search
main
0

Трудные задачи выполняем немедленно! Единственный способ определить границы возможного – выйти за них

Московская область вошла в число победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На поддержку реализации проекта в 2007 году из федерального бюджета выделена одна из наиболее крупных субсидий – 405 миллионов рублей. Заявка на участие в конкурсе была подготовлена рабочей группой Министерства образования Московской области с участием специалистов Академии социального управления.

Опыт участия в реализации крупных проектов развития системы образования у региона есть. Область внедряла проекты федеральной целевой программы развития образования, в том числе широкомасштабный эксперимент по модернизации структуры и содержания общего образования, федеральный эксперимент по реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, федеральный эксперимент по апробации модели управляющих советов общеобразовательных учреждений; мегапроект «Развитие образования в России. Среднее образование» Института «Открытое общество»; проекты «Реформа системы образования», «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.

Участие в них, а также реализация целевой программы «Развитие образования в Московской области» позволили создать заделы по ряду направлений комплексной модернизации, что было оценено экспертным советом конкурса региональных проектов.

Главные линии проекта – повышение доходов учителей и повышение качества образования тесно связаны между собой: ведь если нельзя создать для учителей необходимые материальные условия, вряд ли удастся создать требуемые условия для качества образования школьников. Рост доходов педагогов должен находиться в зависимости от качества результатов их труда. А это значит, что подходы к аттестации кадров и оценка воспитательной деятельности должны быть более продуктивными.

Реализация проекта – серьезный вызов к системам управления образованием всех уровней, предполагает наличие у них таких характеристик, как использование методов стратегического менеджмента, проектного управления, технологий индикативного планирования, управления, ориентированного на результат, наличие механизмов участия общественности в управлении, высокое качество информационного обеспечения управления.

Существенное значение имеет направление проекта «Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта», которое предполагает создание системы специальной подготовки управленческих кадров области (работников региональных и муниципальных органов управления образованием, директоров общеобразовательных учреждений) к эффективной реализации комплексного проекта.

Суть опыта участия в проектах состоит в формировании региональной тренерской команды из числа наиболее квалифицированных управленцев, экспертов, преподавателей, хорошо владеющих содержанием комплексного проекта и его направлений.

Эта команда организует затем учебную работу по подготовке муниципальных (зональных) тьюторских команд, берущих на себя впоследствии основной объем работы по повышению квалификации специалистов на местах. В их составе предполагается широко использовать лучших руководителей школ, победителей конкурсных отборов в рамках нацпроекта.

Доведение идей нацпроекта и способов его эффективной реализации до всех субъектов и участников системы общего образования и широкой общественности Московской области предполагается обеспечить за счет сочетания очной и дистанционной форм подготовки; использования возможностей ИКТ; гибкой многоуровневой системы обучения, сочетания традиционных стационарных, линейно построенных и достаточно длительных курсов с краткосрочными выездными проектными, учебными семинарами и деловыми играми; широкого использования учебно-методических материалов и разработок по направлениям РКПМО, предлагаемых Минобрнауки РФ, результатов проектов ФЦПРО, НФПК, а также материалов, разработанных для подготовки управленческих кадров специалистами Московской области; сочетания подготовки отдельных специалистов с подготовкой муниципальных проектных команд; сочетания обучения с конкретной работой в проекте, реализации практической, проектной и продуктной направленности обучения; модульного принципа построения программ, сочетания модулей, общих для разных целевых групп и специализированных; реализации каскадной модели обучения, предполагающей подготовку региональной тренерской команды, готовящей затем муниципальные команды тьюторов, которые должны будут осуществить основной объем учебной работы на местах; оперативной обратной связи и быстрого включения в содержание образовательных программ первых итогов запуска нацпроекта, позитивных и негативных моментов введения основных новых институциональных механизмов общего образования.

Программу и комплект учебно-методического обеспечения подготовки управленческих кадров для реализации РКПМО Академия социального управления представила на I Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» и получила Гран-при конкурса.

Отличная школа

Общим содержательным контуром всех программ подготовки на всех уровнях предполагается сделать среднесрочную стратегию развития системы общего образования Московской области на 2007-2010 годы и региональный инновационный проект «Отличная школа».

Значение направлений комплексного проекта невозможно переоценить, но, как и другие институциональные изменения, меняющие общие «правила игры» в образовательной сфере, перечисленные направления РКПМО не выглядят как такие вдохновляющие лозунги, стимулирующие девизы, которые можно было бы написать на знамени развивающейся системы образования и за которыми бы захотели пойти и учителя, и руководители, и родители, сами школьники, широкая общественность. В них много необходимой жизненной прозы, но мало романтики.

«Отличная школа» возникла в качестве воодушевляющего девиза и стимулирующего лозунга, а в перспективе и вовсе станет выделяющимся брендом для подмосковной системы образования.

Инициирование регионального инновационного проекта «Отличная школа» в данный момент может рассматриваться как сильный и нетривиальный ответ системы образования Московской области на вызовы нового конкурса регионов. У предлагаемой идеи «Отличной школы», которую мы хотим связать с Московской областью и ее системой образования (без всякой конфронтации и конкуренции с другими возможными идеями), как представляется нам, есть целый ряд преимуществ. Новая школа создается не в будущем, а в настоящем; и можно утверждать, что многие школы – отличные уже сегодня. Школа будущего часто ассоциируется с богатством материально-технической базы, но отличная школа может быть и не самой оснащенной, не все в качестве школы измеряется богатством школы и ее оборудования при всей их важности. Девиз «Создадим отличную школу!» при правильной подаче позовет за собой не только элитные школы, он может стать основой массового движения, при правильной организации – подлинно всенародного движения. Этот девиз лаконичен, прост, понятен и взрослому, и ребенку, и профессионалу, и человеку, далекому от школы, но неравнодушному к детям и проблемам развития общества. Число граней и аспектов «отличности школы» столь велико, что позволяет стимулировать инновационное развитие школ в самых различных направлениях, значимых для детей, семьи, школы, общества, государства. Нет таких общественных групп, которые бы не могли внести свой ценный вклад в создание отличной школы и возрождение на новом уровне и в новых условиях идеи народного образования в точном смысле этих слов. Образ отличной школы позволяет включить массу разных творческих ассоциаций и стимулов, помогающих людям почувствовать себя не пассивными последователями чужих идей, а соавторами проекта.

Идея и лозунг проекта «Отличная школа» рассматриваются как общая ценностно-целевая и смысловая рамка реализации проекта комплексной модернизации общего образования в условиях Московской области.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «отличная школа»? Во-первых, – это действительно отличная школа в смысле высоких достижений и высоких достоинств: качества образования (главные результаты – личность ребенка, удовлетворенность семьи, общества, рынка труда); социального служения, обеспечивающего значимые социальные эффекты; качества жизни детей и взрослых; в ней отличны не только результаты, но и она сама обладает высокими качествами в области обучения, воспитания, оздоровления, безопасности.

Описанные выше аспекты могут быть взяты и как абсолютно высшие достижения, и как высшие достижения внутри разных групп и кластеров школ – городских и сельских, повышенного статуса и обычных.

Во-вторых, отличная школа – это школа, отличная от себя вчерашней, школа развивающаяся, школа, активно внедряющая инновационные образовательные программы и программы развития.

В-третьих, отличная школа – это школа, отличная от других, то есть школа – яркая индивидуальность, школа с «лица необщим выраженьем», своим почерком, осознающая, культивирующая и отстаивающая свою уникальность в интересах детей. Здесь имеется в виду и то, что отличает лучшие школы Подмосковья от лучших школ других регионов, и то, что отличает наши школы друг от друга.

Лидеры

Важным ресурсом проекта комплексной модернизации общего образования рассматривается привлечение победителей конкурсных отборов в рамках нацпроекта. В апреле 2007 года в Московской области создана региональная общественная организация – ассоциация «Лидеры образования Подмосковья», объединившая школы-победители конкурса. Основная задача деятельности ассоциации – содействие инновационному развитию системы образования Московской области. Именно на встрече с директорами школ – победителей конкурса нацпроекта идея «Отличной школы» была впервые вынесена на обсуждение большой группы профессионалов, вызвала большой интерес и получила однозначную поддержку. Это означает, что у нас шанс создать совместными усилиями проект, не спущенный сверху, а поддержанный реальными участниками образовательного и инновационного процесса. Есть все основания считать, что под этим лозунгом ассоциация станет активным субъектом реализации РКПМО.

В настоящий момент Министерством образования Московской области развернута работа по организационно-управленческому обеспечению реализации РКПМО. Принято постановление правительства области «О комплексном проекте модернизации образования», подписано соглашение между Министерством образования Московской области и Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии на его внедрение. На заседании регионального совета по реализации нацпроекта на территории Московской области утвержден план первоочередных действий по его запуску. Издан приказ Министерства образования Московской области «О разработке плана-графика реализации основных направлений комплексного проекта модернизации системы общего образования Московской области в 2007 году», в котором определены ответственные за реализацию конкретных направлений проекта и определен порядок формирования рабочих групп по направлениям. Разработаны планы реализации отдельных направлений, план-график подготовки нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, необходимых для реализации проекта. На базе Академии социального управления формируется оператор по сопровождению реализации регионального комплексного проекта модернизации образования в Московской области и создается его сайт. Для того чтобы цели и задачи донести до каждого, проводятся систематические встречи представителей Министерства образования Московской области с руководителями муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогами по обсуждению задач и первоочередных шагов реализации проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте