Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает на нем различного рода затруднения, которые в целом можно обозначить отсутствием необходимого опыта.
Современная школа, как и любой профессиональный мир, имеет свои обычаи и правила. Учитель – это профессия, требующая творческого отношения к работе, самоотдачи, непрерывного профессионального роста.
Приступая к работе, молодой учитель достаточно скоро понимает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только с теоретической точки зрения, а в жизни все иначе!
По своему опыту могу сказать, что в начале своей профессиональной деятельности молодой учитель сталкивается с определенными трудностями. Например, неумение точно рассчитать отведенное время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, грамотно заполнить бумажный и электронный журналы, правильно составить тематическое планирование и многое другое, в том числе и психологические аспекты нашей работы… Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально высказываться на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом.
В начале профессиональной деятельности я также столкнулась с трудностями и к вышеперечисленным могла бы добавить недостаточное владение приемами и методами обучения, неуверенность в своих действиях.
Все эти проблемы я прежде всего всегда стараюсь выявить. В первую очередь я обращаюсь к самоанализу, который помогает мне решить возникшие вопросы. Например, чтобы увлечь учеников на уроке, учителю самому должно быть интересно то, чем он занимается. Если какая-то тема меня захватила, то время на уроке и для меня, и для учеников проходит незаметно, а материал усваивается ребятами с большей пользой. Поэтому я всегда в каждой теме стараюсь найти изюминку.
Неумение мной точно рассчитать время на уроке проявляется в том, что больше внимания я уделяю объяснению теоретического материала, а на отработку умений и навыков решения задач времени не хватает, хотя при составлении поурочного плана я предполагала другие результаты. Теперь же благодаря более быстрому усвоению материала ребятами у нас остается достаточно времени для практических заданий.
Чувство неуверенности в своих действиях приводит к возникновению проблемы с дисциплиной. Конечно, умение организовать класс и удержать дисциплину приходит к учителю постепенно. В этом случае в нашей школе всегда поможет опытный педагогический коллектив, который подскажет, как правильно подобрать формы работы, наладить общение с подростками, что в свою очередь поможет наладить дисциплину в классе.
Педагогический опыт, на мой взгляд, – это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе непосредственной педагогической деятельности, форма усвоения педагогом рациональных достижений своих коллег. В процессе педагогической деятельности происходят нарабатывание и систематизация педагогических приемов, методов и технологий. Также приобретению педагогического опыта способствуют саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности, постоянная методическая поддержка: посещение открытых уроков, семинаров, кратковременных курсов повышения квалификации, участие в различных конкурсах (как городских, областных, так и всероссийских) и привлечение к участию в них своих учеников. Важным моментом в профессиональном становлении молодого специалиста является информационное обеспечение его деятельности (участие в педагогических сообществах, семинарах, методических объединениях).
Конечно, все недостатки профессиональной подготовки молодого учителя в вузе приходится корректировать руководителям школ и наставникам молодых педагогов в период их профессионального становления. Именно благодаря хорошим наставникам со временем работать в школе становится намного легче и интереснее.
Ольга БЕСМАН, учитель английского языка школы №368 «Лосиный остров»
Комментарии