В свое время идеи создания трудовой школы, расширение трудового начала школы отражали стремление приобщить подрастающее поколение к реальным знаниям. Сегодня задача существенно усложнилась, во-первых, необходимостью вооружения знаниями для выживания в условиях постоянного выбора, во-вторых, выпускникам школ, вероятно, понадобятся те знания, которыми поколения учителей владеют не в полной мере.
Более того, появилась необходимость рассматривать труд расширительно, то есть как высшую потребность личности реализовать себя. В этом отношении правомерно принятие тождественности труда и творчества: работает несвободный человек по необходимости, по принуждению (иногда очень утонченному, например ради престижа или респектабельности или погоняемый хлыстом моды), а трудится свободный человек по потребности. Вспомним: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”.
С другой стороны, образование призвано создавать образы видов деятельности людей, образы процесса и результатов эффективного труда, формировать эстетическое отношение к любой работе, а также представлять образцы профессий. К сожалению, выпускники школы вынуждены ограничиваться расплывчатыми образами профессий учителя, врача, родителей, работников правоохранительных органов, то есть теми, с которыми имеют хоть какие-то контакты. Образы других профессий в лучшем случае формируются просмотрами кинофильмов.
Вместе с тем профессиональное образование в сознании многих людей обычно ассоциировалось с практическим обучением. Однако огромное количество современных профессий √ это профессии речевые. Академик Ю.В. Рождественский насчитывает только восемь видов труда (здесь нет противопоставления работе), распределенных по степени сложности: 1) физический труд; 2) торговый труд; 3) труд финансиста; 4) труд управленца; 5) труд, обеспечивающий здоровье и самосохранение (развлечения, спорт, медицина, военное и полицейское дело, юриспруденция); 6) труд изобретателя (инженера, архитектора, дизайнера), 7) труд человека, занимающегося культурой; 8) труд педагогов. Физический труд представлен только на производстве и частично в торговле, спорте. Остальные виды √ речевой труд. Это значит, что общество строится на языке, то есть на изобретении мыслей, выраженных в речи.
В середине ХIХ века некоторые стали думать иначе. Материализм Фейербаха, марксизм и позитивизм привили многим из наших экономистов странное убеждение, что если с финансами все в порядке, то социальные механизмы автоматически переводят одну “формацию” в другую, из капитализма в социализм и наоборот. Но так что -то не выходит. Наивный материалистический взгляд на деле сочетается с космополитическим умозаключением о том, что ныне при наличии глобальных средств коммуникации и международного капитала люди, свободно перемещаясь, как бы утрачивают национальную принадлежность и становятся гражданами мира. Действительность опровергает это, и все понимают √ благо (в том числе материальное) зависит от почитания предков, от уважения корней. Копирование иноземного разделения труда приводит к деформированию системы профессионального образования, когда качества людей, душа человеческая, язык как народное достояние относятся к “идеализму”.
Павел ЛЕРНЕР
кандидат технических наук,
председатель ассоциации инженеров-педагогов
Наш комментарий
Наверное, те, кто продолжает гнать из школы всякое ручное умение, считают, что на смену мастерам должны прийти мыслители? Что мир, который раньше украшался человеческими руками, теперь будет изменяться только сознанием? Если так, то они ошибаются. И дело не только в том, что землю не вскопаешь компьютерной кнопкой. Просто сознание не в силах развиваться и расти само по себе. И каждая его мысль – тоже дело человеческих рук. Надеемся, откровенный разговор Сергея Горинского и Артема Ермакова на шаг приблизил нас к истине. Давайте сделаем следующий – послушаем мнения тех, кому, возможно, отвлеченные рассуждения не интересны, кто просто учит детей предмету “Технология”. Пишите нам, какую модель трудового обучения реализуете вы в вашей школе.
Отдел школ
Комментарии