В основе процесса трудоустройства большое количество таких аспектов, как профессиональная подготовка выпускника к выполнению той функции, которую задает его будущая профессия, специальность, анализ его жизненных планов, мониторинг рынка труда, социально-экономическое положение всей страны. Все это проблемы, которые система профессионального образования старается решить, но есть еще одна проблема, которую мы одни решить не в состоянии.
Никто не будет спорить, что любое предприятие хочет видеть вновь приходящего к ним сотрудника уже с опытом работы. Но где же его взять еще пока студенту, а вскоре и выпускнику? Решением этого вопроса было бы прохождение преддипломной практики на предприятии под руководством наставника с последующим трудоустройством нашего выпускника на этом объекте. В этом случае уже само предприятие готовит специалиста для своих нужд на основе тех знаний, которые студент получил в стенах учебного заведения. Но здесь остра одна из самых насущных проблем – разрушение традиций наставничества (под наставником я понимаю не мастера производственного обучения в процессе учебы, а именно наставника на производстве). Крах целостной системы произошел по нескольким серьезным причинам, это: истощение материально-технической базы предприятия; закрытие многих производств, на которых были востребованы рабочие кадры; нежелание предприятия обучать «под себя» молодое поколение.В связи с этим наши выпускники вынуждены идти работать либо не по профессии и специальности, либо на низкооплачиваемую работу.Как же мы со своей стороны пытаемся разрешить эту проблему?Стремительное изменение нашей жизни привело к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты НПО/СПО, в которых уже четко прописан набор компетенций, необходимый нашему выпускнику. Модульно-компетентностный подход в обучении с переходом на новые стандарты дает возможность выпускнику быть достаточно востребованным на рынке труда, но окончательную объективную оценку нам, педагогам, поставит работодатель в зависимости от того, как вчерашний студент работает и работает успешно именно по профессии/специальности.Решая проблему трудоустройства наших студентов, мы решаем многие задачи. Памятуя о проблеме наставничества, мы стараемся налаживать связи с такими работодателями, которые заинтересованы в том, чтобы, приходя к ним, сегодняшний практикант под руководством наставника и, естественно, мастера производственного обучения получил тот необходимый практический опыт на этом предприятии и потом остался работать именно на нем.
Комментарии