search
main
0

Творческий поиск начинается с создания образовательной среды

​Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения педагогических технологий, положительно влияющих на индивидуальное развитие личности, формирование творческой инициативы, умение самостоятельно работать в информационных полях.

Вполне закономерно, что в образовательный процесс широко внедрились методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности. Эти методы и технологии стали важной составляющей в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций Северо-Восточного округа.Научно-техническое творчество всегда связано с открытиями и изобретениями. Когда ребенок взрослеет, у него появляется желание быть не только наблюдателем, но активно действующим персонажем, лично воздействующим на окружающий мир. Для этого ему необходимо сначала понять, как устроены все эти интересные объекты, чтобы потом реализовать желание сделать самому что-нибудь интересное или полезное. В результате приобретенная полезная привычка узнавать что-то новое в последствии может повлиять на осознанный выбор будущей профессии. В этой связи округу необходима стабильно работающая образовательная система, нацеленная на эффективный поиск одаренных и мотивированных детей, поддержку их инициатив в области изыскания открытий. Приятно констатировать, что в округе есть не один яркий пример успешного создания именно такой благоприятной среды.Для формирования инновационного поколения, способного к достижению качественных образовательных результатов, успешной социализации, проектированию и обладающего культурной идентичностью, в ЦО №1486 осуществляется инновационная деятельность в трех взаимосвязанных направлениях: реализация программы «Развитие научно-практического образования в школе»; реализация комплексно-целевой программа работы с родителями в Центре образования №1486 «Мир семьи и школьное образование»; реализация программы «Эксперимент в космосе». В рамках реализации городской Программы развития научно-практического образования в системе образования Москвы Центр образования входит в состав городской инновационной площадки.В рамках реализации программы «Эксперимент в космосе» организованы малые исследовательские экспедиции в музеи Москвы, связанные с авиацией и космонавтикой, планетарии, мемориальные комплексы. Начальные навыки технического моделирования формируют на уроках технологии, на занятиях дополнительного образования научно-технического профиля, они находят практическое применение в ходе создания проектов по построению авиамоделей, моделей ракет и летательных аппаратов, макетов по теме «Авиация и космонавтика». Проведение простейших исследований астрономических явлений в атмосфере Земли и звездном небе, подготовка исследовательских и проектных работ по космической тематике позволяют дополнить общее образование детей. ЦО №1486 вошел в сетевой образовательный кластер в качестве модуля по реализации начального этапа космического образования в на основе Национальной космической технологической платформы.На базе гимназии №1572 проводят городскую научно-исследовательскую конференцию «Математика: знание и реальность» в области естественно-математических наук. Организаторами конференции наряду с гимназией №1572 стали территориальная группа СВАО городского методического центра, МГТУ «Станкин», МГУПС, участники конференции – учащиеся 5-11-х классов образовательных учреждений Москвы, школьники представляют научно-исследовательские работы по теоретической, прикладной и занимательной математике.В гимназии создана «инженерная школа», основанная на имеющемся российском и зарубежном опыте организации научно-технического творчества для успешного вхождения старшеклассников в сферу бизнеса, производства, управления. Обучение в ней предполагает знакомство с передовым зарубежным опытом в научно-технической сфере, в число партнеров входят школы и университеты Китая, США, Италии, ведется практика организации международных детско-взрослых проектно-разработческих команд. «Инженерная школа» позволяет создать условия для высокого качества обучения, которое обеспечивают за счет решения предметных задач на высоком уровне сложности; решения инженерных и конструкторских задач, в том числе в направлениях «Транспорт», «Медицина», «Экология», «Робототехника»; знакомства с профессиональной деятельностью и спецификой отрасли; анализа реальных проблемных ситуаций и включения в проектирование бизнеса и производства, основанных на передовых инженерных решениях.Образовательный комплекс – лицей №1537 объединил в себе образовательные организации района Ярославский, в него вошли лицей информационных технологий №1537, Центр образования «Школа здоровья №1099» и четыре детских сада. В объединенном режиме комплекс работает второй год. Для обеспечения высокотехнологичной реализации московского стандарта качества образования на основе технологий организации единого информационного пространства в комплексе был создан инновационно-технологический центр. Создание инновационно-технологического центра позволило приступить к построению системы непрерывного научно-практического образования по линии «детский сад – школа – вуз» и перейти к практической реализации формируемого на базе лицея образовательного кластера «Применение ИКТ в научно-техническом творчестве». Лицей много лет проводит сетевые межшкольные интерактивные мероприятия для учащихся Северо-Восточного округа. Межшкольная интерактивная научно-практическая олимпиада «РоботСАМ» для обучающихся 6-9-х классов также много лет проходит на базе лицея. Участники олимпиады получают уникальную возможность научиться самостоятельно создавать настоящих классических мини-роботов на основе реальных транзисторов и датчиков «не из конструктора» (уникальное для нашего времени явление!), а затем использовать этих роботов на игровых полигонах всероссийских робототехнических соревнований. Уместно заметить, что олимпиада ориентирована на детей, делающих первые шаги в робототехнике, и не предполагает наличия навыков в данной области. Создав специальный сайт олимпиады и организовав прямую трансляцию в сети Интернет, лицей способствует популяризации НТТМ в округе. Воспитанники структурных подразделений детских садов лицея под руководством воспитателей и родителей готовят проекты для участия в социально значимых мероприятиях, проводимых городским методическим центром: в городском фестивале научно-технического творчества «Образование. Наука. Производство», городском экологическом фестивале «Бережем планету вместе», городском фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» и городском конкурсе «Я покажу тебе Москву». В 2014-2017 годах планируется ввести многофункциональный образовательный технокомплекс для обеспечения моделирования системы обогащения познавательного развития детей 3-7 лет с использованием традиционных и инновационных средств.Интеллектуально-мотивирующая среда дошкольного образования лицея, созданная в условиях комплекса, предусматривает модульный принцип организации в зависимости от интересов и направленности детей.Проект содержит в себе 6 основных модулей:модуль 1: «Я – исследователь» – обеспечение исследовательской и экспериментальной деятельности;модуль 2: «Робототехника» – изучение основ программирования и робототехники;модуль 3: «Азбука общения» – развитие вербальной коммуникации;модуль 4: «Музыка вокруг нас» – цифровой программно-аппаратный аудиокомплекс;модуль 5: «Юный эколог» – ознакомление ребенка-дошкольника с биоразнообразием внутри экологических групп;модуль 6: «Юный техник» – техническое конструирование.Вот так, за год существования в лицее придумали, разработали, начали реализовывать интересную и нужную программу, которая позволит создать образовательную среду, необходимую для развития НТТМ, проектной деятельности и просто… РАЗВИТИЯ.Созданию и развитию благоприятной среды для научно-технического творчества в образовательных организациях округа способствует сотрудничество с учреждениями различных ступеней образования. С этой целью в 2013 году в Северо-Восточном округе началась работа по созданию сетевого взаимодействия для решения задач непрерывного образования «МГУПС – школы Северо-Востока».Школы и вуз выступают как равноправные партнеры, усилия которых направлены на решение общих задач. Эта задача заключается в ревизии содержания предметов обучения и их оптимального перераспределения между школой и вузом, совместной разработкой новых форм обучения школьников в интересах приобщения их к самообразованию на более ранней стадии обучения, применении новых образовательных технологий. Гимназия №1572 стала координатором этого взаимодействия за счет имеющегося опыта сетевой работы. Созданная виртуальная среда «Школьник СВАО» предоставляет возможность школьникам дополнительно изучать математику, физику, информатику с участием квалифицированных преподавателей вузов. Этот портал регулярно посещают более 3000 человек. Такая работа позволяет осуществлять преемственность между старшей школой и вузом. Значительный ресурс, использующийся в сетевом взаимодействии со школами, сконцентрирован в инновационной лабораторной базе вуза для проектно-исследовательского обучения в сфере транспорта. В 2013-2014 учебном году в химической лаборатории МГУ ПС ученица 10-го класса выполнила экспериментальную часть проекта «Биодизельное топливо». Этот проект был представлен на городском конкурсе социально значимых проектов по ресурсосбережению, который проходил на базе детского эколого-биологического центра. Работа стала призером этого конкурса. В качестве награды ученица гимназии получила приглашение в детский экологический лагерь в Финляндию в июне 2014 года.Развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в округе в новом учебном году будет способствовать участие школьников в более чем 38 окружных конкурсах, фестивалях, конференциях. Одно из значимых событий в 2015 году – окружной фестиваль исследовательских и творческих проектных работ обучающихся СВАО «Кубок префекта». Фестиваль призван привлечь внимание учащихся, педагогов, представителей общественности к развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе современных технологий обучения и развития. Особое внимание в новом году будет уделено проектам, посвященным благоустройству пришкольных и городских территорий.Свои разработки, модели, проекты, решения экологических, экономических, технических проблем ребята смогут представить и защитить на окружных и городских конкурсах и конференциях «Ты – человек! И ты за все в ответе!», «Я открываю мир!», «Мир без границ», «Наш дом – Земля», «Математика: знание и реальность», «Образование. Наука. Производство».Творческая деятельность и творческое мышление на современном этапе в условиях непростой экономической и социальной обстановки особенно актуальны и способны придать человечеству новые силы на пути самосовершенствования и дальнейшего экономического, социального и духовного развития.Наталия ГОФМАН, методист территориальной группы СВАО ГМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте