Образованию в сфере культуры и искусства было посвящено совместное заседание коллегии двух профильных министерств, прошедшее 20 января в Российской академии музыки имени Гнесиных. Проблем в этой области предостаточно, а их разрешение во многом зависит от нового закона «Об образовании в РФ». О том, какие поправки необходимо внести в законопроект, и шла речь на коллегии.
Как подчеркнули практически все выступавшие, образование в сфере культуры носит особый характер, оказавшийся неучтенным в проекте закона. Нынешняя редакция документа предусматривает только три вида вузов – колледж, институт и университет, исключая такое понятие, как академия. Руководители творческих учебных заведений опасаются, что в новой системе их вузы не могут претендовать больше чем на статус обычного института, что лишает их множества прав, в том числе на подготовку собственных преподавательских кадров. «Подготовить наших педагогов мы можем только сами. Ни в Болонье, нигде в этом нам не помогут. Мы должны придать нашим высшим театральным школам уровень университетов, имеющих право готовить свои профессиональные педагогические кадры», – считает художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков.Присутствовавших обнадежил зам. министра образования и науки Иван Лобанов. По его словам, сейчас обсуждается предложение о том, чтобы отказаться от классификации творческих вузов и оставить для них наименование «высшее учебное заведение» с правом сохранения прежних названий. Особое внимание участники заседания уделили статусу музыкальных и хореографических учебных заведений, а также школ искусств. «Я часто езжу по регионам и наблюдаю за деятельностью ДШИ. Если их не реформировать, этот пласт просто рухнет!» – сказал министр культуры Александр Авдеев. По его словам, сегодня из заведения, где ребенок семь лет учится играть на скрипке, школа превращается в кружок по интересам, где он полтора-два года слегка повышает свой эстетический уровень. По данным директора Департамента науки и образования Минкультуры России Олега Неретина, средняя зарплата педагога в музыкальной школе составляет 5 тысяч 670 рублей в месяц. Дефицит кадров – в среднем две вакансии на школу. На оборудование выделяется 39 тысяч рублей в год, притом что покупка одного качественного музыкального инструмента обходится гораздо дороже. Александр Авдеев считает, что для преподавателей ДШИ надо ввести такую же нагрузку, как в обычных школах, а также предоставить им право на досрочную педагогическую пенсию, которого они сейчас лишены. По мнению министра, возможны два пути совершенствования образования в сфере культуры и искусства: доработка законопроекта «Об образовании в РФ» или принятие дополнительных нормативных документов, регламентирующих особенности творческого образования.Решения, принятые на совместной коллегии, будут внесены на рассмотрение правительства и Госдумы.
Комментарии