search
main
0

Туда и сразу обратно. Что мешает молодым учителям остаться в школе?

Первый месяц нового года запомнился встречами с директорами трех воронежских школ. Разговаривали о трудновыполнимых задачах, которыми в последнее время школы засыпаны по самую крышу и выше, словно тем бесконечным снегопадом, завалившим центр России после крещенских праздников. Задачи известные: электронные дневники и журналы взамен бумажных, перевод школ на односменку и связанная с этим так называемая оптимизация помещений, нежелание молодежи идти работать учителями и нехватка педкадров.

Оказалось, что во многих школах Воронежа – города немаленького, с миллионным населением и, как пишут в отчетах, «положительной динамикой» роста заработной платы – сегодня не хватает учителей начальных классов, иностранного языка, физкультуры. О специалистах, умеющих работать в инклюзивном классе, пока промолчим, потому что это тема для отдельного и совсем нелегкого разговора. Но почему проблема с учителями начальной школы? Чтобы ответить на этот вопрос, первым делом посчитали зарплату.Сегодня учитель начальной школы при ставке в 8720 рублей получает заработную плату за 16 часов нагрузки. Еще он имеет коэффициент особенностей предмета, равный 1,1, то есть сумма вырастает до 9592 рубля. Плюс доплата за классное руководство приблизительно 1200 с небольшим. Если это начинающий учитель, за заведования кабинетом доплаты у него, скорее всего, не будет, так как кабинеты закреплены за более опытными учителями. В итоге у вчерашней выпускницы педвуза, молодой учительницы начальных классов зарплата составляет примерно 11 тысяч рублей, а после вычета налогов на руки она получает 9,5 тысячи.В Воронежской области существует еще доплата молодому специалисту, о которой много говорят, и молодежь на нее надеется. В первые пять лет работы в школе молодой специалист, окончивший вуз с синим дипломом, должен получать ежемесячную надбавку в 20% от базового оклада для городского учителя и 25% – для педагога из сельской местности, если окончил с красным дипломом – соответственно 25% и 30% от оклада. Но на деле получается, что в одних школах это работает, а в других нет – зависит от директора. Сколько он поставит процентов, столько и будет, иногда это просто тысяча рублей, а иногда и ничего. Об этом рассказывают сами молодые педагоги, получающие 12 тысяч рублей в месяц. Если человек снимает жилье, оплачивает коммунальные услуги, каждый день ездит на транспорте до работы и обратно, вопрос о питании, точнее пропитании, повисает в воздухе. А следом возникает новый вопрос: кто пойдет на такую работу и зачем на нее идти? Вот как раз те, кто без школы и детей свою жизнь не представляют, предлагают оригинальный выход.Хорошо, если будущий учитель еще при обучении в вузе получает вторую специальность, например осваивает преподавание иностранного языка. Тогда он не только ведет начальные классы, но еще ему предложат преподавать английский, а это значит, что зарплата его увеличивается до 26‑28 тысяч рублей. Правда, нагрузка тоже растет: появляются ученики, обучающиеся на дому, плюс работа во вторую смену или в средних классах, в итоге нагрузка в неделю – 30‑36 часов. Возникает вопрос: кто пойдет на такую учительскую нагрузку? Желающих катастрофически мало, оттого и дефицит кадров.Не могла не спросить у своих собеседников: какой максимум зарплаты зафиксирован в нашем регионе и за какой объем работ? Оказалось, чтобы тому же учителю английского языка получать 41‑42 тысячи, надо иметь высшую категорию, большой стаж, 39 часов нагрузки, несколько учеников-«надомников», одно, а лучше два классных руководства и еще хорошо бы подготовить олимпиадника или победителя каких-нибудь важных конкурсов!Если говорить об общем объеме средств, вливаемых в школы, он, как говорят директора, тоже увеличивается, о чем постоянно докладывает руководство: «В будущем году норматив финансирования на одного ребенка возрос на одну целую девять десятых процента!» Но ведь возрос же, и это самое главное! А раз идет увеличение финансирования, значит, в регионе или в городе все хорошо, позитивное развитие налицо.Но то, что официальная инфляция составляет 4%, об этом не упоминается ни единым звуком. Хотя при банальном сопоставлении цифр каждому становится понятно, что «возросший» на словах норматив подушевого финансирования уже упал минимум вполовину. Его еще даже применить не успели, так как запланирован он только на следующий год, но он уже отстал, денег уже запланировано меньше необходимого. А ведь инфляция и рост цен видны не только на рынках и в магазинах, когда мы идем туда за продуктами. Дорожают услуги, которые оказывают школам. И цены растут не на один-два процента, а в разы! В первую очередь это услуги, связанные с покупкой техники, ремонтом школьных помещений, обслуживанием видеонаблюдения и так далее. И из этих же так называемых увеличений надо платить доплаты молодым.Молодежь, честно говоря, в школы все-таки приходит. Но, отработав два-три месяца, бежит из школы. Работать за 10‑12 тысяч желающих мало, а брать деньги на надбавки неоткуда, особенно если школа небольшая, учеников не больше трехсот и фонд оплаты труда маленький.Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте