Всероссийский семинар-совещание “Организация воспитательной деятельности со студентами: практика, традиции, перспективы развития”, проведенный недавно на базе Тульского государственного педуниверситета им. Л.Н.Толстого, показал, что “практика” огромная, “традиции” остались, а у “перспектив” – необозримое будущее. Впервые выбранная форма творческого отчета вуза погрузила более ста приезжих вузовских работников в “кухню” воспитательного процесса. Научные доклады перемежались концертами, отчеты – студенческими капустниками, кулуарные разговоры – “круглыми столами”. Но в сущности всю неделю обсуждался один-единственный вопрос: как сделать студента не только образованным, но и нравственным человеком?
Поскольку тулякам выпала честь отвечать первыми, они и предложили свою концепцию воспитательной работы со студентами. В ее основе – идея целостного подхода к воспитанию, образованию и научной работе в педуниверситете. Здесь и создание педагогически воспитывающей среды, высокая культура быта в общежитиях, предоставление условий для разностороннего развития личности преподавателя и студента. Иными словами -, бесконечное сотворчество.
Начиналась тульская модель с отдела воспитательной работы. Теперь это целая структура. В ТГПУ есть институт кураторов студенческих групп, центр социально-психологической помощи, отделение поддержки творческой инициативы, клубы по интересам, творческие коллективы, мастерские ремесел, спортивный центр, школа начальной туристической подготовки, научно-исследовательская лаборатория. А в придачу ≈ центр мониторинга проблем студенческой жизни.
Если учесть то, что воспитательная работа часто строится на культурном наследии прошлого, то ТГПУ в этом отношении повезло.
– Нашему университету присвоено имя Толстого, – говорит Зинаида Калинина, проректор по воспитательной работе. – В 1-м корпусе, который располагается в здании бывшей классической мужской гимназии, где учились сыновья писателя, у нас “толстовская комната”, кафедра духовного наследия Толстого, здесь же проходят толстовские чтения. В сотрудничестве с работниками музея-усадьбы “Ясная поляна” и Тульского академического драматического театра создан факультетский студенческий Толстовский театр.
Семинар-совещание на базе тульского вуза послужил своеобразным поводом для отчета работников Минобразования. В частности начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Валентина Березина в своем докладе отметила, что министерство всерьез занялось проблемой воспитания. Что же конкретно для этого сделано? Был проведен ряд всероссийских научно-практических конференций по проблемам воспитания студенческой молодежи, организованы постоянно действующие семинары по подготовке специалистов, работающих на базе государственного координационного центра информационных технологий Минобразования. Объявлен I Всероссийский конкурс “Организация воспитательной деятельности в вузах” (совместно с НИИ высшего образования). Кроме того, воспитательная проблематика включена теперь в раздел конкурса научно-исследовательских работ по программе “Научно-методическое, научное, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования”. Появились печатные издания – серия “Диалоги о воспитании” и информационный бюллетень “Из опыта работы”. Порадовало замечание Валентины Александровны о возобновлении сотрудничества с Российским Союзом Молодежи, Союзом студентов и многими другими организациями. Пример – уже 6 лет Минобразование и Российский Союз Молодежи проводят фестивали “Артиада России” и “Студенческая весна”. В числе важных задач министерства – обеспечение вторичной, сезонной и временной занятости студентов, поддержка молодежных предпринимательских структур, возрождение разнопрофильных студенческих отрядов. Министерство обещает не откладывать в долгий ящик разработку и утверждение необходимой нормативно-правовой базы движения студенческих отрядов. Предполагается даже внести в Правительство РФ проект постановления о его поддержке.
Не обошли вниманием на тульском совещании и тему наркомании. Обсуждали разработанную Минобром и Минздравом концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Правда, эту инициативу чиновников некоторые вузы уже опередили. Богатый опыт по предупреждению наркозависимости накоплен в МГТУ им. Баумана, Уральском государственном техническом университете, Томском политехе. Что еще успели сделать на совещании? Итоги его работы суммировала советник отдела внеучебной деятельности и развития дополнительного образования в образовательных учреждениях Наталия Кучер.
-Участники ознакомились с нормативно-правовой базой и с системой оплаты тех, кто занимается воспитанием. Стало очевидно: пришло время заняться диагностикой воспитательной деятельности, ввести оценочные параметры в систему аттестации вуза. Наконец пора задуматься о выделении бюджетных средств на организацию внеучебной работы со студентами. А в целом семинар был серьезной подготовкой к февральской коллегии, которая состоится на базе Уральского политехнического университета.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Тула
P. S.
Десять вузов подали в Министерство образования заявки на проведение подобных семинаров-совещаний. Об их опыте воспитательной работы мы расскажем в следующих выпусках “Высшей школы”.
Комментарии