Четыре года назад мы переехали в здание бывшего детсада, окруженное парком почти в полгектара. Это и есть наш пришкольный участок. Раньше почти десять лет мы жили в помещении вуза, и «своей» земли не было. Старый запущенный парк, заваленный мусором, долго обихаживали всей школой. С гордостью могу сказать, что практически все в нем сделано руками детей. С радостью обнаружили мы на участке редкие для Омска деревья – дубы, лиственницы. Нашли человека, который помог возделать сад. Сейчас в нашем парке живет дятел, прячется в дупле белочка. Это в промышленном районе города!
Уже в апреле ребята начинают спрашивать, когда же будем сажать цветы вокруг школы. Старшеклассники, не дожидаясь субботников, на переменках хватают лопаты и копают клумбы. Одно время я сомневалась – ведь школа частная, родители заплатили деньги за обучение, должны ли их дети копаться в земле? Но вижу, что ребятам это нужно! Это важно родителям. Они хотят, чтобы дети умели творить руками. В прошлом году одиннадцатиклассник Антон Шорин вместе с папой, деканом аграрной академии, по собственной инициативе посадили два кедра. Заложили традицию – нынешние выпускники готовятся вместе с папами и мамами разбить яблоневую аллею. Заработать на городском пришкольном участке можно. Мы надеемся восстановить разрушенный хозблок, сделав там мастерские и теплицу. Но сажать лук и морковку во дворе вместо цветов мне кажется неразумным. По-моему, пришкольные участки несут другую функцию – они должны быть образцом ландшафтного дизайна, образцом культуры. Три года мы – дети, педагоги, родители – работаем над школьным проектом «Двор как образовательное пространство». Ученики – от первоклашек до выпускников – придумывают, как изменить наш двор. Родители тоже «загорелись», вызываются помочь – кто крылечко отремонтирует, кто песок привезет. Мы включили пришкольный участок в учебную деятельность. Сейчас запускаем новый проект – «Класс, как твой дом». А как иначе научить детей трудиться, беречь сделанное, ценить работу других, видеть красоту? Тем более что, выйдя за ограду, они видят другое. Впрочем, первое время и на пришкольном участке окрестные жители вырывали цветы, забрасывали двор мусором, да и теперь еще регулярно выламывают железные прутья из ограждения. А мы два раза в год выходим всей школой за ограду и убираем соседнюю улицу. Может быть, лет через десять сумеем воспитать и взрослых, живущих в округе.
Вспомните школьные дворы нашего детства! Ведь никому не приходило в голову топтать аллеи и воровать там цветы! Детский труд и труд вообще казался священным. Недавно мы взяли под опеку 23 заброшенные могилы на Старо-Северном кладбище. Это могилы не фронтовиков, а работников завода, прилетевших в 1942 году, чтобы выполнить военный заказ. Самолет разбился, про них забыли, а наши ребята вырубают клены, расчищают мусор, сажают цветы. Трудовое воспитание неотделимо от гражданского.
Но трудовое воспитание должно быть четко организовано и продумано. Во-первых, важна техника безопасности. Надо понимать, что поручать младшим, что старшим, а что лучше сделать учителю. И главное – нужно воспитывать желание трудиться. Разве можно заставить любить труд? А вот на всю жизнь отбить охоту менять мир своими руками – запросто. Я против того, чтобы ученики мыли пол и подметали двор, у нас для этого есть техничка и дворник. А вот за своими партами они следят и бумажки во дворе подбирают – уже по собственной инициативе. Ребенок должен видеть результат, понимать, как меняется мир с его помощью. Какое удовлетворение от «поломойства», если малыш развез грязь по всему классу? Трудовое воспитание – это создание уюта, красоты и бережное отношение к тому, что создают другие.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155, Омск
Комментарии