search
main
0

ТВ-week-end Меч… и рождественский пирог

Вопросы человеческих отношений, движения времени, общества, в котором личность испытывает наказание одиночеством, – темы, которые затрагивает современное зарубежное кино. Они сближают совершенно противоположные друг другу по происхождению и замыслу картины. Возьмем две из них, с которыми уже могли познакомиться зрители: “Рождественский пирог” (Франция) и “Император и убийца” (Китай).
“Рождественский пирог” – это дебют в режиссуре одной из самых известных европейских сценаристок Даниэль Томпсон. Сюжет незамысловат: в течение трех дней перед нами проходит история большой семьи, начиная с деда, еврея-эмигранта из России, выросшего уже во Франции, и его жены, с которой он много лет назад развелся. У них три дочери. У каждой большие неурядицы в жизни. Герои живут сплошными изменами, страданиями, разводами, одиночеством. А вокруг – предпраздничный Париж, елки, магазины, покупки. И все это под аранжировки популярных новогодних песен и авторскую музыку Мишеля Леграна. Узлы, завязанные судьбой, в рождественский вечер развязываются, семьи соединяются, поссорившиеся мирно разговаривают… В завершение раскрывается тайна, много лет мучившая деда: симпатичный молодой человек, сосед – его сын, сводный брат трех сестер. К Рождеству французы обязательно пекут пирог, и его рецепт помещается в финальных кадрах фильма.
При относительном благополучии финал фильма отнюдь не идиллический, хотя надежда на изменения к лучшему у некоторых героев остается. Проблема распада семьи – одна из главных в жизни и искусстве XX столетия. Ею обусловлено множество других проблем. Томпсон трезво смотрит на жизнь: разбитое не склеить, но можно хотя бы смягчить отношения друг с другом.
На прошлое (за исключением XX века) зарубежное кино оглядывается реже, чем российское. В этом сказывается западная традиция, ориентированная на существование в настоящем. Исторические фильмы Запада – либо масштабные картины, напичканные боевыми действиями, либо антураж для любовных историй.
Лента “Император и убийца” совместного производства Китая, Франции и Германии соединяет традиции Востока и Запада. Режиссер Чен Кайге, давно завоевавший международное признание, на сей раз отправляет зрителя в седую древность – 220-е годы до нашей эры. Китайская империя еще не сформирована, осталось несколько больших княжеств со своими правителями и традициями. Одному из правителей завещано объединить всех. Об этом фанатично твердят жрецы, министры, воины. Невеста правителя предлагает имитировать заговор, чтобы ее жених мог достичь своей цели. Она отправляется на поиски наемного убийцы, который стал бы ее помощником. Пока она отсутствует, власть и окружение пробуждают в правителе жестокость. Мягкий, восприимчивый человек, он, опьяненный идеей объединения любой ценой, подавленный внушаемым чувством долга, резко меняется. Узнав, что не царской крови, а сын первого министра, под давлением придворных подписывает смертный приговор отцу: он должен это сделать ради объединения. Затем убивает любовника матери и их детей, после идет войной на соседей и страшно расправляется с ними.
Тем временем невеста находит убийцу, который влюбляется в нее. Пораженная переменами в женихе, принцесса отказывается от своих планов и раскрывает тайну бывшему убийце, отвечая ему такой же горячей любовью. В итоге тот добровольно идет на смерть, мечтая избавить страну от тирана, но погибает, царственно спокойный, бросив тирану правдивый упрек в том, что, предназначенный для благой цели, тот сам стал убийцей. Император остается один. Вокруг него только фанатики-придворные.
Экскурс в седую древность сделан отнюдь не ради красот и ужасов костюмной истории. Режиссер Чен Кайге в свое время пострадал от репрессий “культурной революции” и лично знаком с психологией людей, которые неукоснительно исполняют самые жестокие приказы и для которых фанатичная служба – единственный вид существования. Кроме того, страны-производители картины осмысливают опыт XX столетия, времени возвышения и крушения огромных империй, и режиссер дает свой взгляд на проблему единства и междуусобиц. Выражением этого мнения служат, помимо сюжета, предмет, часто появляющийся в кадре, – меч, и слова невесты правителя: “Настоящий владыка должен любить людей”. Чен Кайге, таким образом, прямо говорит о том, что законы истории мало меняются на протяжении тысячелетий и их следует учитывать любому властителю.
Ольга ТРОФИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте