Одно из старейших суворовских военных училищ – Тверское (в прошлом Калининское), недавно отметившее 60-летний юбилей, за время существования выпустило более 12000 воспитанников. Свыше 50 из них стали генералами, более 30 – кандидатами и докторами наук. Губернатор Московской области генерал-полковник Б.В. Громов и старший лейтенант В.В. Задорожный (посмертно) стали Героями Советского Союза, а полковник В.В. Недобежкин, майоры Ю.Ф. Бучнев и А.В., Шевелев, лейтенант А.М. Михайлов – Героями России. Из строя училища вышла не одна династия защитников Отечества.
Суворовец Илья Недобежкин выбрал Тверь для учебы не случайно. Здесь сделал первые шаги к офицерским звездам его отец Герой России полковник Владимир Недобежкин. Высшей награды Родины он удостоен за образцовое руководство подчиненными при выполнении боевых задач в Чечне. Илья еще не решил, в какой военный вуз будет поступать, этот ответственный выбор впереди. А пока – подъем в 7 утра, отбой – в 22.30. Занятия, самоподготовка. Нечастые увольнения. Суворовец Недобежкин учится хорошо, любит математику, историю и особенно преуспевает в военной подготовке.
Для Ильи и его товарищей традиции училища многое значат. Тверское, созданное в годы Великой Отечественной войны в декабре 1943 г., – училище знаменитое, прославленное ратной доблестью своих воспитанников. Ведь даже в военном вузе столько питомцев не стали Героями Отечества, сколько в Тверском суворовском. Поэтому у мальчишек есть основания для гордости за свое училище и яркие примеры для подражания. И ребята стараются. Вот уже 4 года подряд Тверское занимает первое место среди суворовских военных училищ и кадетских корпусов, за отличные результаты в учебно-воспитательной работе удостаивается переходящего приза Министерства обороны – бронзового бюста А.В. Суворова и переходящего Красного Знамени.
– У Ильи Недобежкина проблем с учебой нет, – рассказал заместитель начальника училища по воспитательной работе полковник Александр Пыжов. – Парень он старательный, способный. Вообще многие из наших ребят заслуживают самых добрых слов. Из последнего выпуска 8 мальчишек удостоились золотых медалей и еще 8 – серебряных. Наша команда заняла первое место на Олимпиаде по математике в Санкт-Петербурге. Без всякого преувеличения можно утверждать, что наших воспитанников отличает высокий уровень подготовки. Это стало визитной карточкой Тверского СВУ.
Полковник Пыжов заметил, что среди офицеров, которые служат в Тверском СВУ, немало тех, кто начинал путь на военном поприще именно здесь, в стенах училища. Возмужав, накопив опыт и знания, они вернулись в родные пенаты офицерами с наградами, а кто и с боевыми ранениями, чтобы готовить достойную смену нынешним армейским профессионалам, формировать характеры ребят, качества, которые помогут им выдержать все испытания судьбы военного.
Например, заместитель начальника учебного отдела подполковник Андрей Панов учился в Тверском СВУ в 1978 – 1980 гг. После Московского высшего общевойскового командного училища служил в войсках. А в 1989 г. в родном училище стал офицером-воспитателем одного из взводов. Все вроде было знакомо, но пришлось серьезно перестраиваться, кое в чем даже «ломать» стиль работы, сложившийся во время службы в линейных частях. Суворовцы ведь не солдаты, нуждаются в особом отношении.
– Первый год я испытывал серьезные трудности, – рассказывает Андрей Евгеньевич, но потом понял, что нужно относиться к ним как к детям. А дети, как известно, ничего не прощают. С ними нужно быть предельно откровенным, честным. Тогда я хорошо понял проблемы, которые возникли в свое время перед известным педагогом Макаренко. Подростки – это особый мир. Взял себе за правило: если что-то пообещал, обязательно выполнить. Иначе авторитета не добиться. А какие только вопросы не задает эта «республика Шкид»! И ответы почемучкам нужно дать обязательно. Конечно, здорово выручало и выручает сейчас то, что сам был суворовцем. И прибавляет авторитета. Ты для них свой, тебе доверяют. Это помогало решать самые сложные воспитательные задачи. Помню, один из суворовцев вдруг решил срочно… жениться, даже хотел бросить училище. Но от последнего шага мы его все-таки удержали.
Конечно, случались и конфликтные ситуации. Ведь взвод – 30 человек. И у каждого свой, еще до конца не сформировавшийся характер. В училище принимают сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, к таким ребятам нужен особый подход. 5 лет я был офицером-воспитателем, потом назначили командиром роты, сейчас – заместитель начальника учебного отдела.
Посетовал Панов лишь на то, что сегодня нет единого образовательного стандарта в средней школе. Слишком много вольностей в таком важном деле. Вот и приходят в училище школьники с совершенно разными уровнями подготовки. И нелегко бывает всех «приводить к общему знаменателю», поднимать до требований училища. Лет 7-8 назад такого не было. Хотя, конечно, и вундеркинды попадаются.
…Ежегодно в августе у контрольно-пропускного пункта училища можно видеть трогательные сцены прощания родителей с только что надевшими форму первогодками, которые с волнением открывают дверь в новую, неизведанную военную жизнь. В такой день услышал я реплику одного из прохожих:
– Совсем еще цыплята!
– Не цыплята. Орлята! – поправил его убеленный сединами ветеран. – Здесь растят орлов высокого полета.
Прохожий хотел возразить, но скользнул взглядом по орденским планкам на груди ветерана, с которыми соседствовал знак выпускника СВУ, улыбнулся:
– Действительно, орлы!
У волжского берега тверские орлята берут разбег для полета к высотам ратной службы Отечеству.
Комментарии