Цель: Проверить, как учащиеся усвоили теоретический материал, изучаемый в курсе граждановедения, могут ли они применить полученное знание, анализировать на их основе свои поступки и действия окружающих.
Измерители успешности обучения (таксономия Блума).
1. Уровень знаний: помнит основное положение международных документов о правах человека; умеет описать ситуацию; владеет терминологией.
2. Уровень понимания: обобщает услышанное, прочитанное; применяет знание к предложенной в игре ситуации; умеет своими словами, не искажая смысла, объяснить факты, явления.
3. Уровень применения: дает собственную интерпретацию факту; предлагает свои аргументы; анализирует ответы других; задает вопросы по существу.
4. Уровень анализа: критически и творчески мыслит; может на основе теории смоделировать собственную концепцию.
5. Уровень синтеза: а) выдвигает разумную гипотезу, ведущую к разрешению проблемы; б) на основе имеющийся информации и ее критической оценки принимает решение.
6. Оценка: объясняет свое решение, сравнивая варианты, подтверждает аргументы фактами.
Подготовительный этап игры
1. Формирование 3 команд игроков (на основе равенства интеллектуальных возможностей, по спортивно-игровой методике).
2. Команда выдвигает лидера, определяет название, девиз, эмблему.
3. Задание игрокам:
а) повторить материал ╖╖6-10 из учебника Я. Соколова, А. Прутгеннова “Граждановедение” – уметь ответить на любой вопрос и задание к этим разделам;
б) вспомнить содержание “Декларации прав ребенка” и “Конвенции о правах ребенка”;
в) изучить памятку “Твой правовой статус” (см. приложение);
г) подготовить фотоколлаж “Права ребенка”, определив самостоятельно тему и продумав презентацию.
4. Необходимые материалы для подготовительного этапа:
Учебник “Граждановедение”, 8 класс;
Сборник м/н документов “Права ребенка”;
Памятка “Твой правовой статус”;
Бумага, маркер, клей, старые газеты и журналы.
5. Подготовка тьюторов (из числа старшеклассников):
а) ведущие первого конкурса “Знатоки” работают с текстом учебника “Граждановедение”, составляя задания для восьмиклассников в формате интеллектуальной игры (“Что? Где? Когда?”, “О, счастливчик”, “Умники и умницы”). Всего разрабатывается 27 заданий (по 9 на команду игроков);
б) ведущие второго конкурса “Эксперты” разрабатывают и инсценируют три типичные конфликтные ситуации для последующей оценки их игроками:
ссора в семье;
ссора в школе;
правонарушение на улице.
Сценки должны быть типичными и в то же время достаточно ясными в юридическом смысле – доступными для анализа восьмиклассниками.
в) ведущие третьего конкурса “Медиация” берут за основу занятия из курса “Живое право” по разрешению конфликтов (см. приложение), готовят большую настенную таблицу и подбирают три примера для анализа.
г) ведущие четвертого конкурса “PR” (паблик рилейшнс) разрабатывают:
критерии оценки коллажа;
критерии оценки его презентации.
Всего должно быть задействовано не менее 8 тьюторов – старшеклассников. Это является для них социальной практикой.
Проведение игры:
I. Оформление игровой площадки: столы в классной комнате сдвигаются так, чтобы осталось большое игровое пространство. Необходима доска для размещения коллажей и таблицы “Медиация”, скотч, маркеры, визитки тьюторам и игрокам.
II. Описание игры:
Ведущий (учитель) представляет тьюторов и команды друг другу, для завязки игры и установления контакта игроков проводится “Разминка 1” Армрестлинг (см. приложение).
Ведущий (учитель): “Мы начинаем наш первый конкурс “Знатоки” (слово предоставляется тьюторам).
Примерные задания конкурса “Знатоки”. Уровень “А” – простые вопросы.
1. Что такое права человека?
(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность где-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).
2. В каком международном документе изложены основные права человека?
(Всеобщая декларация прав человека).
3. Какая международная организация приняла этот документ? (ООН).
4. Какая человеку польза от того, что у него есть права? (Он не зависит ни от кого, кроме закона; является свободным в проявлении своей воли).
5. Переведите на русский язык термин “декларация”. (Объявление, провозглашение).
6. Переведите на русский язык термин “привилегии”. (Особые права).
Уровень “В” – сложные вопросы.
7. Что означает право на жизнь? (Право родиться, жить и умереть естественной смертью).
8. Что означает право на свободу? (Человек, не совершивший никаких противозаконных действий, не должен никем насильственно удерживаться).
9. Что такое право человека на свободу передвижения? (Это возможность самому выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы страны и возвращаться).
Тьюторы перечисляют командам карточки:
ЗЕЛЕНАЯ – полный правильный ответ (3 балла)
СИНЯЯ – неполный ответ (2 балла)
ЖЕЛТАЯ – в ответе была одна несущественная оговорка (1 балл).
Ведущий: “Продолжаем конкурс “Знатоки”, знаете ли вы так же хорошо особые права – права ребенка.
Тьюторы предлагают поиграть в игру “О, счастливчик!”
Каждый ребенок в нашей стране обязан учиться в школе
А. 4 года
В. 9 лет
С. 11 лет
D. 12 лет
Каждый ребенок в нашей стране может учиться в школе
А. 4 года
В. 9 лет
С. 11 лет
D. 12 лет
Ребенок может быть заслушан в ходе любого судебного разбирательства, касающегося его судьбы
А. с 10 лет
В. с 14 лет
С. с 16 лет
D. с 18 лет
Административная ответственность несовершеннолетних наступает
А. с 14 лет
В. с 15 лет
С. с 16 лет
D. с 17 лет
Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений наступает
А. с 10 лет
В. с 12 лет
С. с 14 лет
D. с 16 лет
Ребенок может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав
А. с 10 лет
В. с 15 лет
С. с 14 лет
D. с 16 лет
Тьюторы перечисляют командам карточки:
ЗЕЛЕНАЯ – правильный ответ без подсказки (3 балла)
СИНЯЯ – правильный ответ с подсказкой 50/50 (2 балла)
ЖЕЛТАЯ – правильный ответ с подсказкой команды (1 балл)
Ведущий: “Пока тьюторы подводят итоги конкурса “Знатоков”, проведем еще одну разминку.
Разминка “Гол – Мимо” (см. приложение).
Ведущий: “Наш следующий конкурс “Эксперты”.
Тьюторы: Мы подготовили для вас 3 сценки, которые подглядели на днях в школе, дома и на улице. Вы должны посмотреть эти сценки и объяснить, кто нарушил чьи-то права, кто и в чем виноват.
Сценка первая: “Вторая обувь”.
Дежурный: Чернов, показывай вторую обувь.
Чернов: Да здесь она, здесь, в сумке.
Дежурный: Показывай.
Чернов: Да переобуюсь я, пропусти.
Дежурный: Показывай! (Дергает сумку).
Чернов: Не имеешь права лезть в мои вещи.
Дежурный: Не пущу в школу, пока не увижу твою вторую обувь.
Звонок на урок.
Сценка вторая: “Буфет”.
Старшеклассник: Пирожное почем?
Буфетчица: Два девяносто.
Старшеклассник (считает): Раз, 50, 60… не хватает!
Пятиклассник (подходит к буфету): Дайте мне пирожок.
Буфетчица: Да где же я тебе сдачу с утра найду! Поищи мелочь!
Пятиклассник: Мне мама только 50 рублей дала.
Буфетчица: Сейчас свои разменяю. Вот сдача, не потеряй.
Старшеклассник: Слышь, пацан, у тебя 10 копеек есть? А двадцать? Ну вот, я у тебя рубль взял. Молодец, пацан, выручил. Иди-иди…
Сценка третья:
Девочка учит уроки, тишина. Вдруг, громко включают магнитофон (за стеной).
Девочка (соседу) стучит в стену – грохот не стихает, затыкает уши – работать нельзя, звонит по телефону – не берут трубку, долбит в дверь…
Сосед: Ну тебе чего?
Девочка: Сделай потише, я уроки учу.
Сосед: А 23.00 еще нет, имею право слушать музыку, я у себя дома (захлопывает дверь).
Тьюторы по очереди опрашивают команды (анализ только одной из 3 ситуаций).
ЗЕЛЕНАЯ – исчерпывающий анализ (использ. юридический язык (3 балла)
СИНЯЯ – полный анализ (без использования юридич. языка (2 балла)
ЖЕЛТАЯ – односторонний анализ (1 балл)
Ведущий: И переходим сразу к третьему конкурсу “Медиация”.
Тьюторы демонстрируют таблицу на доске (см. приложение)
Рассмотрим ситуацию: “Ученица постоянно приходит в школу без сменной обуви, за что дежурный администратор отправляет ее домой – однако возвращается она по-прежнему без сменки, объясняя, что в семье нет денег на покупку второй пары туфель. Семья, действительно, малообеспеченная. Весь дневник исписан замечаниями, в школу идти совсем не хочется…”
Жеребьевка команд:
а) решение с позиции силы,
б) решение с позиции интересов,
в) решение с позиции правил.
Ответы маркером вносятся в таблицу.
Тьюторы выдают ЗЕЛЕНУЮ карточку за каждый внесенный в таблицу тезис (если он резонен).
Ведущий: Какой из трех видов разрешения споров вам кажется эффективным? Почему?
Переходим к 4-му конкурсу “Социальная реклама”
Тьюторы проводят процедуру презентации коллажей.
Критерии оценки коллажа:
1) Аккуратность исполнения (1 балл)
2) Оригинальность композиций (художественное впечатление (3 балла)
3) Социальная направленность (общественно значимая идея (4 балла)
раскрывается устно группой.
Итого: 8 баллов мах.
Подводя общие итоги турнира, победители получают диплом, тьюторы – сертификаты, лучшие игроки – грамоты; лучший коллаж – диплом.
Елена ПОПОВА,
учитель истории и граждановедения
Тамбов
Комментарии