Человек растет, познает, пробует. Но зачастую этот человек не знает и не понимает элементарных правил приличия, забывает о вежливости по отношению к тем, с кем живет, общается, просто знаком, поэтому так важно привить правила этикета как можно раньше.
Вашему вниманию предлагается материал для неравнодушных педагогов, классных руководителей, которые заинтересованы в воспитании культурных, многосторонне развитых людей. Данный турнир вы можете провести среди учеников 5-7-х классов. По жеребьевке набирается 2 команды по 5 человек. Каждой команде задаются по очереди вопросы. После окончания первого тура команда выбирает 2 рыцарей, которые будут защищать ее честь. Рыцари становятся друг против друга. Ведущий задает каждому по одному вопросу. Неответивший через минуту считается побежденным. Победителям задаются заключительные три вопроса. Рыцарь, ответивший наиболее точно и быстро, побеждает. Ему вручается орден Вежливости.
Вопросы I тура
1. Назовите как можно больше слов вежливости (пожалуйста, извините, простите, не могли бы вы, прошу прощения, спасибо, благодарю, позвольте, разрешите, милости просим, добро пожаловать…).
2. Покажите, как приветствовали друг друга графы и графини в ХVII-ХVIII вв. во Франции, Германии… (Поклоны мужчин и размахивания шляпой, короткий поклон женщин).
3. Назовите старую английскую пословицу, связанную с вежливостью. (Точность – вежливость королей).
4. Что значит быть вежливым в троллейбусе? (Пропустить вперед пожилых, помочь войти, уступить место женщине, пожилому человеку, маленькому ребенку, отойти с прохода).
5. Продолжите фразу Екатерины II из “эрмитажного устава”: “говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся…” (“…уши и голова не заболели”).
6. Если вы в театре хотите пройти к своему месту, которое находится в середине ряда, а ряд уже заполнен людьми, как вежливо это сделать? (Попросить прощения и лицом к сидящим людям, спиной к сцене пройти на свое место).
7. Вспомните русские пословицы и поговорки о вежливости. (Незваный гость хуже татарина; встречают по одежке, а провожают по уму; в ногах правды нет; гостю щей не жалей, а погуще лей).
8. В Иране в старину была образована Академия молчания. Ее девизом были слова: “Много думай и…”. Продолжите. (“…мало говори”).
9. Сколько видов поклонов в качестве приветствия существует у японцев, а у русских? (У японцев – 3: низкий, 300, 150, у русских – в ноги, в пояс).
10. Если у вас есть нож, вилка, ложка, то как вы расположите их на праздничном столе по отношению к тарелке? (Справа от тарелки сначала нож, потом ложку, слева – вилку).
Вопросы II тура
1. В ХVI в. на Руси было принято обращение к друзьям – сострадальник. Кто это такой? Переведите. (Тот, кто переживает, сострадает, сочувствует).
2. Маленький сын поэта Светлова выпил чернила, на что отец сказал: “Глупо. Если пьешь чернила, надо закусывать…” Продолжите (“…промокашкой”).
3. Продолжите фразу А.П.Чехова: “В человеке должно быть все прекрасно… (“…и лицо, и одежда, и душа, и мысли”).
4. Какие правила этикета связаны с перчаткой? (Ее бросали, если вызывали на дуэль; ее надо было снимать мужчине, если он целовал руку женщине).
(Команда, набравшая больше очков после первого тура, может один раз помочь любому своему рыцарю).
Вопросы III тура
1. Вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу на африканскую: “В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге”. Объясните ее по-русски. (“В чужой монастырь со своим уставом не ходят”).
2. В произведениях Льва Толстого упоминается много оттенков улыбки. Как вы думаете сколько? (97).
3. Откуда пошел обычай снимать мужчинам шляпу, входя в помещение? (Из рыцарских времен, когда снимали шлем, как бы говоря: “Я тебя не боюсь, моя голова открыта”).
Команде, набравшей наибольшее количество очков, присваивается звание “Леди и джентльмены”.
Ирина НИКОЛЬЧУК
Симферополь,
Украина
Комментарии