Эта статья посвящена состоянию гражданского образования в современной России. Выводы и рассуждения основываются на опыте проведения семинаров по активным методам преподавания, различных конференций и проектов, анализе печатных работ. Рассмотрим три основных уровня вызовов и рисков развития гражданского образования. Внешний (поверхностный, но без сложившегося стереотипа данного определения как чего-то легковесного и несерьезного, это будет касаться тех вопросов, которые в определенной степени легче решаются). Внутренний (глубинный уровень, требующий более тонкого подхода и с трудом терпящий изменений). Корневой, или базовый (уровень основополагающих ценностей и базовых представлений, которые не меняются постановлениями и законами, а только корректируются с переходом от одного исторического периода к другому).
Пусть нам хватит сил изменить то, что мы можем изменить; пусть нам хватит терпения принять то, что мы не можем изменить; и пусть у нас будет достаточно мудрости, чтобы отличить одно от другого.
Что будет пониматься под гражданским образованием?
В данном случае будут пониматься различные направления работы школы, направленные на формирование гражданских качеств и гражданской позиции у школьников. Понятие «гражданин» имеет не столько юридический характер, сколько социально-культурный и нравственный, а гражданственность не отождествляется с гражданством того или иного государства.
Вместе с тем необходимо дать и общее определение гражданского образования – (в последнее время появились довольно удачные термины И.Фрумина и А.Тубельского – скрытые реальности и правовое пространство школы), способствующие становлению гражданственности через развитие демократических гражданских качеств, выработку осознанной гражданской позиции, сохранение баланса свободной личной инициативы и ответственности перед обществом, стремление к активным действиям по решению существующих проблем.
Таким образом, среди основных элементов демократической гражданственности можно выделить ряд основных:
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
ЗНАНИЯ КАЧЕСТВА ПОЗИЦИЯ
ЦЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ
До сих пор не решен вопрос о соотношении широкого и узкого понимания гражданского образования. Для того чтобы реально рассмотреть поставленный вопрос, выделим следующие составляющие образования в целом (в определенной степени это же относится к личности – в той или иной мере эти составляющие присутствуют у каждой личности):
1. Гражданская составляющая.
2. Психологическая составляющая (оценочная и конфликтологическая).
3. Этическая составляющая (поведенческая и философско-нравственная).
4. Эстетическая составляющая (культурная).
5. Социокультурная составляющая.
Связующими звеньями являются ментальный (ценностный) компонент и деятельностный компонент.
Гражданское образование – это система, дающая возможность человеку получить основные знания об обществе и происходящих в нем процессах, сформировать ряд умений для эффективного взаимодействия с другими людьми и раскрытия своего творческого потенциала (выражения индивидуальности), стать приверженцем демократических ценностей, а также приобрести опыт активного участия в общественной жизни.
Интересно сравнить понимание гражданского образования преподавателями других стран. В Болгарии преподаватели высказали следующие суждения о гражданском образовании (результаты анкетирования были обработаны и представлены преподавателем из Плевена Л. Васильевой):
Гражданское образование связано с правами человека, с воспитанием ценностей и принципов, которые служат строительству демократической республики.
Предмет гражданского образования должен быть направлен в сторону превращения молодежи в достойных и ответственных граждан мира, готовых переносить трудности своего времени, ангажированных не только правами, но и обязанностями.
Гражданское образование – система знаний об обществе, формирующая демократические ценности и умения ответственного поведения к обществу и государству.
Гражданское образование – совокупность знаний, способствующих социализации подрастающей молодежи. Объект и разнообразие этих знаний очень большой и разносторонний, чтобы говорить об одной системе. Каждое общество в данный момент явно или негласно решает, какие акценты, ценности и информация необходимы для воспроизводства культурной модели.
Вид образования с интердисциплинарным и интегративным подходом.
Симбиоз социальных знаний, умений, компетентностей, ценностей, отношений и демократической культуры.
Процесс социализации и социальной подготовки для усваивания знаний, умений и компетентностей, необходимых индивиду для интегрирования в социальные структуры и активного участия в общественной жизни.
Процесс педагогического взаимодействия между обучающими и обучаемыми.
Результат, проявляющийся в активном и эффективном участии личности как гражданина определенной страны и общества утверждения, сохранения и развития прав человека как универсальных и неотъемлемых ценностей, служащих моральной основой общества и законности управления и управляющих.
Качество приобретенной образованности и компетентности личности – жить в согласии с другими, решать реальные социальные проблемы, ситуации, конфликты и общественные потребности в общности и институциях гражданского общества.
Система организационно-педагогических форм и механизмов дифференцированного и интегрированного обучения в учебном процессе, внеклассной и внешкольной деятельности.
В методической литературе в Болгарии можно встретить следующее определение. Гражданское образование – образование, через которое усваиваются знания и умения общения на основе соблюдения прав человека, разбирательства между народами и людьми. Образование развития личности, дающее знание об основных демократических процессах.
Почему используются термины «риски и вызовы»,
а не «проблемы»?
Исторически сложилось так, что проблемы носят несколько безличный характер. Они существуют постоянно, и полное их решение обычно не представляется возможным, поэтому ассоциируются с глобальностью. А задача состоит не только в выявлении трудностей, но и обсуждении путей их решения.
Под вызовами будут пониматься задачи, которые встают перед гражданским образованием в связи с современным этапом развития человечества, с изменившимися условиями жизни в применении в первую очередь к российской действительности.
Под рисками будут учитываться возможные негативные последствия и различного рода препятствия, которые могут возникнуть при ответе на определенную задачу (вызов).
Почему используется выражение «развитие гражданского образования»?
Слово «развитие» подчеркивает оптимистическую позицию в том, что гражданское образование в России уже появилось и делает первые шаги. На какой стадии оно сейчас находится – это другой вопрос, но невозможно развивать то, чего пока еще не существует. Поэтому исходным является оптимистическое представление о наличии в России ростков гражданского образования.
Почему не используется сочетание «система гражданского образования», которое часто употребляется в современных педагогических дискуссиях?
Во-первых, это связано с тем, что трудно говорить о сложившейся где бы то ни было системе гражданского образования (в том числе и в странах развитой или зрелой демократии).
Во-вторых, нет уверенности, что это является обязательной целью, к которой следует стремиться. В отличие от системности система несет в себе опасность ритуализации, застывшей конструкции, консерватизма, носителя истины и ответов на все вопросы. Вместе с тем системность подразумевает отход от эпизодичности, нестабильности, раздробленности, хаотичности, эксплуатирования энтузиазма отдельных подвижников (подвижничества), миссионерства.
Постановка проблемы
Надо отметить, что и в мире, и в России нет единого общего понимания особенностей гражданского образования. Основное различие состоит в том, что одни исследователи понимают под гражданским образованием только формирование демократической гражданственности в соответствии с ценностями свободы, ответственности, самоопределения, независимости, толерантности, уважения многообразия и многими другими; другие же считают, что гражданское образование существовало всегда и во всех обществах, только принципы и цели были разными, они менялись в зависимости от исторической эпохи и культурных особенностей.
В России первые шаги по воспитанию гражданина (в массовом понимании этого процесса) были сделаны с появлением в 30-е годы ХIХ века знаменитой формулы С.Уварова «Православие – самодержавие – народность». В советское время эта формула практически механически (с тем же смыслом) была заменена на сочетание «Марксизм-ленинизм (в его восприятии в виде догмы или набора заповедей, что позволяет говорить о понимании идеологии в почти религиозном контексте) – коммунистическая партия (как олицетворения царя или великого вождя и пастуха) – интернационализм (обращение к пролетариям всех стран объединяться для борьбы против богатых).
К сожалению, сегодня есть тенденция подменить демократическое гражданское образование на ту же самую триединую формулу. По меткому выражению В.Черномырдина, у нас, «какую партию ни создавай, всегда получается КПСС». Сегодня часто гражданское образование идет под лозунгами: Религиозная духовность (отсюда попытки привнести религиозное воспитание в нашу школу – не только христианское, но и мусульманское) – Государственничество или державность (идея сильного государства у нас является ключевой – лучше отдать государственный долг, чем облегчить жизнь конкретных людей, люди обслуживают чиновников, а не наоборот, все больше эта политика скатывается к партийности – первый признак этого в проникновении партийного воспитания в школу) – Патриотизм (сегодня он все больше понимается в русле военно-патриотического воспитания, в связи с этим реанимирована идея возвращения в школу начальной военной подготовки, до сих пор патриотизм в нашем понимании и в исторических примерах ассоциируется с военной подготовкой и борьбой с врагами).
Меняются эпохи, но символы зачастую остаются по своей сути старыми. Их роднит стиль, поощрение единообразия, полный отказ от индивидуальности, стремление к упрощенности и бюрократизация. Поэтому сегодня нередко можно встретить понимание педагогами гражданского образования как возвращение комсомольских и пионерских традиций в систему образования. И на практике случается, что идея демократии механически заменяет старые коммунистические лозунги и рапорты. Поэтому представляется важным выделить основные отличия гражданского образования от коммунистического воспитания: нет претензий на тотальность (на охват всех сторон жизни человека); не дает готовых ответов, а учит ставить вопросы; оставляет пространство для индивидуального решения и не стремится к единообразию (в одежде, поступках, мыслях, взглядах и т.п.).
Классификация вызовов и рисков
Все вызовы и риски, а также проблемы гражданского образования можно условно классифицировать по трем уровням. Для большей иллюстративности можно символически представить гражданское образование в виде яблока, на разрезе которого четко выделяются три слоя.
1 слой. Внешняя оболочка.
Отметим, что часто люди судят о качестве яблока по его внешнему виду, хотя практика показывает, что нет абсолютного идеала – одни любят зеленые яблоки, другие – желтые, третьи – красные и т.д. Более того, внешний вид не всегда показывает качество самого продукта. Вместе с тем неприглядный внешний вид вполне может оттолкнуть человека от самого яблока, даже если оно является спелым и вкусным.
Внешними проявлениями гражданского образования служат следующие составляющие:
содержание (знаниевый компонент);
методика преподавания;
методическое обеспечение (учебники, пособия и т.п.).
Надо отметить, что именно на эту область направлены все попытки современного реформирования школьного образования. Реформы в образовании совершаются методом частых проб и постоянных ошибок.
Это напоминает следующий диалог:
«Как определить, что взять для доски – гвоздь или шуруп?» – спрашивает один сосед другого. «Загони гвоздь в доску. Если доска треснула, значит, нужен был шуруп» – отвечает на это другой сосед. Реформы в образовании подчас напоминают именно этот процесс.
Содержательный компонент
Содержательная часть, несомненно, влияет на гражданское образование. Если уделяется основное внимание изучению абстрактных философских или других категорий, а острые вопросы современного развития и повседневной жизни опускаются, то можно говорить о том, что система образования не стремится формировать гражданскую позицию. То же самое происходит в том случае, если наукообразное содержание никак не пересекается с деятельностным компонентом. Знаниевый подход можно проиллюстрировать следующим принципом «Человек знает все, что нужно знать об окружающем мире, но совершенно не подозревает о его существовании».
К содержательному компоненту следует отнести – стандарты образования, учебные программы, соотношение предметных областей в общем учебном плане (количество часов), основные содержательные линии внутри предмета.
Сегодня наши стандарты еще довольно далеки от реальных повседневных потребностей, наукообразны и, скорее, связаны с общественными дисциплинами, чем с гражданским образованием. Даются основы наук, а не практические сведения об окружающем мире с точки зрения взаимодействия личности с обществом и государством. Следует заметить, что и сами преподаватели не имеют четкого представления о том, какое содержание должно отличать систему гражданского образования. В 2005 г. в 16 регионах страны проводились мобильные семинары. Их участники имели возможность назвать основные понятия гражданского образования. Наиболее часто упоминались патриот и патриотизм, права человека, гражданское общество и гражданская ответственность. Большинство называемых понятий можно отнести к сфере общественных отношений и общественных ценностей. В полном варианте этот список выглядит следующим с учетом условного разделения терминов по тематическому принципу:
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (234)
Права человека, обязанности и ответственность (74). Правовое государство (38). Право (36). Законность и законопослушание (18). Правосознание (11). Закон (11). Умение защищать свои права (11). Конституция (7). Равноправие (5). Уважение к закону (5). Государство (5). Правовая грамотность (4). Власть (2). Правопорядок (2). Государственность (1). Баланс прав и обязанностей (1). Реализация прав (1). Верховенство закона (1). Символы государства (1).
ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (290)
Патриот и патриотизм (83). Толерантность (63). Свобода (44). Общечеловеческие ценности (33). Гуманизм (14). Справедливость (10). Общество (10). Открытость (4). Ценности (3). Экономика (экономическая независимость) (3). Семья (3). Плюрализм (3). Отечество (Родина) (3). Национальная идентификация (1). Нации и народы (1). Национальная идея (1). Социализация (1). Мировоззрение (1). Межкультурные связи (1). Уважение (1). Традиции (1). Экогуманизм (1). Глобальные проблемы (1). Культура (1). Идеология (1). Объективность (1). Честность (1).
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО (153)
Гражданское общество (67). Демократия (48). Правовая культура (17). Демократизм (5). Власть и общество (3). Социальный гражданский статус (3). Взаимодействие государства и общества (3). Общественные формы управления (2). Самоуправление (2). Самореализация личности через участие в общественных организациях (1). Политическая культура (1). Народовластие (1).
Комментарии