search
main
0

Турникет для одаренных. В Снежинске завершилась 40-я Всероссийская олимпиада школьников по физике

Такого количества участников ни одна предыдущая олимпиада на Южном Урале еще не собирала. В Снежинск приехали почти 200 старшеклассников, 60 учителей и 30 членов жюри. Делегации прибыли из всех федеральных округов, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. Всех надо было принять, разместить, обеспечить транспортом.

Мир тесен

– Я очень сомневался, справится ли маленький Снежинск с такой большой задачей, – скажет на церемонии закрытия профессор Московского физико-технического института Станислав Козел. – К счастью, мои опасения были напрасными. Олимпиада прошла на высоком уровне.

Впрочем, накладки при любом массовом мероприятии неизбежны. На сутки задержали вылет делегации из Петропавловска-Камчатского по причине землетрясения. Мальчика из Волгограда обыскали в пути сотрудники железнодорожной милиции. Во время олимпиады заболел один из участников. И тогда члены жюри принесли ему задание прямо в номер. В их присутствии он его и выполнил.

Но были и приятные неожиданности. Так, например, министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин встретил своего «коллегу» из Калининграда. Этот старшеклассник был в жюри Всероссийского конкурса «Учитель года – 2005». И болел за преподавателя физико-математического лицея №31 Ивана Иоголевича, с которым в Снежинске поменялся ролями. Теперь оценивал Иван Александрович, а юноша участвовал в олимпиаде.

Гимнастика ума

Один из скептиков сказал, что многие из победителей этой олимпиады все равно не придут потом в науку, будут заниматься бизнесом. А все, что происходит в Снежинске, тот же спорт в принципе. Просто в одном случае качают мышцы, а в другом – мозговые извилины. Даже если и так, что же в этом плохого? Спорт ведь не наркотики, вреда здоровью не причиняет. Но энтузиасты олимпиадного движения считают, что ребятам по душе состязательность. Она пробуждает у них азарт. Одно дело, когда учитель говорит, что задача решается. Другое, когда они видят, что ровесник ее решил. Год между олимпиадами дети активно готовятся, работают с учителем, занимаются самообразованием, то есть повышают свой уровень.

Есть от участия в олимпиаде и чисто прагматическая польза. Ведь победителей всероссийских олимпиад принимают в престижные вузы страны без экзаменов. Единственное, что остается сделать – написать хотя бы на тройку ЕГЭ по русскому языку.

А в связи с национальным проектом они могут еще и рассчитывать на грант в размере 60 тысяч рублей.

Готовя ученика к олимпиаде, растет и сам учитель, о чем говорил Иван Иоголевич, воспитанники которого привезли четыре золотые медали с международных олимпиад по физике.

Важно еще и общение теоретиков и практиков, вузовских преподавателей, которые вошли в жюри, и школьных учителей, которые сопровождали своих учеников. Учительница из Брянска, Оксана Солукова сказала, например, что самой большой для нее ценностью было как раз такое общение. Интересно ей было посмотреть и на звезд высшей школы. А там были, например, Евгений Бутиков, профессор из Санкт-Петербургского университета. Он прекрасный лектор, у него великолепные учебники по оптике и замечательные пособия для школьников, на которых выросло не одно поколение. Автор известнейшего в стране задачника, по которому старшеклассники готовятся к олимпиадам, а школьники – к вступительным экзаменам, Иван Воробьев из Новосибирского университета. Вся страна знает и Виктора Чивилева по заданиям заочной физико-технической школы. У него много публикаций в журнале «Квант», где он очень ясно и популярно объясняет самые сложные вопросы.

Немало полезного почерпнули учителя физики и из общения друг с другом. Вот такие положительные моменты отметили люди. Но олимпиада выявила и проблемы.

Третий лишний

В этом году Федеральное агентство по образованию РФ ввело квоты, ограничивающие число участников на региональных олимпиадах. И они стали турникетом, который не пропускает одаренных ребят на всероссийский уровень. В этом году, например, группа девятиклассников из физико-математического лицея №31 Челябинска очень ровно выступила на учебно-тренировочных сборах и на областной олимпиаде. Потом их пригласили в Санкт-Петербург на городскую открытую олимпиаду. Все трое стали ее призерами. Это олимпиада очень высокого уровня. Но на окружную олимпиаду в соответствии с квотой смогли поехать только двое. Оба стали победителями. Один из них назван абсолютным победителем и Всероссийской олимпиады. Как бы мог выступить третий, остается только гадать. Обидно за парня. И как ему объяснить, почему он оказался лишним и не боролся за медали?

Квоты ввели якобы в связи с национальным проектом, который предусматривает поддержку талантливой молодежи.

– Еще ничего не дали, а уже борются с коррупцией, – говорили между собой члены жюри.

Казалось бы, что национальный проект должен открывать двери для одаренных детей, а не ставить перед ними барьеры, как это выглядит в создавшейся ситуации.

– Не там ищут, как всегда, – считает Станислав Козел. – Мы два раза возили ребят на международные олимпиады за свой счет, а нам потом говорят: «А докажите, что вы там были!»

Уж сколько было примеров тому, что нельзя навести порядок одними запретительными мерами. Понимают ли это люди, предложившие введение квот?

Ставка на лидера

Еще до национального проекта «Образование» некоторые российские школы взяли на себя роль лидера. В физико-математическом обучении это школы в Кирове, Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Казани и т.д. В Челябинске безусловным лидером является физико-математический лицей №31. Из числа призеров всероссийских олимпиад он готовит примерно 50 процентов. В этом году его ученик Александр Каманцев едет на международную конференцию в США по линии Intel. Пять работ из этого лицея отправили на международный конкурс «Шаг к Нобелевской премии». И были уже лауреаты в этом конкурсе. Антон Попов попал в число претендентов, кто поедет на международную олимпиаду в Сингапур. Двое десятиклассников Дима Ярушин и Никита Михайлов включены кандидатами в национальную сборную, что поедет в 2007 году в Иран. Александр Михайлов – кандидат номер один в юниорскую команду, которая в конце этого года отправится в Бразилию. Если раньше успехи ребят из лицея №31 были яркими, но единичными, то теперь можно говорить уже о массовом характере побед. Но кому они нужны?

Пока директор Александр Попов не нашел ответа на вопрос, можно ли лицей назвать детищем города и области. Нельзя сказать, что это учебное учреждение не получает поддержки. Но она, как правило, по минимуму и выпрашиваемая.

Мы отлично понимаем, что должны отдавать для того, чтобы развиваться и существовать. И уже отдаем. Проводим губернаторские школы, летние лагеря, где собираем одаренных ребят со всей области, – рассказывает Александр Евгеньевич. И можем делать многое еще для областной образовательной сети, но уровень поддержки должен быть качественно иной.

Поддерживает директора и Иван Иоголевич. На экономическом форуме, что прошел в Челябинске, он сказал, что очень надеется на национальный проект «Образование», благодаря которому наконец-то будут обозначены базовые площадки. И верит, что появятся программы их развития. Судя по тому, о чем говорится в проекте, так и должно быть. И будет, если общественное мнение поддержит этот проект.

Засекреченный город

Снежинск – один из десяти закрытых городов страны, где под руководством И.В.Курчатова создавали ядерный щит нашего государства и где физика имеет такую же прописку, как и любой житель. Здесь и сегодня находится Российский федеральный ядерный центр. Это уникальный город, в котором 11 Героев Социалистического Труда, 199 лауреатов Государственной премии. И свыше шести тысяч человек награждены орденами и медалями.

Сегодня Снежинск переживает не лучшие времена. Будущее его неизвестно. Но и о прошлом многие из нас знают совсем немногое. Пока он раскрыл перед нами лишь первые страницы.

Снежинск, Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте