Подходя к понятию ╚трудный подросток╩ с точки зрения педагога, попробуем исключить крайности: не будем рассматривать умственно отсталого или психически больного ученика в условиях массовой школы (такие бывают), а также отпетого хулигана, драчуна и клептомана (как известно, бывают и такие). Каждый из этих случаев – предмет отдельного исследования и, хотя встречаются почти в любой школе, типичным для нее не является. К слову, для учителя не менее трудными могут оказаться и ╚слишком╩ умный, продвинутый, не вписывающийся в усредненный стандарт класса ученик, и обижаемый всеми аутсайдер – некрасивый, не умеющий быстро соображать и к тому же слабый физически. А сколько хлопот могут принести рано созревшая переполняемая гормонами десятиклассница и избалованный донельзя сын ╚новорусских╩ или, точнее, ╚новороссийских╩ родителей!
Как работать, как воздействовать на таких детей, если их учебная мотивация снижена, если читать они не любят (а подчас и не умеют), а школьная программа к тому же отчаянно и неоправданно перегружена?
На протяжении нескольких лет мы работали над различными формами организации психолого-педагогического подхода к ╚проблемным╩ ученикам с учетом их индивидуальных особенностей. В процессе работы рассматривались различные типы ╚трудных╩ школьников с условными названиями ╚наглый малый╩, ╚шикарная девица╩, ╚серая мышка╩, ╚плакса╩ и т.д. Эти названия, не являясь научными, достаточно хорошо воспринимаются педагогами в школах, потому что взяты из их же лексикона. Кроме того, они отнюдь не диссонируют с такими названиями, как ╚забитый╩, ╚злостный╩ или ╚лицемерный╩, предложенные сто лет назад П. Лесгафтом.
╚Наглый малый╩
Учащийся этого типа стремится к лидерству в группе, и, как правило, ему это удается. С легкостью игнорирует условности и авторитеты. Обычно действует активно, готов отстаивать свои права. Общительный, в поведении привык ориентироваться на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику.
Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Любит играть, часто на грани риска, при этом болезненно переносит поражения. Решителен, склонен к риску, не теряется при столкновении с неожиданными ситуациями. Уверен в своих возможностях, инициативен.
Зачастую имеет достаточно высокий уровень интеллектуального развития, может быть точным и успешным в делах, которые ему привычны. Однако ему не хватает активного стремления к новым достижениям и успехам, а также внутреннего неудовлетворения собой.
Иногда не различает грань между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной эксцентричностью во время занятий серьезными делами. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда носят характер агрессивности, мнимого превосходства над сверстниками.
╚Шикарная девица╩
╚Девицей╩ может быть и юноша, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих. Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляет ею. Для нее представляется важным то, как ее внешность оценивается значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в девицу-вамп или в наивную девочку.
По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении более младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не способна формировать длительные привязанности.
Не может в течение длительного времени сосредоточиваться. Мечтательна. Читает (точнее – просматривает) только молодежные и ╚женские╩ журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни.
К учебе относится равнодушно, полагает, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится – проблемы решит богатый папа или в дальнейшем муж. Однако, будучи подчиняемой, может заниматься или делать вид, что занимается.
╚Серая мышка╩
Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта.
Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений.
Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей.
Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.
╚Плакса╩
Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Не способен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен.
Для подростка этого типа характерна определенная ╚привычная╩ жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые обиды, стремится к общению, нуждается в ╚опекуне╩. Часто, будучи не принимаемым в среде сверстников, тянется к взрослым.
Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие.
Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности (╚все равно у меня ничего не получится!╩). Этим он создает впечатление, что капризный.
Описанные типы не исчерпывают всего многообразия ╚трудных╩ подростков и редко встречаются в ╚чистом виде╩. Проводя деловую игру с элементами тренинга в одной из московских негосударственных школ, мы предложили педагогам (кстати, весьма квалифицированным) разработать рекомендации по работе с ╚трудными╩ подростками. В процессе обсуждения прозвучало много интересных идей и был предложен целый ряд замечательных рекомендаций.
– Чтобы совладать с ╚наглым малым╩ старайтесь разговаривать с ним на равных, с позиции ╚взрослый – взрослый╩. Ему так хочется самоутвердиться, дайте ему возможность ощутить всю прелесть ╚взрослости╩, к примеру – необходимость отвечать за свои поступки.
– Ваша ╚шикарная девица╩ обожает краситься? Отлично! Пусть красится, бороться с этим все равно смешно и бесполезно. Но при этом она еще и увлекается французским языком… Что ж, пусть подготовит лекцию о макияже на французском.
– А чтобы ╚серая мышка╩ почувствовала себя не такой уж серой, дайте ей поручение, связанное с шефской помощью отстающим или новеньким. Так повысится ее самооценка.
Мы рекомендуем создание целостной воспитательной модели, позволяющей успешно работать или, что особенно характерно для этой модели, сотрудничать в процессе обучения с различными типами проблемных учащихся. За основу была взята форма, предложенная одним из основоположников советской (╚репрессивной╩) воспитательной системы, – А. Макаренко. Впрочем, советский педагог Антон Семенович внедрял идеи ╚старой педагогической школы╩: видеть в любом ребенке равноправную личность, с которой можно прийти к соглашению, договориться. Заметьте, как эти ╚старые╩ идеи созвучны нынешнему времени, когда наиболее эффективные отношения основаны на договоре равных сторон.
Итак, договор… В нем участвуют три стороны (говоря сухим канцелярским языком, три субъекта образовательного процесса): ученики, учителя и родители. Как и в любом договоре, здесь должны присутствовать все его атрибуты, в первую очередь – права и обязанности сторон. Однако важно не соблюдение формальной стороны, а создание ситуации, при которой договор станет потребностью для подростка, стимулом основного вида его деятельности – учебы.
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
отличник просвещения РФ,
Татьяна КИРИЛИНА,
педагог-психолог НОУ
╚Школа ╚Премьер╩
Комментарии