Специальный выпуск
С 19 по 24 августа состоялась Российская педагогическая ассамблея, среди учредителей которой была и “Учительская газета”. Представительный учительский форум, на который сьехались работники образования из многих регионов России, прошел впервые в Твери, расположенной, как известно, между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. Так что теперь этот город вполне может претендовать на титул образовательной столицы, что будет определенной компенсацией за возможную историческую несправедливость. Ведь в XIII-XIV веках у Твери, владевшей ярлыком на великое княжение, тоже был шанс стать столицей России. Как утверждают сегодня ученые, период, когда Тверское княжество являлось центром страны, долго оставался белым пятном, поскольку история впоследствии, по словам Ключевского, писалась “московскими глазами”.
Этот специальный выпуск “УГ” написан уже “тверскими глазами”. Только не упрекайте корреспондентов газеты в пристрастности к своим героям, просто ассамблея всех нас сдружила, сделала соратниками. Конечно, были недостатки и недочеты в проведении форума, кому-то не очень понравились программа, уровень участников экспресс-проектов, но главное — ассамблея разбудила людей, дала им возможность после летнего отдыха подготовиться к новому учебному году. Не резко окунуться в пучину школьных проблем, а с помощью прекрасного педагогического праздника.
По стопам Петра I
День первый
У входа в тверской Дворец детей и молодежи с гостями раскланивался жеманный кавалер петровской эпохи – немудрено, ассамблеи в России возникли именно тогда. С 1718 года вельможи, состоявшие при Петре I, в общественную жизнь дворянства ввели собрания-балы и назвали их ассамблеями. Сейчас забытое слово спровоцировало дискуссию. Что сегодня устроители подразумевают под “ассамблеей”? Дальнейшее показало, что по-прежнему нечто, обьединяющее научную конференцию и феерический праздник.
Во Дворце регистрировали и давали предварительные консультации: как не потеряться в море секций и попасть на наиболее интересное для себя занятие, с кем из коллег следует познакомиться и что в программе ни в коем случае нельзя пропустить. Наиболее приметным из всех был стол с табличкой “Транспортная служба” – этакий центр всеобщих желаний и обязательного бесперебойного исполнения их. “Мне необходимо попасть в гостиницу “Волга” – “Пожалуйста, машина с номером таким-то вас ждет у входа”.
Результатом регистрации стала информация, что в ассамблее участвуют 413 человек не только из Твери и Тверской области, но и Томска, Перми, Братска, Самары, Нижнего Новгорода, Лихославля и других городов, а также сел и райцентров. 63 гостя – ученых, учителей, директоров и управленцев – привезли с собой образовательные проекты на проводимый в рамках ассамблеи экспресс-конкурс.
Открытие тверского собрания-бала прошло, как и полагается такому действу, торжественно. С оглашением ежедневного порядка работы, концертной программой и приветственными речами начальника управления образования администрации Тверской области Ольги Пищулиной, мэра Александра Белоусова, вице-губернатора Юрия Краснова, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Оказалось, что этот день совпал с православным праздником Преображения господня, и это, конечно же, наложило на него свой отпечаток. И благодаря ассамблее в тверские районы ушли деньги на выплату зарплаты учителям. А некоторых педагогов наградили орденами и медалями.
А вот для директора Тверского областного института усовершенствования учителей Евгения Муравьева выступление с основным докладом прямо на открытии стало почти героическим поступком. Он находился в предынфарктном состоянии, но все-таки произнес свою речь и сразу же был увезен в больницу.
По случаю ассамблеи вечером мэр устроил прием. Это был прекрасный бал, вальсировали все – ведущий развлекательной программы только и успевал раздавать призы победителям конкурсов “Лучшая пара”, “Лучший танец”, “Лучший знаток мелодии”. “Королева” тверского образования Ольга Пищулина получила в подарок “королевский” торт, которым умудрилась угостить всех присутствующих.
День второй
Общее пленарное заседание началось с выступления ведущего научного сотрудника РАО доктора педагогических наук Михаила Богуславского. Узнав от него о тенденциях и итогах российского образования в XX веке, слушатели разошлись по секциям. Наибольшей популярностью заслуженно пользовалась та, которую вела начальник отдела общего среднего образования Московского комитета по образованию Светлана Коровина. После обеда заработали проектные лаборатории, разделившие конкурс на три номинации: “Лицей и гимназия”; “Содержание (и технологии) образования”; “Средняя общеобразовательная школа”.
В холле Дворца шумела книжная ярмарка. Педагогические издательства наперебой предлагали учебники и книги, так что каждый считал своим долгом купить их или хотя бы увидеть. К участникам ассамблеи присоединились жаждущие знаний тверские школьники, а также их родители – немудрено, выбор на ярмарке поражал богатством, а цены – дешевизной.
Воспользовавшись толчеей, у “горе-покупателя” карманники “увели” кошелек. И тут все увидели, что на ассамблее четко и слаженно работает не только транспортная служба. Милые улыбчивые молодые люди со значками “Дежурный” все так же мило и абсолютно ненавязчиво провели расследование, обьяснили каждому встречному-поперечному, как следует держать сумочку во избежание подобных инцидентов. В последующие дни ярмарка уже проходила не в холле, а во дворе – благо, погода стояла на удивление чудная.
День третий
Как бы ни была насыщенна содержательная программа, участники конкурса проектов без конца теребили ученых собратьев просьбами рекомендаций, рисовали презентационные визитки, примеривались к месту выступления и отчаянно волновались.
Иногда, чтобы отвлечься, женщинам необходимо поглазеть на модели разнообразнейших костюмов и платьев. На ассамблее им представилась такая возможность. На выставке школьной формы Торопецкой швейной фабрики рачительные родительницы и попросту искушенные модницы разглядывали новые фасоны. Романтический стиль, строгий-деловой, элегантный. Варианты юбочек, брючек, пиджаков и жакетов. Не очень яркие, но подкупающие вкусом, расцветкой.
День четвертый
Конкурс проектов-концепций школ должен был бы стать одной из многих составных ассамблеи. Но так уж устроен человек, готовящийся к защите наработанного и зачастую наболевшего: пока не скажет своего главного, “последнего” слова, не успокоится. И зачем ему то, что происходит вокруг?
Итак, наступил самый-самый долгожданный день. Полуобморочные конкурсанты разошлись по трем (если быть точнее, из-за разделения внутри одной номинации на две группы – по четырем) аудиториям, и началось…
В кулуарах бродили мрачные слухи, что все места уже давно поделены. Приезжие завидовали тверичанам, на защиту концепций которых пришли болельщики. И все-таки выступающие боролись за свое видение школы, доказывали, убеждали, голосовали.
Лучшего выбирали сами конкурсанты. Каждого выступающего они оценивали при помощи разноцветных жетонов: красный – “оригинальный и перспективный проект”, синий – “интересный, хороший”, зеленый – “проект недостаточно проработан”. Конечно, можно было воздержаться и жетон в урну не опускать, но уходить с выступления товарища возбранялось. Победил тот, кто набрал больше красных жетонов.
День пятый
Приехал заместитель министра образования РФ Александр Асмолов. Страстная речь прирожденного оратора произвела фурор. Люди узнали, что живут в стране, которая влюблена в кризис, и что “культпросветы” – это просветы между культами. А также то, что сверхустановкой должно являться развивающее образование как целостное мировоззрение подрастающей личности.
Знакомство с образовательными учреждениями Твери приблизило момент оглашения итогов конкурса проектов. Победители развеяли миф о предопределенности, так как оказались именно теми людьми, которые действительно понравились и за которых красных жетонов опустили больше. Те же, кто покорил ученую комиссию, получили специальные призы. Наиболее остроумными эпитетами одарил своих “фаворитов” руководитель секции “Лицей и гимназия” заместитель директора 1514-й московской гимназии, старший научный сотрудник Федерального института планирования образования Михаил Левит. Тверской учитель музыки С.Мильтонян получил диплом “За мелодическое горение”, Л.Томских из Железногорска Красноярского края – “За систематизацию всеобщего” и участница из Нижнего Новгорода В.Соколова – “За технологизацию невозможного”.
День шестой
Накануне – вечерняя прогулка на теплоходе после утомительной работы. А сегодня удивительное путешествие в Торжок – город, где восхищают своей вневременной красотой 34 храма. Последние разговоры, подведение итогов, грусть перед пусть даже временной разлукой. Ах, хороша была ассамблея с ее знакомствами, волнениями, суматохой. И тем новым, что привезешь с нее в свою школу.
На закрытие организаторы раздали участникам анкеты с вопросами, как они оценивают произошедшее, понравились ли им те или иные доклады, все ли устраивало на ассамблее. Несмотря на то, что ответы были анонимными, баллы преимущественно ставили самые высокие. Но особую признательность вызвала у гостей организация ассамблеи: четкость и слаженность работы, предупредительность членов оргкомитета, их отзывчивость на любую просьбу. Неизвестно, кому здесь завидовать: начальнику отдела образования Твери Евгению Шестернинову, собравшему вокруг себя такую замечательную команду, или его команде, обладающей таким умным и энергичным руководителем.
“УГ” – Тверь
Проводимый на ассамблее конкурс инновационных проектов ставил своей задачей попытаться тронуть с места массу школ и придать им импульс развития. На нем на равных соревновались ученые, директора, учителя. Конкурс создал поле для вариантов всевозможной рефлексии: слушатели писали на стенах свое мнение, пресса выхватывала любого и каждого для интервьюирования. Он породил ажиотаж и подарил ощущение доверия – мол, тебе, рядовому участнику, доверили оценить соперника.
В течение всей ассамблеи работала ученая коллегия, в состав которой вошли видные специалисты как московские, так и тверские. Она проводила консультационные лаборатории, учила писать проекты и, наконец, вручала солидные денежные призы победителям.
Демократичность элитного конкурса
“Средняя общеобразовательная школа”
Победители: 1-е место получил проект “Сельский социокультурный комплекс как фактор оздоровления и развития деревни” Алексея Андрейко из села Коткозеро Республики Карелия; 2-е – “Дифференцированная система обучения в школе N 32 Братска (программа эксперимента)” Людмилы Ковтун из Братска; 3-е – “Пути достижения идеи адаптивной школы” Галины Жариновой из Твери.
Комментирует Владимир ЛИЗИНСКИЙ, руководитель секции – генеральный директор образовательного центра “Педагогический поиск”, старший научный сотрудник Федерального института планирования образования:
– Каждый проект, поступивший в комиссию, получил научную оценку, о чем свидетельствует сертификат. В нем проектант увидел, что у него хорошо, что проблемно, что ему делать дальше. Кроме того, было организовано предварительное знакомство участников ассамблеи с проектами. Надо сказать, самостоятельно никто не изьявил желания. Тогда мы провели эту процедуру по типу “Гайд-парка”.
Конкурсанты настаивали, чтобы их оценивало не общественное мнение, а ученая коллегия. Мы же хотели абсолютной демократичности. Удивительно, но наши оценки в большинстве случаев совпали!
Автор должен был показать ценность проекта, свои лидерские качества, свои психологические умения, способности убеждать. И когда победитель номинации “Средняя общеобразовательная школа” Алексей Андрейко вышел на сцену за наградой, зал его встретил шквалом аплодисментов. Это показатель обьективности – такое не подстроишь.
Проекты охватили большую образовательную область. Сельскохозяйственная школа-сад, сельскохозяйственный лицей, сельскохозяйственный учебный комплекс – сельская школа были представлены очень хорошо. Городская тоже была представлена интересно, но не полно. Адаптивная была, правда, по-моему, скалькирована со школы Ямбурга. Были очень оригинальные модели. Например, акционирования: когда родители передают деньги школе, их кладут в банк, а дивиденды используются на образовательную деятельность. Сам ход неплохой, но требует обязательного согласования с правоохранительными органами. Симпатично также, что педагогически-управленческие интересы начинают сдвигаться к валеологии и культуре здоровья.
“Содержание (и технологии) образования”
Победители: 1-е место получил проект “Учебник для школ нового типа: проблема разработки и подготовки педагогического обеспечения” Н.Зильберберга из Пскова; 2-е – “Проект воспитательной программы, проводимой на традициях российской культуры” Сергея Федотова из Твери; 3-е – “Программа по музыке для сельской общеобразовательной начальной школы с расширением курса до 3 часов в неделю” Светланы Володиной из Тверской области.
Комментирует Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, руководитель секции – ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики, доктор педагогических наук.
– Название секции можно было бы переиначить как “Номинация педагогических подвижников”. У меня собрались самые неискушенные люди. Поэтому это был скорее всего рассказ о том, каким образом они достигают таких замечательных результатов. Все читали стихи, пели песни, играли на дудке, на гитаре, стучали палочками, катали шарики. Нормальный ассамблеевский вариант – это была игра. Там было много совершенно удивительных моментов. Когда выступала вдова начальника облоно Беляева, которого до сих пор любят и уважают, и читала стихи о своем муже – все плакали. И при этом были уникальные грамотные выступления.
Конкурс был элитен, здесь собрались интеллектуальные силы российских регионов. Но не элитарен. Все друг друга услышали, записали для себя новое и интересное, масса народа перезнакомилась друг с другом. Конкурсанты вначале не верили, что их смогут оценить по достоинству. Ходили различные слухи, что все места давно поделены. Конкурс явился примером нравственного воспитания: доверие учителям оказалось искренним, а не декларированным.
Конечно, на первое место была вынесена не культура составления проектов, вещь достаточно изотерическая и сложная, а чисто учительская черта – показать товар лицом. Потому что, конечно, важнее была защита, а не сам проект. Но в любом случае опыт составления проектов, полученный на ассамблее, пригодится каждому участнику.
“Лицей и гимназия”
Победители: 1-е место получил проект “Пролицейские классы-лицей-вуз” Людмилы Леонтьевой из Самары; 2-е – “Герменевтические подходы к современному образованию” Екатерины Малышевой из Твери; 3-е – “Программа по истории мировой художественной культуры” Юрия Баскакова из Твери.
Комментирует Михаил ЛЕВИТ, руководитель секции – заместитель директора 1514-й московской гимназии, старший научный сотрудник Федерального института планирования образования.
– Одно из центральных мест в событийном и смысловом рядах Российской педагогической ассамблеи в Твери занял конкурс образовательных проектов. Сейчас, по окончании ассамблеи, вряд ли стоит говорить о замыслах руководителей и разработчиков, интереснее зафиксировать то, что возникло и, так сказать, воплотилось, ибо блестящий афоризм премьера “Хотели, как лучше, а получилось, как всегда” имеет в контексте отнюдь не юмористический и даже не иронический, а глубоко онтологический характер.
Итак, прежде всего попробуем почувствовать телеологию конкурса, вычленить, угадать те цели, которые проявились в этом действе совершенно независимо от воли и замыслов его участников и организаторов.
Подойти к целеполаганию именно таким способом вынуждает меня стремление увидеть за игрой, за формой первые движения той сущности, которой уже давно беременно российское образование, – я имею в виду “учительский цех”, или “гильдию” – профессиональное сообщество педагогов.
Цели, которые обьективно содержал в себе конкурс, могут быть обьединены в четыре основные группы. Первая, побуждающая к “педагогическому фантазированию”, мотивирующая участников на проектную деятельность, создающая ситуацию “не боги горшки обжигают”, “попытка – не пытка”. Вторую можно было бы охарактеризовать как формирующая интерес к технологии проектирования, образующая поле взаимного обучения этому малознакомому для школьного работника ремеслу, создающая ситуацию “ты покажи, а уж мы переймем!”. Третья – демонстрационная, собственно социо-профессиональная, задающая нетрадиционную игровую и по-новому соревновательную рамку банальному, но крайне необходимому обмену “передовым педагогическим опытом”. И наконец, конкурс охватил разные стороны управления, помимо собственно проектирования. Это и развитие рефлексии, умения “видеть в целом”, способности “закачивать свою субьектность”, или проще “оживлять”,”осуществлять” задуманное…
Джентльмен и Золушка – одноклассники
Светлана Курманбаева – участница конкурса проектов в номинации “Содержание (и технологии) образования”. Она привезла из Оренбурга работу “Воспитательная система школы как условие развития творческого потенциала”. Любопытно, что 1 сентября 12-я оренбургская школа, в которой Светлана является заместителем директора по воспитательной работе, и ее директор, Зайнаб Серазетдинова, одновременно отметят свой день рождения. Победой Светлана сделала бы подарок своей школе и начальству. Но…
Рассказы Светланы о своей школе удивительны. Из ученика там воспитывают свободную, гуманную, творческую и в то же время практическую личность. Сейчас этому способствует школьный центр “Гармония”, строящий свою работу из пяти блоков: этического, интеллектуального, художественно-музыкального, здоровья и социально-психологического. В школе действуют клубы “Познай себя”, “Джентльмен”, “Золушка”, “Мужчинам до 16…”, “Я и мои друзья”. Там принимают в салонах красоты, проходят рыцарские турниры, участвуют в конкурсах “Супермен”. На уроках играют в “Почемучку” или “Хочу все знать”. Отправляются в путешествие СОС: соревнуемся, отдыхаем, смеемся. И, правда, при разделении на мальчиковый и девичий классы старшеклассники уже в школе планируют свою будущую семью.
Вот и рассказывала Светлана Курманбаева на защите своей концепции коллегам о веселой ученической газете “Крыша”, о поиске школьных звезд, о воспитании как педагогическом управлении процессом развития личности. При этом в 12-й оренбургской школе стремятся управлять не личностью, а процессом ее развития через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности.
NB!
Оренбург, ул.Шевченко, д.233а. Тел. 35-72-50
Воркутинская сага
Специальный приз от ученой коллегии за свой проект получила директор “Линдгрен-школы” Валерия Васильченко из Воркуты. Она предоставила на суд собрания “Модель начальной (шестилетней) школы”. Это частная школа, в которой исходят из убеждения, что образование (обучение и воспитание) – самое важное на земле духовное “производство” человека как главной фигуры, главного двигателя общественного прогресса.
Школа носит имя шведской писательницы Астрид Линдгрен, которую называют “Андерсен наших дней” и “Волшебница Швеции”. Имя той самой сказочницы Линдгрен, которая создала известных детям всего мира Малыша и Карлсона, Пеппи Длинныйчулок, Мио, Эмиля из Леннеберги и многих других. Писательница считает, что книга для детей прежде всего должна быть хорошей. Так и школа, по задумкам ее организаторов, должна быть хорошей.
Модель школы состоит из двух ступеней. В основе этого деления лежит не характер реализуемых программ, а базовая для каждого возраста потребность, обусловленная процессом становления Личности. 1-6-е классы относятся к первой ступени, которую здесь любят называть “самопознание”. Задача этого периода – дать ребенку возможность “попробовать себя в различных областях знания и деятельности, чтобы максимально проявились и развились его задатки”.
Для педагогов задача этого периода формулируется как всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях психологического комфорта. Он обволакивает не только учеников. Валерия призналась, что за годы работы в школе потеряла все борцовские качества – настолько расслабилась душой в атмосфере любви и покоя.
Обучение и воспитание в “Линдгрен-школе” продумывается и строится так, чтобы были задействованы все грани человеческой личности: духовная, морально-волевая, нравственная, эстетическая, физическая, умственная. Недаром свой доклад Валерия начала с вопросов к залу: “Кто умеет играть в шахматы? Поднимите руку. А кто из тех, кто держит ее поднятой, плавает четырьмя стилями? Ах, вас уже меньше! Оставайтесь в том же положении, если вы можете продекламировать какой-нибудь библейский псалом”. Зал экзамена не выдержал, а ее ученики? Пока неизвестно. Она их только подвела ко второй ступени с условным названием “самоопределение” – школа еще молодая, как, впрочем, и ее директор.
NB!
Воркута, пр.Пищевиков, д.29, кв.53
“УГ” – Тверь
Школа, ставшая миром
каждом провинциальном городе есть своя школа-легенда, школа, в которой училось больше всего местных знаменитостей. Для Твери – это 6-я школа, ныне гимназия, но все тверичане знают ее просто как “шестую школу”. Это учебное заведение давно стало поистине архетипом тверского городского сознания, живущее своей особой жизнью мифологемой: в легендах, анекдотах, городском фольклоре.
Это школа, в которой развит культ победителя. Если выпускник школы становится абитуриентом, то просто обязан поступить в любой, даже самый престижный вуз, если в школе есть хор – то только победитель всевозможных смотров и конкурсов, если организовываем театральную студию – то с тем же заделом, если отправляем ученика на олимпиаду, то не для того, чтобы “главное – участие”.
Шестая школа всегда славилась своим английским: качество преподавания языка, который вводился в учебный план со второго класса, было всегда настолько высоким, что большую часть студентов факультета романо-германской филологии Тверского университета – пожалуй, самого престижного факультета в городе – составляли выпускники именно этой школы.
Английская спецшкола изменила статус в 1991 году. После капитального ремонта здания взялись за обновление всей внутренней структуры: “шестая” начала работать в режиме эксперимента “школы-гимназии”. С 1994 года школе присвоен статус гимназии. Получив этот статус, гимназия вступила в следующий период своего развития, и основное зерно концепции обучения формулируется теперь так – гуманитарная гимназия со специальной языковой подготовкой.
Лингвистическое образование в гимназии – предмет особой гордости. Во время первой российской педагогической ассамблеи шестая гимназия представляла приглашенным гостям два основных направления своей деятельности, первым из которых была именно лингвистическая подготовка. С первого класса начинается преподавание английского языка, с пятого – французского. Пару лет назад пытались внедрить и латынь, но не получилось: дети и без того перегружены, да и преподаватель из университета, принесший с собой в школу вузовскую систему лекций и семинаров, не прижился.
У шестой гимназии налажены хорошие связи с французским культурным центром в Москве, практикуются поездки детей и учителей во Францию. Третий год лучшие гимназисты 10-11-х классов отправляются учиться в США. Однако эта учеба в Америке оказалась палкой о двух концах: в этом году пятеро отучившихся в Штатах не смогли поступить в Тверской университет – английский сдали на “отлично”, а сочинения написали на тройки. Сказалось отсутствие общения с русским языком и литературой в течение года. Непоступление выпускников этой школы в вуз – случай небывалый, немало расстроивший весь педколлектив.
Уроки английского и французского дополняют в VIII-IХ классах изучение англо-американской литературы и истории англоязычных стран, преподавание основ перевода. В былые времена, когда шестая гимназия была просто “шестой школой”, в пятом классе преподавалась физическая география планеты на английском языке. Сейчас к такому ведению общеобразовательных предметов на иностранном языке намерены вернуться.
Система эстетического образования в гимназии включает в себя преподавание по авторским программам риторики, эстетики, стихосложения, художественного труда (I-III прогимназические классы), краеведения, психологии в гимназических классах. Кроме того, преподается ритмика и хореография. В гимназии открыли театральную студию “Поиск”, кукольный, драматический, вокально-музыкальный, театральные кружки, кружок бального танца и даже секцию авиамоделирования.
Старое здание красного кирпича с трудом вмещает все проекты гимназического образования. Количество кабинетов увеличить невозможно, а начальную школу давно пора бы переселить в помещение попросторнее. В этом видавшем виды доме всего один большой зал, который раньше был и актовым, и спортивным. После того как школа отметила в 1995 году свое девяностолетие, зал окончательно решили оставить только для праздничных мероприятий и занятий танцами и драматическим искусством. В результате у гимназии нет спортивного зала. Нет и спортивных раздевалок для детей – эти закутки пришлось переоборудовать под кабинеты английского языка для малышей, потому что места катастрофически не хватает. Не хватает и учебных мест: гимназические классы традиционно для “шестой” переполнены. Здешние учителя даже шутят, что, если учеников в классах будет меньше тридцати пяти, они просто не смогут нормально работать.
Тверская гимназия N 6 пользуется среди родителей неимоверной популярностью, “устроить” ребенка сюда учиться – большая удача. Это сочетается с постоянным сетованием на колоссальные перегрузки учеников, перемыванием косточек дирекции за большое количество детей градоначальников, ворчанием бывших учащихся о “садизме” здешних учителей, бахвальством полученным здесь образованием и образцовым английским… Все пересуды об этой школе – это нормально. Потому что “шестая” всегда была и остается примадонной образования в Твери, а посему – предметом ревности и вожделения.
Евгения БОРОДИНА
“Вече Твери”
Найти эстетику внутри питона
огда Валентин Васильевич Новоселов тринадцать лет назад приехал в Тверь и пришел устраиваться на работу, тогдашние партийные власти направили его в самую захудалую школу, где до этого несколько раз менялись директора, перебирали бумажки бесконечные комиссии, коллектив раздирали склоки.
Зато теперь он обладает секретом, как превратить гадкого утенка в “учебно-воспитательный комплекс с эстетическим уклоном”, где мирно сосуществуют школа и детский сад.
Время, а точнее его герои меняют многое. Теперь 1-й УВК поминается не иначе как с положительной стороны (не случайно именно сюда повезли участников ассамблеи на экскурсию), а вместо больного коллектива – сплоченная команда, где много молодых людей, среди которых и бывшие выпускники Валентина Васильевича. Работает в УВК и жена директора – Любовь Ивановна. Так что для Новоселовых дальнейшее совершенствование комплекса – дело семейное. Им и слово.
Валентин НОВОСЕЛОВ, директор 1-го УВК Твери:
– Когда первый раз приходят в наш комплекс, то обычно спрашивают, отобранные ли у нас дети, есть ли вступительные экзамены. И удивляются, когда узнают, что никакого конкурса нет, а ученики – обыкновенные, из близлежащих микрорайонов.
Главных направлений у УВК несколько. Прежде всего преемственность образования, которая проистекает из типа нашего учебного заведения. Важно не упустить склонности, задатки, появляющиеся у детей еще в дошкольном возрасте, обеспечить им плавный переход в школу, подготовить в первый класс. Следующее направление – это работа детских эстетических отделений – музыкального, оркестрового, инструментального, вокального, а в будущем предусмотрено открытие еще хореографического и живописи. В штате УВК – отличные мастера-преподаватели, и уровень подготовки не ниже уровня детской школы искусств, что подтверждает специальный документ, получаемый выпускником отделения вместе с аттестатом зрелости. Но наше отличие от школы искусств в том, что мы не гонимся за конечным результатом – победами, воспитанием великих артистов. У нас, конечно, есть очень талантливые ребята. Лучшим же результатом работы УВК я бы отметил спад правонарушений в округе или пример одной девочки, которую, признаюсь, не хотел брать к нам. Ее выгнали из другой школы – мол, “такая-сякая”, а в нашем комплексе она расцвела, стала ведущей вокалисткой, прекрасно поет в театральных постановках…
Для всех же остальных учеников, кто не определился сразу в какой-то специализации, действует общеэстетическое отделение. Здесь ребята знакомятся с основами культуры, искусства, учатся и петь, и танцевать. Они изучают сольфеджио, есть предмет “Слушание музыки”, этика, основы искусствоведения, риторика, МХК, в старших классах логика. Программа, естественно, предусматривает усложнение материала по мере приближения ученика к выпуску.
При этом весь учебный процесс в комплексе насыщен эстетикой. Учителя-предметники отбирают на каждый урок примеры из теории и практики с особой изюминкой. Оказывается, эстетику, когда занимаешься этим серьезно, можно найти в разных, казалось бы, неподходящих для этого явлениях, вещах – например, в строении лягушки или питона. Эстетика видна у нас и в логике построения, красоте урока. И, конечно, во внеклассных мероприятиях. Не вижу проблем с разрывом учебного и внеклассного процесса. Это раньше – идеология, собрания. Сегодня у нас они переливаются один в другой, взаимодополняя друг друга. Например, каждая тема заканчивается интегрированным внеклассным мероприятием. Скажем, физика-музыка, не говоря уже о близких искусству предметах – литературе, изо и т.д. А более крупные этапы заканчиваются общешкольными праздниками. Их так много бывает, что я даже на всех не успеваю побывать. Немудрено, ведь при комплексе – хоры, ансамбли, студии бального танца, и каждому хочется проявить и показать себя. Подсчитывал в конце года – четверть учеников, как говорили раньше, “охвачена” – постоянно занимаются в каких-нибудь кружках.
Собственно, мы так и замышляли, чтобы ребенок, попадая в УВК, погружался в определенную среду, которая и должна дать толчок в его развитии. Начиная с садика и до лицейских классов, которые нам, правда, предстоит создать. У нас пока в старшей школе два направления – гуманитарное и математическое, сориентированные на подготовку в вузы, и 90 процентов учеников у нас становятся студентами. С лицейскими же классами не торопимся, потому что ждем, когда подрастут наши первенцы из детского садика. Даже сейчас заметна сильная разница между классами, которые сформированы из выпускников нашего детсада, и теми, что набраны из обычных шестилеток, пришедших со стороны. Поэтому в ближайших планах – забрать в УВК еще часть детских садов. Тогда вся система подготовки замкнется, и мы получим в результате то, что называется по-модному – образовательное пространство.
Любовь новоселова, заместитель директора 1-го УВК по учебно-воспитательной работе:
– Наш УВК расположен не в самом благоприятном районе. Он раньше был богатым, но затем предприятия, которые всегда оставались щедрыми шефами, обанкротились, зарплату нашим родителям не выплачивают, а они нищают, часто спиваются. Рядом к тому же пивзавод, винзавод, железная дорога, нет никаких культурных центров. Так что дети в основном приходят трудные. Правда, как говорится, не бывает трудных детей, бывают трудные родители. Поэтому одна из частей нашей воспитательной работы направлена на пап и мам, которых мы стараемся превратить в своих партнеров. Родители везде участвуют, активно помогают. Особенно когда они видят, что их ребенок раскрепощен, может продемонстрировать таланты, не заметные дома, меняется в лучшую сторону.
Школа у нас необычная, нагрузка на детей большая, и поэтому особенно возрастает роль классного руководителя. Прежде всего он должен заботиться о здоровье ученика. Ведь не каждый ребенок в состоянии перенести многочасовые занятия музыкой или танцами. Нужен индивидуальный подход. Здесь классный руководитель взаимодействует с медицинской сестрой, психологом, логопедом. Ну и, конечно, с учителем. Не секрет, что не каждый педагог считается с графиком своих учеников. Поэтому классный руководитель координирует нагрузку и даже может отменить в какой-то день домашние задания. Если ученик перегружен – для него должна быть отдельная программа, может быть, небольшие каникулы.
Вообще индивидуальный подход возведен у нас, в УВК, в культ. Мы, например, собираем данные о каждом ученике, вкладываем в досье рисунки, грамоты. Папка с материалами передается из класса в класс, и на выходе выпускник может посмеяться над своими детскими работами, вспомнить о победе в спортивном соревновании или каком-то турнире. И никогда не забыть наш УВК.
NB!
1-й экспериментальный учебно-воспитательный комплекс
Адрес: Тверь,
ул. Орджоникидзе, 39
Телефон (0822)36-18-71
Играю в куклы на уроке
абавные фигурки спорят, влюбляются, мутузят друг друга – безобидная пародия на жизнь кукольного театра. В 18-й школе тоже есть такой. Ребята изготавливают куклы сами и сами же играют ими в спектакле. Пьеро, Арлекино, Коломбина… Персонажи комедии дель арте навсегда поселились в этих стенах. И со школой благодаря им происходят чудесные превращения. Например, уже год как у нее новый статус – центр гармонического развития.
Красивая современная школа на улице Учительская (!) в рабочем районе Твери. Это помещение появилось у нее недавно. А в прошлом тесное сосуществование в одном здании с 6-й гимназией… Бр-р-р, страшно вспомнить. Но даже в большом четырехэтажном доме для всех не хватает посадочных мест: некоторые кабинеты пришлось переделать под творческие студии. Ученики занимаются в две смены. Зато чем они только не занимаются!
Школа развивается по двум направлениям: физическое здоровье и творческая одаренность. Заключены договора с пятью специализированными спортивными классами. Организованы посещения близлежащего Дворца спорта. В школьном бассейне разыгрываются партии в водное поло. Два школьных спортзала рассчитаны на разные возрастные группы. Есть тренажерный кабинет. Волейбол, хоккей, фигурное катание – вот неполный перечень физкультурных достижений центра гармонического развития.
Немудрено, что проблемы правонарушений в школе решают сами ученики. В рамках совета старшеклассников существует штаб порядка. В него входят 20 старшеклассников, в том числе и девочки-спортсменки. Идея возникновения штаба родилась в тот момент, когда у кого-то из учеников украли шубу. В школе нет вахты. Ребята организовали дежурство у входа, курирование дискотек, присмотр за сорванцами. Даже уборку в школе взяли на свою совесть.
Автор методических разработок по географическому краеведению В.Панфилович создала туристическо-краеведческий класс. Преподаватель обьединила в своей программе физкультуру, литературу и искусство. Теперь ее ученики знают не только историю своей земли, семьи или рода. Они внимательно наблюдают за общественно-культурными достижениями земляков, изучают архитектурную структуру Твери, а на уроках пытаются решить транспортные проблемы.
Для эстетического воспитания учеников здесь не жалеют ни сил, ни средств. Считают, что нельзя скупиться на интересы детей. И если руководителям творческих студий необходимо 15 фортепиано, то инструментов не может быть меньше. А деньги, если уж сильно постараться, найдешь. В 18-й школе есть филиал музыкальной школы. Театральный класс, художественный. Ритмики и хореографии. Когда школа получила новые компьютеры, старые отдали классу, углубленно изучающему иностранный. Молодая учительница-аспирантка сама создает обучающие программы по немецкому. Есть и лингафонный кабинет.
Директор Екатерина Новикова работает с социологом. С ним она изучает климат в коллективе, прогнозирует политику поведения, выстраивает модель своей школы. В начальной школе работают психолог, логопед, врач. Совместно с учителями и родителями они образуют медико-педагогическую комиссию для наблюдения за здоровьем детей.
А дети здоровы и счастливы. Им нравятся уроки пантомимы и прикладного искусства, за которые к тому же получают отметки. Они строгают, рисуют, обшивают. И играют со своими смешными друзьями.
NB!
Тверь, ул.Учительская, д.6. Тел.: 42-11-81, 42-95-33
Верю в победу
Ольга Ивановна Пищулина до своего недавнего назначения начальником Управления образования Тверской области восемь с половиной лет возглавляла администрацию закрытого города Бологое-4. Но в школе она человек не чужой. После окончания филфака Симферопольского университета работала учителем русского языка и литературы, организатором внешкольной работы, заведующей методическим кабинетом. Была стипендиатом Фонда Сороса, училась в аспирантуре…
Завершение Российской педагогической ассамблеи, президентом которой была Ольга Ивановна, совпало с завершением символических 100 дней, которые она провела в новой должности.
– Через сто дней обычно подводят первые итоги деятельности не только президентов, но и руководителей всех рангов. Взглянув на уже сделанное, не испытываете ли вы разочарования?
– Мы, как мне кажется, успешно закончили учебный год, и качество знаний ребят ничуть не хуже, чем было прежде. У нас достаточно большое количество медалистов, хорошее поступление в вузы. В этом году мы неплохо организовали и летний отдых учащихся, во всех районах области, города функционировали как лагеря отдыха при школах, так и загородные. Но самая тяжелая ноша для нас – это, конечно, подготовка к началу учебного года. Я недавно прочитала в “Учительской газете” статью, в которой мне понравился заголовок – “Денег нет – результаты есть”. Эта формула, по которой мы все сегодня работаем. Живых средств фактически не было, но тем не менее удалось продвинуться в вопросе ремонта школ. На помощь приходят взаимозачеты, прямые контакты с главами администраций районов, благо, я их всех очень хорошо знаю, с отделами образования.
Разочарования, как вы говорите, нет. Наоборот, я укрепилась в приоритетах, в тех идеях, с которыми пришла в наше управление. Прежде всего, нуждается в укреплении слабая материально-техническая база. Область у нас сельскохозяйственная. Из 1702 школ 847 – сельские, из них 55 – в аварийном состоянии, нуждаются в капитальном ремонте. Особенно плохо с детскими домами и интернатами. В некоторых учреждениях нет даже шкафов для одежды, тумбочка – одна на 12 деток. Понятия “ковер”, “цветы” там незнакомы. Чем больше вникаю в суть дела, тем тревожнее на сердце, и я представляю, какой обьем работы надо выполнить, как предстоит защищать интересы образования в бюджете, какие силы затратить на принятие закона об образовании Тверской области. Конечно, рассчитываю на коллег – педагогов, управленцев. Надеюсь на их помощь и поддержку, особенно в начале нового учебного года. Ну и, безусловно, я могу положиться и на губернатора области Владимира Игнатьевича Платова. Как и на его заместителей – Юрия Михайловича Краснова и Анатолия Николаевича Головкина. Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, плохую собираемость налогов, невыполнение доходной части бюджета, администрация области находит возможность финансировать расходы по содержанию образовательных учреждений. Однако с выплатой заработной платы учителей ситуация остается сложной, и решение этого вопроса зависит во многом от органов местного самоуправления.
– Некоторые работники образования области сочли факт проведения ассамблеи не совсем уместным в столь тяжелое время. Вы, вероятно, придерживаетесь другой точки зрения?
– Отношение к нашей ассамблее действительно было разным. Но я считаю так: что бы ни происходило в стране, учителя должны иметь право на профессиональный разговор. Тем более в преддверии нового учебного года.
Текучка заедает, и порой в буднях мы не имеем возможности остановиться и проанализировать то, чем занимаемся, выработать какую-то систему. Такая продуктивная работа, обстановка, которая сложилась в эти пять дней, очень нужна и вдохновляет на новое.
К тому же ассамблея – это одна из возможностей заявить о себе, о достигнутом. Как для педагогов, которые, кстати, поразили меня в этот раз своими энтузиазмом, раскрепощенностью, проявленными при защите проектов. Так и для образования области в целом. Нам хотелось бы, чтобы о нас и о наших достижениях знали, активнее привлекали к федеральным и международным проектам.
Убеждена, что ассамблея в Твери должна стать традицией. И от этого выиграют все.
– Ваше назначение совпало по времени с выходом Указа Президента России “О повышении роли женщин в органах власти”. Вы в определенном смысле можете служить примером для многих. Ведь в основном в школе учат женщины, а руководят мужчины…
– Когда я работала в администрации Бологое-4, часто повторяла такую фразу: “Я – не женщина, я – глава администрации”. То же самое можно сказать и по отношению к моим новым обязанностям. Если же серьезно, то женское начало в любой команде обязательно должно быть. Женщины по своей сути миротворцы, не любят борьбы, столкновений, войны, крови. И потом, самое главное, женщины – трудяги. Они умеют полностью отдаваться делу.
Иногда размышляю, правильно ли я избрала тон в отношениях с подчиненными, общественностью, прессой. Не слишком ли оптимистична в своих прогнозах. Думаю, что нет. Если человек взялся за какое-то дело – он должен верить в его победу. В противном случае пусть за него не берется. Особенно в образовании. Не будет этого оптимизма – лучше уйти с работы. Потому что наша неуверенность, нервозность могут отразиться на наших детях. А уж они-то обязательно должны выйти в жизнь уверенными в себе.
Управленец из новых
Обычно управленца, да к тому же начальника от образования, представляешь солидным, строгим, волевым, озабоченным. Несущим на своих плечах всю тяжесть ответственного поста. Когда сталкиваешься с такими людьми, как Евгений Шестернинов, испытываешь приятное удивление: насколько легок в общении и мощен в делах этот человек. Начальником управления образования Твери он стал недавно, и полугода не прошло, а сколько успел “натворить”! Идея Всероссийской ассамблеи – его. Впрочем, воплощение идеи в жизнь, по большому счету, тоже.
Свою педагогическую деятельность Евгений Шестернинов начал в 17 лет. Старшим пионервожатым в школе. Из-за извечной нехватки денег – материнской зарплаты медсестры на троих с бабушкой-пенсионеркой едва хватало – учебу на историческом факультете Тверского государственного университета приходилось совмещать с работой в городе Кимры Тверской (в те времена Калининской) области. Через год летом поехал в “Орленок”, где повстречал земляков, работавших там методистами. У них в сейфе как особая ценность хранились книги Игоря Иванова. Евгений влюбился в эти книги, в этого человека, в его идею коллективного творчества.
Но пришло время армейской жизни. Служил сначала в Благовещенске, потом в Новосибирске. По возвращении был по партийной линии направлен старшим пионервожатым в Калининскую спецшколу, как принято называть в народе – школу для малолетних преступников. Мрачное режимное заведение. Для живого инициативного Шестернинова это было как если бы его самого посадили в клетку. Хотя и там молоденький, неугомонный парнишка с пионерским красным галстуком навел шороху. Как бы то ни было, следующий сезон он встретил директором местного Дома пионеров.
Все выше и выше по служебной лестнице. Секретарь горкома комсомола по школьным вопросам, 2-й секретарь горкома. И тут неожиданное приглашение в Тверь директором Дворца детей и молодежи. Того самого, где август встречал свою ассамблею.
В Твери оценили многочисленные таланты Евгения Шестернинова. Особенно его способность организовывать грандиозные действа. Как-то на День города он срежиссировал одновременную работу четырех сценических площадок: очевидцы говорят, гениально. Так как этот праздник к тому же совпал с выпускными балами, то загулявшие до утра школьники встречали рассвет на Волге в компании армады парусников и яхт. Это все Шестернинов.
В своей работе Евгений Евгеньевич активно использовал полюбившуюся идею коллективно-творческой деятельности. На ее основе понаписал море разработок, которые до сих пор “на ура” идут в школах. Она использовалась в лагере комсомольского актива. Сегодня его воспитанники работают вместе с ним. Кто в самом управлении, кто в дружественном учебно-воспитательном комплексе, а кто, далекий от образовательных трудов, помогает при “авралах” типа ассамблеи.
Во время перестройки Шестернинов заведовал отделом культуры, преобразовав его в Центр городского досуга. Это позволило одновременно осуществить координацию на уровне города и заработать на нее деньги. Отданный под Центр 2-этажный особняк удалось отстроить, с кафе-баром, всевозможными студиями и залами.
Этот подробный экскурс в историю необходим для понимания, что за личность Евгений Шестернинов и откуда он взялся на образовательном горизонте. Импульсивный Евгений Евгеньевич покинул пост заведующего отделом культуры, занялся семьей, собой, семейным бизнесом. Но за внешним благополучием терзалась его деятельная душа. Хорошо отводить детей в школу и бассейн, кормить их обедом, а дальше что? Когда возникла вакансия начальника городского отдела образования, он предложил свою кандидатуру. Ее утвердили. В народе шептались: “Ну надо же! “Новый русский”, такой весь устроенный, пришел на работу с зарплатой меньше миллиона”. А он горит делом, и как горит!
Конечно, почти со всеми тверскими директорами школ Шестернинов был знаком еще по мероприятиям Дворца детей и молодежи. Тем не менее встречи на семинарах и празднествах – не показатели близости во взглядах. Евгений Евгеньевич провел анкетирование: что хотят директора, в чем нуждается каждая конкретная школа. Тогда у него уже возникла мечта об общепедагогической ассамблее, и было интересно, какой ей быть и какой ее хотят видеть тверичане. К слову, из 63 проектов, представленных на конкурс ассамблеи, 37 было тверских.
Профессия управленца – особая профессия. Это своеобразный менеджер-организатор. Человек, который, для того чтобы достичь поставленных четко целей, всегда все рассчитает, расставит по полкам, поправит. Евгений Шестернинов – наглядный пример управленца нового типа. Он старается по возможности не приказывать, хотя, конечно же, без приказов в этом деле не обойдешься. Но в основном он старается создать у подчиненных внутреннюю мотивацию.
Ассамблея реабилитировала его имя у скептиков. Евгений Евгеньевич и его команда создали на редкость комфортные условия: любая просьба выполнялась мгновенно, любое предложение учитывалось. На ассамблее царила атмосфера дружелюбия и компетентности. Каждый член оргкомитета быстро и четко выполнял свои функции, не расслабляясь ни на секунду. А отличный подбор кадров – преданные своему делу, ответственные люди – это ли не показатель мудрого руководителя.
Комментарии