитию. Теперь учитель физкультуры может определять физическую нагрузку для каждого в зависимости от возможностей здоровья учеников. Здоровье – это еще и профилактика вредных привычек, в первую очередь столь распространенного в школьной среде курения. Именно в проектах, связанных с пропагандой здорового образа жизни и отказа от курения, школа №1978 в 2009 году заняла 1-е место в округе и вошла в десятку лучших московских школ по этому направлению деятельности. Кстати, старшеклассники здесь пишут сказки о здоровье, а потом приходят к малышам и в игровой форме демонстрируют их перед ними.

Физическому и психическому здоровью способствует и роскошный зимний сад, созданный в стенах школы руками педагогов и учеников. Здесь растут несколько десятков экзотических растений, за которыми заботливо ухаживают ребята.

…В этой школе чувствуешь себя по-настоящему уютно и комфортно, одним словом, по-домашнему. Причем дело не только в новой удобной мебели, мягких уголках в классах и коридорах, двух роскошных мультимедийных классах, но в первую очередь в самих педагогах, которые любят свою работу а главное – детей…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте