search
main
0

Трудовое воспитание: хочу или надо? Событие недели

21 июня Президент России встретился с учителями – наставниками выпускных классов. В Кремль были приглашены классные руководители, чьи ученики показали высокие результаты в ходе итоговой аттестации, а также отличились во время проведения внеурочных мероприятий.Среди многочисленных тем, поднятых в ходе встречи педагогами, – трудовое воспитание школьников. Как отметил Вадим Дерин из Мордовии, родители иногда не приветствуют физический труд детей в школах и считают, что даже вытирать доску они не должны. «Мне бы хотелось, чтобы трудовое воспитание все-таки вернулось в наши школы. Ведь будущее нашей страны, конечно же, за человеком-созидателем», – сказал педагог.Президент согласился, отметив, что труд «благотворно действует на любого человека, тем более на юного». Но вместе с тем подчеркнул, что нельзя за счет детей решать вопросы экономии денежных средств на обслуживающем персонале: «Полы мыть, мне кажется, все-таки должны люди, которые за это деньги получают. А детей надо привлекать хотя бы к элементарному, но творческому труду». Что же входит в понятие трудового воспитания в школе, каким оно должно быть?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке: – ОНФ борется за возвращение трудового воспитания в школу уже несколько лет, и президент как лидер Народного фронта не впервые выражает поддержку в этом вопросе. Неурегулированность этого вопроса уже оборачивается для школ санкциями надзорных органов даже при отсутствии жалоб от родителей. Детей опасаются привлекать и к патриотическим акциям, и к труду на пришкольном участке, не говоря уже о том, чтобы давать им первичные профессиональные навыки. Президент отметил, что в трудовом воспитании школьников не должно быть эксплуатации, именно поэтому мы работаем над тем, чтобы оно получило четкий законодательный статус. В федеральном законе об образовании должны быть закреплены понятия «общественно полезный труд», «труд по самообслуживанию», должны появиться нормы приобщения к труду в рамках образовательного процесса, правила организации трудового воспитания с учетом возрастных, физических, психологических особенностей детей. Как показал мониторинг фонда «Национальные ресурсы образования» с участием более двух тысяч родителей школьников, 76% высказываются за внесение этих понятий в закон.  Александр ГЛОЗМАН, директор школы №293 имени А.Т.Твардовского города Москвы, учитель технологии, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1997: – Я бы рассматривал трудовое воспитание как процесс, направленный на формирование технологической культуры школьников, которая выражается не только в готовности к сохранению материальных и  духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями, но и к созидательной деятельности во благо своих близких, своего города, страны, человечества. Причем важно не только то, что конкретно человек создает, но и то, как он это делает и как к этому относится. Если это во благо его развития, если он создает интересные образовательные продукты, то в любом случае это развивает его как личность. Одно из направлений трудового воспитания – способность к самообслуживанию. Если ребенок намусорил, то он должен за собой убрать. Конечно, в ряде случаев стоит привлекать для каких-то работ только обслуживающий персонал, но главное – сделать так, чтобы школьник уважал труд других людей, понимал, что делать можно, а чего нельзя. Сейчас много говорят о возврате к традиционным воспитательным подходам, бытовавшим в советские времена. Я разделяю это стремление, но при одном условии – необходимо учитывать мнение самого ребенка и его родителей. Если ученик хочет полоть грядки, красить забор или даже мыть полы, ничего страшного, пусть делает. Но ни в коем случае воспитание трудом не должно превратиться в наказание трудом!        Александр ЛЫСИКОВ, директор Губернского профессионального колледжа Серпухова Московской области, народный учитель РФ:  – В структуре нашего колледжа есть школа и детский сад. И мы уже много лет реализуем идеи трудового воспитания с самого раннего возраста. Например, с начала учебного года на базе одного из корпусов, где готовят технологов пищевой промышленности, поваров и кондитеров, у нас работает детская кулинарная школа. Ребята с удовольствием лепят пельмени, пекут печенье, причем желающих принять в этом участие хоть отбавляй. Есть направление «Архитектура, строительство и ландшафтный дизайн», там то же самое – ребята с огромным энтузиазмом укладывают плитку, сажают цветы, ухаживают за клумбами.  Я против того, чтобы дети, как в былые времена, начали мыть полы и оттирать тряпками стены. Этим должны заниматься технички, а задача педагогов – сделать так, чтобы дети уважали их труд. И действовать нужно в полном согласии с родителями. При этом, конечно же, нельзя целиком и полностью полагаться только на то, чтобы дети все делали в радость и с энтузиазмом, это уже не воспитание. Но и заставлять никого ни в коем случае нельзя.  Руслан ТКАЧЕНКО, председатель Московского родительского комитета, член Экспертного совета по воспитанию при Комитете Госдумы по образованию и науке: – Трудовое воспитание – это отношение к окружающему миру, собственному труду и плодам труда других людей. В школе, где учится мой ребенок, мы часто обсуждали такую проблему: дети могут спокойно бросить на пол фантик или пустой пакет из-под сока, считая, что за ними все это кто-то должен убрать. Пытались решить ее, наняв дополнительных уборщиков, дворников. Но это не помогло, так как мы боролись со следствием. А нужно было воспитать в каждом ребенке ответственность за свои поступки. Поэтому мы решили назначить дежурных из числа школьников, и вот когда они сами стали убирать мусор, до них наконец-то дошло, что сорить нехорошо и лучше фантики выбрасывать в урну. По идее это понимание должно возникнуть еще в семье, при участии родителей. Но, к сожалению, это происходит не всегда, а в итоге почему-то во всем обвиняют школу, мол, она не воспитала уважения к труду. В обществе принято считать – на ребенка нельзя давить, нельзя его заставлять, принуждать, требовать от него делать то, что он делать не хочет. На самом деле школа должна учить жизни, а в жизни очень часто приходится руководствоваться не только собственным «хочу», но прежде всего социальным «надо».

Ирина ПУЧКОВА, доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук:

– Традиционно трудовое воспитание в школе предполагает решение таких задач, как формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, честности, стремление реализовывать свои знания на практике, формирование основ умственного и физического труда, вооружение школьников разнообразными умениями и навыками. Решение этих задач происходит через приобщение учащихся к учебному и общественно-полезному труду в разнообразных формах. С точки зрения психологии труда период школьного обучения является важным этапом развития учащегося как будущего субъекта труда. Большое значение здесь придается профессиональному самоопределению, которое в этот период связано с формированием широкой профессиональной направленности, то есть определением той сферы деятельности, к которой учащийся расположен больше всего, созданием условий для определения и оценки склонностей и способностей, формированием профессиональных намерений, позитивного отношения к трудовой деятельности. Трудовое воспитание, следовательно, должно быть направлено не только на подготовку школьников к труду, но и на их всестороннее развитие посредством труда. На практике эти задачи, как известно, решаются одновременно. Большое значение необходимо уделять выбору профессии. Исследования, проведенные сотрудниками кафедры психологии личности, показали, что у школьников с этим есть проблемы, и они видны уже на стадии выбора профильного обучения: только 33% школьников выбирают профиль обучения в соответствии с интересами и способностями. С учетом вышеперечисленных задач трудовое воспитание школьников требует пристального внимания не только педагогов, но и психологов, осуществляющих сопровождение этого процесса. Причем, учитывая, что формирование школьника как субъекта труда — процесс длительный и сложный, это сопровождение необходимо осуществлять на всех этапах школьного образования с включением процедур психологической диагностики интересов, склонностей, способностей, индивидуально психологических особенностей, оценки промежуточных результатов трудового воспитания: например, тех изменений, которые происходят в сознании и поведении ученика при освоении трудовых действий, в его общении с одноклассниками при выполнении совместной работы и т.п. Трудовое воспитание должно быть направлено на формирование у школьника интереса к результатам труда и самому процессу труда.

Алена ДЕМИДОВА, ученица 10-го класса, Воронеж:  – Я училась в двух школах, и в обеих были уроки труда. Правда, в первой они были совмещенными: мы вместе с мальчишками сидели в кабинете технологии, варили яйца и готовили суп. Когда у нас начиналось шитье, ребята, кто хотел, тоже шили, а остальных выводили убирать пришкольную территорию, они мели двор, собирали мусор, даже деревья сажали.  Во второй школе у нас проводятся раздельные уроки труда, есть мастерская для мальчиков, и у них свой учитель. Они что-то там выпиливают и делают разные деревянные изделия. Еще появилось много теории, рассказывают об экономике и предпринимательстве. Каким должно быть трудовое воспитание, я, честно говоря, не знаю. Наверное, таким, как у нас сейчас… Главное, чтобы оно не было скучным и было полезным, давало новые знания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте