В старинном русском городе Александрове есть школа №1, одна из лучших в районе. По итогам 2007 года она стала победителем конкурса образовательных учреждений, использующих инновационные программы. Возглавляет ее Римма Арсеньевна Макарова, победитель конкурса «Директор года» в номинации «Лучший руководитель-женщина». Почти треть педагогического коллектива – ее выпускники. Молодых специалистов пока только два. Одна из них – Марина Полянская – лучший молодой учитель района. Всего за один год работы она поняла, что ее выбор правильный, что это ее истинное призвание.
Если бы художник задумал написать портрет Марины, то он наверняка бы использовал приглушенные пастельные тона. Яркие акварельные и масляные краски здесь были бы неуместны, потому что и внешность, хотя и довольно броская, и особенно ее внутренний мир, отношение к людям, детям полны сдержанности, такта, доброжелательности, участия. Наверное, именно эти качества способствовали тому, что уже в первый год работы она заслужила доверие ребят, уважение и любовь.
Редкий учитель может похвалиться, что сразу после вуза он нашел общий язык с детьми, что они, и особенно подростки и старшеклассники, не пытались сорвать урок, попробовать довести юного педагога до слез, до сомнений: а ту ли стезю он выбрал? Марина ничего подобного не испытала. Ей было легко работать с самого начала. Она с таким восхищением, восторгом рассказывает о своих питомцах, что сразу начинаешь понимать, что она учитель по призванию, по влечению сердца.
– Правда, был сначала некий страх, – вспоминает девушка, – но он скоро прошел, потому что дети сразу приняли меня. Они мне показались милыми, отзывчивыми, и это впечатление не исчезло. Напрасно говорят, что современные дети неуправляемые, грубые, даже жестокие, это не так. Они все, конечно, разные. Но одинаково чуткие к доброму отношению к ним, и на заботу и понимание отвечают уважением, – говорит Марина.
Профессию учителя Марина выбрала еще в школе, хотя подруги дружно отговаривали:
– Разве можно сегодня работать в школе, когда из нее уходят и посредственные учителя, ты такая способная, могла бы выбрать что-то более значительное и престижное.
– Я люблю детей, к тому же действительно учителей не хватает, – ответила Марина и тихо добавила: – Если не я, то кто же?
И слова эти прозвучали совсем не пафосно, а спокойно и с достоинством. Подруги больше не приставали, потому что хорошо знали: если Марина что-то решила, обязательно добьется. Дома ее тоже не сразу поддержали. Если мама одобрила выбор дочки, то отчим пытался отсоветовать: «Это очень трудная и неблагодарная работа, к тому же малооплачиваемая». Но у Марины с раннего детства характер сложился упорный и настойчивый. И после окончания одиннадцатого класса она поехала поступать в Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского.
Конкурс был очень большой. Среди поступающих на факультет иностранных языков большинство мечтали о иной карьере, далекой от педагогики. Марина оказалась в числе немногих, кто хотел бы связать свою судьбу со школой. Но ей не удалось поступить на бюджетное отделение, хотя оценки на вступительных экзаменах получила довольно высокие. А платное ее семья не могла потянуть. Пришлось пойти в колледж учиться на делопроизводителя. И там Марина была прилежной ученицей, но мечта стать педагогом осталась. Окончив колледж, девушка снова пытается попасть на тот же факультет того же вуза. И снова не хватило одного балла, чтобы учиться на бюджетном отделении. Что делать? Марина приехала домой расстроенная. Но отчим, увидя отчаяние в глазах дочери, сказал: «Будешь учиться на платном, как-нибудь осилим».
Хочу еще раз подчеркнуть, что Марина с детства научилась добиваться всего, что считала важным для себя. В начальных и средних классах она училась в Краснодарском крае. С пятого класса появился новый предмет – английский язык. Но к 8-му классу его почти не преподавали, а в 9-м классе его заменяли другими дисциплинами из-за отсутствия учителя. После девятого класса семья Марины переехала в Александровский район Владимирской области, поселилась в небольшом поселке.
Надо было искать школу. Мама, порасспросив новых знакомых, побывав в отделе образования, предложила девочке на выбор несколько школ: в одной математика и физика – ведущие предметы, в другой гуманитарное направление, в третьей естественным наукам уделяется большее внимание. «Есть еще одна школа, – сказала мама, – но я ее тебе не предлагаю, она с углубленным изучением английского языка».
– Вот она-то мне и нужна, – неожиданно для родителей заявила дочка.
– Но там уже в 8-9-х классах дети на уроках говорят только по-английски…
Марина настаивала. И они согласились, но, конечно, сильно сомневались, что девочка сможет в ней учиться. Как ни странно, и в школе ее приняли без всяких условий, хотя во время собеседования учителей предупредили, что Марина последний год язык совсем не изучала. Видимо, педагогов покорили настойчивость и уверенность девочки. Помогать ей взялась учительница английского Ангелина Васильевна Хитрова. Она давала Марине индивидуальные задания, оставалась с ней после занятий.
И вот на удивление всем, а может быть, и самой себе, к концу второй четверти Марина знала английский на уровне 9-го класса, а к концу учебного года догнала одноклассников. В одиннадцатом, выпускном, она оказалась в числе лучших. Английский снова стал ее любимым предметом, потому и решила, что будет преподавать в школе именно его, и в этом немалую роль сыграла Ангелина Васильевна. Практика в вузе – это обычно первое испытание на профессиональную состоятельность. Марина прошла ее на «отлично». После окончания университета Марина, естественно, вернулась в родную школу. Учителя, которые раньше ее учили, теперь стали коллегами.
Марина довольно легко и быстро вошла в свою новую роль. Ей, конечно, помогали все, а в особенности Надежда Алексеевна Степанова, ставшая ее наставницей.
С младшими детьми молодая учительница подружилась сразу. И со старшеклассниками скоро нашла взаимопонимание. Она с ними общалась почти на равных, а они умело сохраняли дистанцию и относились к ней с уважением и с почтением, не допускающим никакого панибратства. Вот только с учениками средних классов первоначально складывалось не все гладко. И это понятно, ведь подростки 12-14 лет, как говорят, – самый ершистый народ и даже опытным педагогам часто доставляют беспокойство.
Впрочем, Марина не смогла вспомнить сколько-нибудь яркого примера разногласия с кем-то из учеников 7-9-х классов. Об одном случае она все же рассказала. Речь шла о рядовом конфликте с одной ученицей. Девочке якобы не понравился тон, каким учительница с нею говорила, и она пожаловалась классному руководителю. Конфликт, естественно, скоро уладили. Кстати, Марина больше переживала, чем эта семиклассница.
Во все свои классы на урок молодая учительница идет с удовольствием. Но особую радость доставляют ей второклассники. С ними занятие проходит как одно мгновение. Дети полноправные его участники. То они спрашивают педагога по-английски, то она их. Ее радует их активность, любознательность, желание как можно больше знать. Они сами просят Марину Сергеевну придумать какой-нибудь утренник или конкурс.
Для каждого возрастного уровня есть программа внеклассного чтения на английском языке. Как ни удивительно для нынешнего времени, но ученики Марины Полянской читают эти книги охотно, без нажима, а потом вместе с учительницей обсуждают прочитанное. И этого им оказывается мало, часто просят Марину Сергеевну посоветовать, что можно почитать сверх программы. Часто она приносит книги из дома и предлагает ребятам, в зависимости от того, что им ближе.
Читают ребята и русскую классику, и английскую художественную литературу на языке оригинала. Восьмиклассники тоже заражены этим увлекательным занятием. Марина Сергеевна особенно восхищена Марком Ислантьевым, который часто подходит к ней и спрашивает, что ему еще можно почитать.
– Интерес к языку есть у всех возрастных групп, – рассказывает Марина, – и не только к языку, но и к истории и культуре Великобритании, Америки. Ведь общеизвестно, что кто не знает чужих языков, тот мало понятия имеет и о своем.
Конечно, здесь многое зависит от самого педагога, его мастерства, его увлеченности. Уроки страноведения у Марины, по словам ее коллег, словно маленькие спектакли, построенные к тому же на основе новейших технологий. И такие уроки, как оказалось, могут давать не только опытные мастера, но и молодые специалисты, если они по-настоящему талантливы.
Старшеклассники ждут очередных занятий с нетерпением, потому что именно на них можно спорить, высказывать любое свое мнение, уточнять свои представления о том или ином жизненном явлении. На них они постигают культуру общения. Темы уроков страноведения уже сами по себе привлекательны для взрослеющих подростков. К примеру, «Глобализация», «Рынок – мировая проблема», «Должна ли молодая мама работать?», «Нравственно ли старых родителей помещать в дом престарелых?», «Устарел ли этикет?».
Учительница гордится своими учениками 10-11-х классов. Они глубоко мыслят, умело и обстоятельно выдвигают доказательства, думают не только о себе, но и о близких людях, о своей стране.
Бурную дискуссию вызвала проблема «Влияние сленга на русский язык. Можно ли им засорять свою речь?». Были высказывания и «за», и «против». В конце большинство согласилось с выводом: в подростковом и юном возрасте в своей среде вполне уместен сленг. А сам язык этими словами засорять не стоит, его надо беречь.
Ребята с удовольствием готовят и защищают свои проекты на темы: «Наркомания», «Расизм», «Современные технологии».
Коллеги довольны молодой учительницей. Считают, что даже опытным педагогам есть чему у нее поучиться. Марина всегда отличалась и отличается целеустремленностью. Ставит перед собой одну цель за другой. Захотела за короткий срок выучить английский – и выучила. Мечтала поступить в педагогический вуз – поступила. Задумала вернуться в родную школу – и вернулась. Ставит цели – и достигает их. Старается учить детей так, чтобы их успехами и в учебе, и в жизни могла гордиться. Марина стремится не обгонять других, а обгонять себя.
Марина Полянская не относится к тем молодым людям, в том числе и учителям, которые находят самовыражение в ярких одеждах, броских манерах. Она скорее напоминает тургеневскую девушку. Ей присущи благородство, деликатность, сдержанность, скромные манеры. И тем не менее многие старшеклассницы стараются подражать любимой учительнице. Она для них образец женственности, мягкости, отзывчивости.
Марина, как и ее ученики, много читает. Ее любимые книги – романы и воспоминания об истинной русской интеллигенции ХIХ – начала ХХ века. Она и похожа на русских интеллигентных девушек, которые, к большому сожалению, встречаются сегодня нечасто.
Александров, Владимирская область
Марина Полянская занимается своим любимым делом
Комментарии