search
main
0

Туристский полигон. Занятия под открытым небом

Краеведение помогает иллюстрировать учебные предметы. Это «живая» история. Это познание края, в котором родились дети и их родители. Это изучение своей Родины, где они будут продолжать жить и растить собственных детей. Детско-юношеский туризм, его возможности в изучении малой родины помогают решить целый комплекс познавательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных и коммуникативных задач. Туризм и краеведение позволяют сделать досуг ребят содержательным и интересным. В каком виде они могут быть востребованы современной школой? Во-первых, во время походов задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно. Кроме того, в туристских группах педагогическое влияние максимально приближено к детскому коллективу. И, наконец, формы обучения и усвоения знаний индивидуальны.

Представим себе школу, расположенную неподалеку от леса или городского парка. А таких немало. Прогулки и походы в такой лес всегда желанны и интересны, потому что встреча с природой – всегда новые открытия. Такой уголок природы не только место отдыха. Это – полноценный учебный полигон. Слово «полигон» непривычно для учительского слуха. Ведь термин этот употребим чаще у военных.

Учебный туристский полигон – природная территория, которая регулярно используется школой для путешествий, походов, поисково-исследовательской деятельности, учебных занятий под открытым небом, спортивных игр и соревнований на воздухе. Какие же требования предъявляются к выбору учебного туристского полигона?

1. Конечно, выбирать его нужно неподалеку от школы (места проживания детей). Походы и прогулки по городским лесопаркам и пригородной зеленой зоне экономически доступны практически для каждой школы, каждого ученика и педагога. Расходы бывают незначительными, и выигрывают те школы, от которых до ближайшего леса можно дойти пешком. Педагогам, не имеющим вообще или имеющим минимальную туристскую квалификацию, которые боятся заблудиться в незнакомой местности, гораздо проще проводить туристские прогулки и походы в знакомом лесном массиве. И у родителей возникает меньше естественных страхов за жизнь и здоровье ребенка, когда учитель ведет детей в ближний поход.

2. Учебный полигон должен быть насыщен природными достопримечательностями: лесами, полянами, живописными речками, озерами и овражками. Кроме того, важно, чтобы, путешествуя, ученики могли бы познакомиться и с культурно-историческим наследием региона: местами, связанными с Великой Отечественной войной (остатками оборонительных укреплений, памятниками и обелисками, братскими могилами, музеями, местами дислокации и формирования воинских частей, размещения госпиталей в годы войны), народными промыслами, археологическими и архитектурными памятниками, старинными усадьбами.

3. Очень важно, чтобы у педагога была хорошая карта этой местности и он умел пользоваться ею. Подробные карты, как правило, есть в органах местной власти, лесничествах, в клубах туристов, на станциях юных туристов, в местных федерациях спортивного ориентирования. Они публикуются в региональных атласах. Можно также использовать и снимки земной поверхности из космоса, информация о которых есть в сети «Интернет». Карту для своего учебного туристского полигона можно изготовить самостоятельно.

4. Крайне важен образовательный потенциал учебного полигона. Он должен позволять подбирать маршруты и отдельные объекты для изучения в каждой параллели классов, на которых учащиеся могли бы закреплять содержание изучаемых учебных предметов на практике.

Школьными программами по географии, биологии, экологии предусмотрена организация природных экскурсий. Нерационально, если учитель каждый раз задается вопросом, где эту экскурсию провести. При освоенном педагогом учебном полигоне (природной территории рядом со школой) проблема эта отпадает сама собой. Изучены местность, ее познавательные возможности, объекты для наблюдений, многократно отработана методика групповых занятий. Профессиональный учительский труд значительно облегчается.

Только общая концепция краеведческого подхода в образовании может разрабатываться централизованно. А образовательные возможности каждого учебного полигона и каждого туристского маршрута конкретны. Краеведческое исследование местных достопримечательностей – деятельность, которая инициируется самой школой, с учетом ее образовательных целей. Разработку учебного туристского полигона могут проводить опытные методисты – сотрудники региональной методической службы, туристы и краеведы учреждений дополнительного образования. А органы управления образованием и органы местной власти могли бы помогать педагогам-энтузиастам в издании местных краеведческих и методических материалов для всех школ региона.

Учитель может определить образовательные возможности учебного полигона и самостоятельно, на основании собственного опыта лесных прогулок и походов с детьми. Если путешествовать регулярно, то постепенно накапливается необходимый краеведческий багаж. Биолог изучит местные растительные и животные сообщества, географ познакомится с местными формами рельефа, историк досконально будет знать местную историю и традиции и т.д.

Дружба с местными краеведами

Большую помощь в краеведческом изучении окажут сотрудники местных библиотек и музеев, где такая работа ведется регулярно. На многих территориях действуют общества краеведов. Собирают краеведческий материал специалисты учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля (сотрудники центров и станций юных туристов, профильных отделов детских центров творчества), клубов туристов.

При разработке туристского полигона необходимо познакомиться с сотрудниками местного лесничества, охраной природной территории (парка, заказника, заповедника) – лесниками, егерями, научными работниками. Нужно разузнать, какие задачи они решают и как работа со школьниками может содействовать мерам по охране и восстановлению леса и других местных природных уголков.

Библиотека типовых маршрутов

Краеведческое исследование местных достопримечательностей определяется потребностями педагога для получения учащимися знаний по учебному предмету. И набор таких маршрутов для каждой школы индивидуален. Причем на одних и тех же маршрутах в разное время года можно проводить разные сезонные наблюдения.

Используя «типовые» (традиционные – из года в год повторяющиеся) маршруты для классов каждой параллели начальной, средней и старшей школы, учитель постоянно накапливает информацию о регионе и его краеведческих возможностях. Собранный по одним и тем же маршрутам краеведческий материал с успехом можно использовать для урочного преподавания. Хранить его можно не только в учебных кабинетах. У школы может возникнуть потребность создания специального кабинета краеведения – учебного краеведческого музея, собранного и оберегаемого детьми, их родителями и педагогами.

С накоплением краеведческого материала для каждой параллели классов можно подбирать маршруты, на которых учащиеся могли бы закреплять содержание изучаемых учебных предметов на практике. Это объективно мотивирует учителя к применению туризма и краеведения в профессиональной деятельности. Когда по одному и тому же маршруту пройдут разные специалисты и вычленят на нем объекты для изучения своего учебного предмета (географии, истории, биологии и т.д.), школа получит опыт освоения и методическую разработку туристского маршрута комплексного характера для конкретной параллели классов. Такую разработку сможет использовать любой педагог, независимо от того предмета, который он преподает.

Библиотека разработок «типовых» маршрутов для параллелей классов школы – полноценный информационно-методический банк образовательно-оздоровительных возможностей учебного полигона.

Помимо этого, использование школой «типовых» маршрутов для параллелей классов влечет из года в год рост профессиональной компетентности педагогических коллективов. Появляется потребность и возможность обмена краеведческой информацией и опытом между педагогами разных параллелей классов.

Разработка и систематическое использование учебного туристского полигона для решения образовательных и оздоровительных задач – деятельность, которая может проводиться каждой школой из года в год, давать новые результаты в качестве обучения и приносить колоссальное удовлетворение всем ее участникам. Это реальная работа по воспитанию гражданского самосознания учеников, приобщению их к традициям местной культуры, воспитанию экологического мировоззрения. Получив первые положительные результаты, и педагог, и дети навсегда увлекаются туризмом. Это интересно, увлекательно и личностно значимо, так как есть возможность самореализации.

Работа по созданию учебного туристского полигона потребует от педагогического коллектива времени и весомых усилий. В дальнейшем же нужно будет вносить лишь незначительные коррективы. Творческие начала в процессе разработки учебного полигона, результаты его использования, формирование традиций воспитательной работы средствами туристско-краеведческой деятельности имеют большое значение для развития и воспитания детского коллектива, существенно расширяют общественные связи школы, повышают ее социальный статус и ведут к полноценной реализации ее миссии. Значение этой деятельности переоценить невозможно!

Виталий ЯРОШЕНКО, мастер спорта, старший инструктор-методист по туризму; Юлия КОЗЛОВА,

мастер спорта, кандидат педагогических наук, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте