search
main
0

Творческий коллектив выходит с дистанта

Что взять в очную практику с виртуального поля?

Период дистанционного обучения 2020 года стал временем поиска и апробации новых решений, в том числе в системе дополнительного образования. На рельсы дистанционных технологий пришлось переводить не только учебную практику, но и воспитательные, социокультурные проекты. Например, перед коллективом центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» встали задачи не только сохранения больших творческих коллективов в условиях отсутствия полноценной репетиционной практики и сценических выступлений, но и реализации масштабного общегородского воспитательного проекта – программы «Поют дети Москвы», в которой ежегодно участвуют более 100000 школьников.

Сейчас, когда в активе достижений центра периода самоизоляции успешно реализованные проекты 15 дистанционных конкурсов, сотни премьер образовательных и просветительских программ на общегородской площадке ДОМ онлайн и канале YouTube, другие уникальные творческие инициативы, стоит вопрос: как использовать этот опыт в дальнейшей работе?

Потому что, хотя многомесячный дистанционный период уходит в историю, запрос на апробированные и освоенные в это время технологии остается. В календарном плане программы «Поют дети Москвы» на 2021 год 18 дистанционных смотров, и все они уже имеют свою аудиторию. А сам центр «Радость» в дополнение к двум действующим творческим объединениям дистанционного формата открывает еще два, причем по запросам родителей.

Образовательный процесс всегда был и остается живой системой, способной перестраиваться в меняющихся обстоятельствах. Вызванный санитарно-эпидемиологическими ограничениями переход на дистанционный формат работы, естественно, способствовал развитию адаптивных функций образования – поиску новых форм и методов учебной и воспитательной работы. Однако в этом случае очень важно, чтобы само содержание образования, его направленность на решение значимых социокультурных задач сохраняли свой вектор, обеспечивали преемственность традиции.

Для центра «Радость» такая традиция, социокультурная миссия, – это нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музыкально-эстетического и художественного образования. Потому что эстетическое и этическое начала тесно связаны между собой. Искусство, художественная культура помогают воспитанию человека в человеке, способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности.

Давно установлено, что наиболее эффективно социальные и личностные качества формируются в коллективной творческой деятельности. И в центре «Радость», принимающем всех учащихся без предварительного отбора, основными учебными подразделениями были и остаются творческие коллективы. Здесь действуют хоровое, народно-оркестровое, фольклорное, хореографическое, оркестрово-духовое отделения, театральная школа, мультипликационная студия, студия изобразительного искусства, другие крупные объединения.

Все эти творческие коллективы с марта 2020 года оказались в непростой ситуации. Что, например, представляет собой повседневная учебная практика хорового коллектива? Это процесс сотворчества в условиях, когда все участники хора слышат друг друга, совместно выстраивают голоса в хоровой партии. Важную роль при этом играет чувство ответственности хориста за творческий результат звучания всего коллектива на репетиции и на концерте. Навыки здесь вырабатываются и закрепляются годами, особенно в работе с учащимися разного уровня общих и специальных музыкальных способностей. Перевод такого коллектива на дистант лишает педагогов-хормейстеров важнейших инструментов работы. Что делать в этой ситуации? Горько ведь очутиться «на пепле» былых творческих достижений.

Конечно, в этих условиях нашим коллективам потребовалось осваивать новые формы учебной и воспитательной работы. И наибольшую важность здесь приобрели две задачи.

Во-первых, в сложившихся условиях нужно было сохранить интерес детей к выбранной ими творческой деятельности. Ведь не стоит забывать, что единственный способ заставить ребенка что-то делать – его заинтересовать. Воспитательная и просветительская работа с участниками коллектива в период их самоизоляции вышла на первый план.

Педагоги центра стали активно осваивать жанр дистанционных просветительских мероприятий как в режиме онлайн (например, на платформе Zoom), так и в формате завершенных, драматургически выстроенных видеофильмов, трансляция которых велась на официальном YouTube-канале образовательной организации. Развлекательный и познавательный компоненты здесь шли рука об руку. Многие программы были приурочены к календарным праздникам – Дню матери, Дню музыки, Дню учителя, памятным датам русской истории и культуры. Широко, масштабно отмечалось 75‑летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. При этом каждая тема раскрывалась во взаимо­связи с теми видами творческой деятельности, которыми занимаются воспитанники центра. Например, юбилей Великой Победы стал поводом создать несколько развернутых видеопрограмм, посвященных концертным фронтовым бригадам, песням Великой Отечественной войны, творчеству фронтовых художников. При монтаже тематических сюжетов и видеоконцертов активно использовались творческие работы, видеозаписи концертных и сценических выступлений учащихся и коллективов центра, как архивные, так и подготовленные в условиях дистанта. Ведь что еще может подстегнуть интерес школьника к дальнейшему развитию, как не наглядное подтверждение социальной значимости и актуальности его творческих инициатив. Другие познавательные и просветительские онлайн-программы, работа над которыми велась в объединениях, целенаправленно раскрывали специфику учебного материала (например, осваиваемого коллективом репертуара) – жанровые, стилевые особенности произведений искусства, биографии авторов…

Второй жизненно важной задачей в условиях дистанта стала поддержка, а по возможности и развитие уже приобретенных учащимися исполнительских, творческих навыков. Ведь закономерности здесь те же, что и в спорте: если ты ничего не делаешь для поддержания формы, то уже движешься назад.

Ключевым принципом практической работы стала индивидуализация учебного процесса. Да, при переходе на работу с малыми группами (на которые были поделены большие коллективы) неизбежно увеличилась нагрузка педагогов, но именно такая практика позволила уделять внимание буквально каждому учащемуся. Те участники коллектива, которые в очной групповой работе нередко оставались в тени, на видеоконференциях стали чаще и ярче проявлять себя: у педагогов появилась возможность корректировать их индивидуальное развитие, больше внимания обращать как на слабые стороны подготовки, так и на возможности для более полной творческой самореализации.

Подспорьем в этой работе стало также гибкое расписание, учитывающее индивидуальные возможности каждого ученика. С учетом высвободившегося времени, которое в обычных условиях уходит на дорогу, а также возможности просматривать и пересматривать видеозаписи занятий, когда это удобно, дистанционный режим (при всех сопутствующих трудностях) обеспечил надежный контакт с каждым обучающимся в отдельности и, кроме того, поспособствовал более доверительному и заинтересованному общению с родителями (посредством мессенджеров и тех же сеансов видеоконференций).

Не менее важным моментом стала забота о смене видов деятельности учащихся – включение двигательных компонентов в занятия. Потому что формат конференц-связи служит своеобразным экранным уравнителем: что на уроках математики, русского языка, изобразительного искусства, физкультуры, что на занятиях дополнительного образования по хору, театральному мастерству или декоративно-прикладному творчеству – практически все время учащийся должен сидеть перед монитором. Значение интегрированных в учебные дистанционные занятия разминок, зарядок, двигательных и дыхательных упражнений в этом случае невозможно переоценить.

Следует отметить, что в образовательной практике центра традиционно большое внимание уделяется принципу наглядности – использованию в учебном процессе пособий, схем, плакатов. С одной стороны, в дистанционном обучении эти наработки очень пригодились, а с другой – сама видеофиксация учебных занятий, разнообразие подготовленных видеопрограмм визуализировали учебную практику и сообщили принципу наглядности в музыкальном и художественном образовании новое качество.

Формирование электронной базы видеозанятий и дистанционных учебных материалов (домашних заданий, тестов, интерактивных схем) сделало образовательные ресурсы доступными для учащихся и педагогов в любое время и вместе с тем послужило методической рефлексии – возможности анализа, выявления наиболее эффективных и перспективных организационных и методических решений.

Наверное, самыми важными такими решениями стали те, что послужили развитию обратной связи с учащимися в дистанционном учебном процессе. Потому что без этих механизмов обратной связи односторонняя трансляция образовательных ресурсов и технологий в открытом эфире лишена всякого смысла. Здесь наряду с уже отмеченной индивидуализацией форм контроля (прослушиваниями, заданиями, тестированиями, викторинами) ярким методическим и технологическим достижением стали виртуальные коллективные творческие проекты.

В принципе о существовании формата виртуального хора педагоги-хормейстеры центра знали и ранее, но именно в условиях дистанционного обучения 2020 года эта технология была апробирована в учебной практике как способ сохранения творческого коллектива. Также на практике удалось убедиться в том, что виртуальным может быть не только хор, но и фольклорный, хорео­графический ансамбли, музыкально-инструментальный коллектив.

Суть этой технологии в том, что каждый участник коллектива, следуя полученным от педагогов инструкциям, самостоятельно или при помощи родителей записывает на видео свою часть проекта – хоровую или инструментальную партию, хореографический номер или другую творческую работу, после чего режиссеры и технические специалисты сводят полученные видеозаписи в единую виртуальную панораму.

Несмотря на то что качество конечного продукта здесь напрямую зависит от уровня подготовки и мастерства специалистов, осуществляющих сведение проекта, только такая практика коллективной творческой работы в условиях дистанта позволяет сохранить внутреннее единство, дух коллектива, а главное – обеспечить результативность совместной работы. Итоговый виртуальный проект – это, конечно, суррогат живого сценического выступления, но он показывает результат общих усилий и служит необходимым стимулом, мотивацией для дальнейшего развития.

За период дистанционного обучения творческими коллективами центра «Радость» было подготовлено и записано более 60 виртуальных концертных номеров, и каждый из них стал по-настоящему радостным событием для участвовавших в его создании воспитанников.

Более того, когда стало ясно, что этот формат востребован и участники коллективов с нетерпением ждут YouTube-премьер своих виртуальных выступлений, решено было эти творческие инициативы перевести в формат творческого состязания. Такая работа скоро вышла за пределы учебной деятельности коллективов центра и реализовалась сразу в нескольких общегородских, а затем всероссийских и даже международных проектах Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы». Участники и партнеры программы, соскучившиеся по общению и практическому приложению творческих сил, с готовностью откликнулись на предложения принять участие в интернет-смотрах.

В общей сложности в этот период коллектив центра провел 15 дистанционных конкурсов по 45 номинациям. Среди них был как традиционный Международный детско-юношеский музыкальный конкурс «Звучит Москва», так и новые смотры: конкурс творческих инициатив «Весна 1945 года», конкурс дистанционных проектов (видеоклипов) музыкальных коллективов «Победа на все времена» и другие. Всего оргкомитетом было получено свыше 60000 заявок, смотры охватили более 50000 детей и подростков, около 20000 участников зрительских голосований.

Именно дистанционный формат позволил охватить такое количество участников, привлечь к экспертной оценке работ специалистов из разных регионов страны, а также из-за рубежа. И несмотря на заметную иногда потерю качества исполнения, на ограниченные возможности воспитательной и творческой работы педагогов с учащимися, эти конкурсы ярко продемонстрировали стремление детей, подростков, их родителей к самореализации, возможности широкого охвата интернет-аудитории и в целом доступность необходимых технических ресурсов.

Уже осенью в ряду проектов программы «Поют дети Москвы» был успешно реализован открытый творческий интернет-конкурс музыкального исполнительства «Домашняя филармония», посвященный 160‑летию Московского музыкального общества. На предложение оргкомитета поддержать традиции домашнего, семейного музицирования в условиях самоизоляции откликнулись более 300 семей. Участниками смотра стали семейные ансамбли из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, из других российских городов и даже из-за рубежа – из Швейцарии, Италии, Австралии. Всего жюри конкурса «Домашняя филармония» отсмотрело более 700 видеозаписей, на которых ребята – дошкольники и школьники – и взрослые самостоятельно и в ансамбле представляли музыкальные номера. Лучшие записи вошли в программу двух видеоконцертов, премьеры которых с большим успехом прошли на официальном YouTube-канале центра «Радость». В условиях карантина смотр подарил участникам незабываемые впечатления и, кстати, был представлен в одном из сюжетов передачи «Московская школа. Опыт» Московского образовательного телеканала.

В период дистанционной работы коллективом центра было реализовано также множество других проектов – просветительских, досуговых, театрализованных, игровых программ и мастер-классов.

С начала лета 2020 года эти программы анонсировались и собирали участников при помощи созданной Департаментом образования и науки города Москвы централизованной платформы ДОМ онлайн, ставшей удобным и общедоступным образовательным ресурсом. Достаточно сказать, что с 1 июня по 31 декабря на этой платформе центр реализовал 542 проекта, которые охватили свыше 25000 участников.

Другими инициативами центра в развитии дистанционных образовательных услуг стали онлайн-занятия городского лагеря «Радостные открытия», действующие с сентября объединения «Радость онлайн» и «Радостные театралики». Нацеленные на интенсивное творческое развитие школьников, они предложили участникам широкий спектр досуговых, развлекательных программ и мастер-классов. Студия «Радостные театралики», кстати, позволила в условиях дистанта не только сохранить, но и развить деятельность детского интерактивного театра «На Михалковской», новые постановки которого были реализованы в формате видеоспектаклей.

Успешной попыткой методической рефлексии накопленного за период дистанционной работы опыта стала проведенная центром 5-6 декабря 2020 года Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития массового музыкально-эстетического и художественного образования: сохранение традиций в век информационных технологий». В онлайн-конференции приняли участие более 300 педагогов дополнительного образования и учителей музыки разных из регионов России.

Ориентация на практику позволила презентовать на конференции наиболее эффективные формы дистанционной работы с учащимися. Предметом обсуждения стали вопросы гармоничного психического и физического развития дошкольников и школьников в условиях дистанционного обучения, организация домашнего онлайн-обучения, яркие игровые методики, мультимедийные и интернет-ресурсы, технологии подготовки дистанционных творческих проектов, способы развития воображения и ассоциативно-образного мышления детей и подростков, возможности использования технологий конвергенции в музыкально-эстетическом и художественном образовании.

В работе форума приняли участие известные специалисты в области музыкального, художественного воспитания, музыканты-просветители. Среди них – доцент кафедры теории музыки и музыкального мастерства Консерватории города Кампобассо Лучано Фьоре (Италия), доктор педагогических наук, профессор Ольга Петровна Радынова, российский и шведский лектор-музыковед Михаил Семенович Казиник, многие другие педагоги-мастера и специалисты.

Сегодня, возвращаясь к столь желанному и остро востребованному детьми и родителями очному формату работы, конечно, имеет смысл заново проанализировать приобретенный за прошедший год опыт и интегрировать в повседневную практику наиболее эффективные и успешные решения. Ведь и в условиях очной практики дистанционные технологии расширяют возможности проведения конкурсов, интегрированных занятий, просветительских и развлекательных программ, встреч с профильными специалистами, деятелями культуры и искусства. Они могут служить подспорьем при реализации комплексных целевых программ (в центре это программы «Семья», «Каникулы», «Музейная педагогика», «Чтение как основы культуры личности» и другие), поддерживая контакты между участниками, вовлекая родителей в совместную деятельность.

В настоящий момент по запросам общеобразовательных организаций, с которыми сотрудничает центр, а также родителей учащихся принято решение не только сохранить два уже действующих объединения дистанционного формата – студии «Радость онлайн» и «Радостные театралики», но и открыть два новых – проект «Час искусств онлайн», который охватит дистанционными просветительскими занятиями более широкий круг школьников (в том числе участников Большого сводного хора московских школьников), и «Клуб любознательных», программы которого будут способствовать расширению кругозора и творческих интересов подростков.

А календарный план общегородской программы «Поют дети Москвы», оператором которой выступает центр, сегодня насчитывает уже 18 дистанционных творческих смотров 2021 года, среди которых есть и традиционные, и новые, как, например, Открытый всероссийский дистанционный конкурс «Широкая Масленица». И сейчас очевидно, что смотры эти востребованы, они служат социокультурной средой, в которой школьники не только Москвы, но и всей России могут реализовывать свои творческие интересы и обретать новые.

Василий Сухомлинский ког­да-то говорил, что человек лишь тогда воспитывается по-нас­тояще­му, когда свой опыт и мастерство передает другому. Интернет-пространство, современные технологии конференц-связь служат сегодня авторитетными площадками для трансляции и передачи этого опыта и при должных усилиях с нашей стороны позволяют не только сохранять, но и развивать социальные, творческие контакты, лучшие образовательные традиции, взаимопонимание и душевную отзывчивость в детской и молодежной среде.

Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», исполнительный директор городской программы «Поют дети Москвы», заслуженная артистка России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте