Печальный факт: общество дожило до той степени взаимоотчуждения, что между его взрослыми представителями и детством требуется посредник. Особенно когда дело касается защиты прав ребенка. Такая специальность, как социальный педагог, социальный работник, и призвана вызволять маленького человека из трудной жизненной ситуации. Ситуация же может быть разной: от жилищных проблем до конфликта в школе.
На 4-м городском дне социального педагога начальник отдела защиты прав и законных интересов ребенка канцелярии администрации Санкт-Петербурга Любовь Огнева безрадостно отметила, что количество проблем, требующих юридического разрешения, отнюдь не уменьшается. Например, в их отдел за год поступило 1216 обращений. Из них по актуальности на первое место вышли вопросы, связанные с нарушением прав ребенка на жилье. Детей, обделенных родительской заботой, с поражающим цинизмом обманывают чиновники: не выдают справку о прописке, не регистрируют новорожденных, мотивируя задолженностью по квартплате.
Не менее частой является жалоба на бесправие ребенка при разводе родителей. На то, что мать или отец (с кем остался ребенок) не позволяют видеться с ним противоположной стороне.
Судя по тому, кто обращается прежде всего за помощью к такого рода социальной службе, напрашивается определенный вывод: родители пока не торопятся уважать в своих детях личность. Потому как все большее количество звонков поступает от дедушек и бабушек, опекунов и опекунш. А также… от самих детей. И это симптоматично: если маленький человек сделал попытку сформулировать вопрос, значит, он задумался.
Как ни странно, возрос процент обращений по поводу конфликтов в школе и семье. Неприятно, но факт, что учителя продолжали и продолжают “разряжаться” от собственных невзгод на детях. Ничто человеческое им не чуждо, однако позволять себе нелицеприятные высказывания по адресу родителей в присутствии ученика – прямое и абсолютное нарушение его прав.
В связи с этим Любовь Огнева привела в пример случай, когда к ним обратилась девочка с просьбой помочь. Учительница обозвала ее отца бабником.
– Мы стремимся к правовому обществу, но разве можно его построить, если люди, занимающиеся образованием, не образовывают в первую очередь себя?
– Нет ли у вас опасения, что предельная правовая информированность обернется у многих ребят жестокой забавой, когда модным станет обвинять близких, родственников, учителей в ущемлении своих интересов?
– Я так не думаю. Наша задача сводится не только к знакомству детей с их правами, но и к объяснению их обязанностей. Каждый звонок, за которым чья-то судьба, рассматривается детально. И как водится, за ним стоит обоюдное непонимание взрослого и ребенка. Нам важно, чтобы ребенок увидел ситуацию прозрачной.
– Каковы основные препятствия в реализации прав ребенка?
– Самый непростой вопрос, на который можно ответить коротко: бедственное экономическое положение. У нас в Петербурге 40% семей живут ниже прожиточного уровня, 80% – нуждаются в улучшении материальных и жилищных условий. Каждый 4-й ребенок рождается вне брака, каждого второго из них воспитывает мама-одиночка. Катастрофически много детей попадает в детские дома. Их матери, в массе своей выходцы из бывших союзных республик, приезжающие торговать, сдают их “на время”, оправдывая неспособностью прокормить, а потом “забывают” забрать. И здесь маленький человек лишен самого главного, самого необходимого права – на семью.
К сожалению, отдел по защите прав и законных интересов ребенка не обладает правом законодательной инициативы. Все, что пока он может предложить, это контактный телефон, бесплатная юридическая консультация в рамках программы “Права детей – детям”. Но важен сам факт возникновения такой службы, которая в союзе с социальными педагогами и социальными работниками постарается оградить ребенка от произвола со стороны взрослых.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии