Ректоры омских вузов подвели итоги вступительной кампании. Увы, высших учебных заведений, где был бы стопроцентный набор на бюджетные места, немного. Одно из них – Омский государственный педагогический университет имени А.М.Горького.
– Когда вузы опубликовали списки рекомендованных к зачислению, перед абитуриентом встал вопрос выбора: куда же все-таки пойти учиться. Он стал метаться. К сожалению, проблема неопределенности встала не только перед вчерашними школьниками и их родителями, но и перед вузами: останется ли абитуриент у нас или уйдет, наберем ли мы достаточное количество первокурсников и так далее. Однако мы успешно справились с данной проблемой, – рассказывает Константин Чуркин, ректор Омского государственного педагогического университета.
В среднем абитуриент ОмГПУ поступал сразу на четыре специальности с тем, чтобы выбрать в итоге одну. Так что высокий конкурс, по словам Константина Александровича, был создан искусственно. К тому же «бюджет» по сравнению с прошлым годом сократился на 95 мест. Более всего народ рвался на «связи с общественностью»: около 220 человек на одно бюджетное место. В прошлом году конкурс на эту специальность составлял 58 человек на место. А вот на чисто педагогических факультетах – математическом, физическом, химико-биологическом и даже факультете информатики – абитуриентов не хватало. Вплоть до третьего тура казалось, что часть студенческих скамей окажутся пустыми. Ситуацию спасли абитуриенты, которые, хотя и мечтали об ОмГПУ, поначалу испугавшись конкуренции, подали документы в техникумы и колледжи. Впрочем, было бы странно, если бы на педагогические специальности хлынул поток выпускников школ – это были бы явно не те люди, что желают стать учителями. Разумеется, не все из тех, кто оканчивает «пед», идут работать в школы. Но очень многие. По данным университетского кадрового агентства «Золотой фонд», учителями начальных классов, русского языка и литературы, физики, географии, социальными педагогами трудятся более 50 процентов выпускников университета. Значительная часть бывших студентов хоть и не преподают в школе, но остались в сфере образования. ОмГПУ обеспечивает квалифицированными кадрами весь регион. Образовательная деятельность осуществляется по 45 специальностям высшего профессионального образования, из которых лишь 17 – непедагогические, по 14 направлениям бакалавриата и по 8 направлениям магистратуры. На двухуровневую, европейскую, систему Омский педагогический перешел первым за Уралом еще в 90-х годах. Недостатка в педагогических кадрах университет не испытывает.
По мнению ректора, педагогический университет – это особая культура его выпускников:
– Мы всегда помним, что готовим современных учителей, в большинстве своем сельских, а значит, специалистов универсальных. Поэтому кроме основного образования будущие педагоги получают дополнительное. Учитель начальных классов, например, может преподавать информатику или даже быть водителем школьного автобуса. Не разрушая традиций фундаментальной теоретической подготовки, мы изменили отношение к практической подготовке студентов. Ведь компетентность студента не должна заканчиваться только пониманием, что надо делать; необходимо знать, как надо делать. Поэтому у каждой специальности есть выход на практику, организованный не только в определенное время на последних курсах, но и систематически, в течение всех 4-5 лет обучения.
Вуз старается заинтересовать студентов будущей работой не только морально, но и материально – каждому «целевику», подписавшему контракт с работодателем в системе образования Омского региона, выдаются «подъемные» в размере 10000 рублей.
Учитывая, что университет ежегодно выпускает около 800 начинающих педагогов, а в сельские школы региона в этом году требуется всего-то полторы сотни, у сферы образования есть возможность выбора – если не лучших, то вполне достойных. И сейчас, и через пять лет, когда нынешние первокурсники перейдут в разряд выпускников. Даже несмотря на то что нынче настоящим бедствием вузов стали социальные льготники, далеко не всегда отличающиеся высокими знаниями. Если в 2008 году ОмГПУ принял 68 заявлений от абитуриентов-льготников, то в этом году – 90. Однако зачисленных льготников, к счастью, оказалось меньше.
– Нашему вузу немного повезло, – говорит Виктор Дробышев, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГПУ. – Многие из льготников предпочли учиться в других вузах, поэтому в этом году мы зачислили только 4 процента льготников от общего набора студентов. Хотя в прошлом году этот показатель был почти в два раза выше.
Главным образом повезло в том, что в педагогическом не будут учиться случайные люди, поступившие ради получения диплома, а не профессии. А абитуриенты, осознанно выбравшие учительское будущее, получили нежданный подарок к учебному году – первокурсники-«коммерсанты» в последний день приема документов стали «бюджетниками». Федеральное агентство по образованию, учитывая успешный набор на педагогические специальности и высокий конкурс в вузе, выделило дополнительно 75 бюджетных мест почти на все педагогические специальности.
Комментарии