search
main
0

«Трудные» не нужны никому, но нуждаются в поддержке

Нина ГОЛУБ, руководитель межрегиональной общественной организации родителей «Импульс», занимающейся проблемами детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

– Родительская общественная организация «Импульс» базируется на сайте «Наши невнимательные гиперактивные дети». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – набор симптомов и признаков, в основе которых могут быть разные причины. Соответственно, и дети наши очень разные: среди них есть и инвалиды по соматическим заболеваниям, и аутисты, и одаренные дети с учебными трудностями. В организацию и на сайт также обращаются родители детей со сходными проблемами поведения и обучения. Кроме того, в наших семьях, как правило, рядом с детьми с СДВГ растут их «обычные» браться и сестры. Все это дает нам возможность анализировать и обобщать наиболее острые проблемы современной семьи, в том числе и с «трудным» ребенком.

В России сейчас положение семьи с детьми и реальной практической помощью семье непростое. Трудно всем: родителям, детям и педагогам, они и формируют конфликтный треугольник, в котором плохо всем его сторонам.

Родительская занятость на работе, обилие повседневных стрессов и недостаточная педагогическая компетенция снижают качество общения с ребенком, превращая его в формальный контроль. Школьный кризис и нарастающая конкуренция на рынке труда увеличивают давление на ребенка и семью; система дополнительного образования – детский досуг, спорт, творчество – недостаточна и часто недоступна по причине удаленности или платности. На родителя, часто ни физически, ни психически, ни морально, ни материально к этому не готового, ложится сверхвысокая нагрузка по воспитанию, обучению, социализации ребенка в изменившихся условиях (максимум требований и минимум поддержки), причем в тех же условиях находятся и дети, и их педагоги.

При неразвитости систем государственной и социальной поддержки семьи, при недостаточном понимании того, какая поддержка нужна; в ситуации острой недостаточности ресурсов, на которые можно было бы опираться, отсутствия культуры обращения к специалистам и часто низкого их профессионализма – человек (ребенок, родители, педагог) остается наедине со своими проблемами. Одиночество, бремя проблем, непонимание путей их решения, уязвимость и осуждение окружающих приводят всякого человека, взрослого и ребенка, к беспомощности и отчаянию. А из них позже рождается агрессия, направленная на себя или на других: с одной стороны, тревога, вина, низкая самооценка, острое недоверие к окружающим; с другой – физическая и вербальная агрессия.

Семья, детсад и школа сами не владеют ключевыми навыками решения конфликтов, достижения договоренностей, грамотного воспитания, не находят разумного баланса между любовью и дисциплиной, жесткостью и мягкостью.

Взрослые (дома и в образовательных учреждения) мало информированы о возрастных особенностях ребенка и потенциальных проблемах, не способны заметить проблему или правильно ее идентифицировать. Типичных причин находится две: плохие родители («разбаловали», «жестче надо спрашивать») и плохой ребенок («он тупой», «он делает назло»). Вина перекладывается друг на друга, конфронтация обостряется, причем все ее участники ведут себя как отчаявшиеся, запуганные шестилетки, а не как ответственные, компетентные взрослые.

Многое можно было бы решить с помощью профессионалов-психологов, но люди им не доверяют. Это происходит отчасти из-за низкой информированности, суеверий, страхов, от предубеждения «психологи – они залечат, это клеймо на всю жизнь»; отчасти из-за непрофессионализма специалистов и проистекающего отсюда неверия в их реальные возможности.

Конкретные вопросы, с которыми чаще всего обращаются за помощью в нашу организацию и на сайт родители, свидетельствуют о том, что самые болезненные точки – это взаимодействие в треугольнике ребенок – школа – родители и отношения ребенка внутри коллектива. Типичные вопросы:

защита прав ребенка на образование, в том числе дошкольное и дополнительное. От «трудных» детей всеми силами избавляются детские сады, школы, включая специализированные, часто используя для этой цели родителей других детей;

социальная адаптация ребенка, которого не принимает (травит либо игнорирует) детское сообщество;

следствия социальной дезадаптации: агрессия ребенка, направленная на других детей и взрослых, включая самых близких, которая начинается с раннего возраста и существенно увеличивается у подростка; агрессия, направленная на себя, – проблема самооценки, тревожности, депрессии, вины, аддикций;

многочисленные конфликты семьи и ребенка с педагогами.

Важно заметить, что это не специфические проблемы семей, где есть дети с трудностями обучения и поведения, а проблемы, характерные для российского общества в целом и детских учреждений как части его отражения. Наличие особого ребенка – тот фактор, который делает типичные проблемы неразрешимыми и невыносимыми. Он заводит ситуацию в тупик, из которого ни ребенок, ни семья, ни школа не могут выбраться самостоятельно и занимаются перекладыванием ответственности друг на друга; личность ребенка между двух огней теряется, и он воспринимается только как источник проблем.

Чего не хватает семье?

1. Помощи на бытовом, прикладном уровне: вот проблема – вот метод решения. Каждый профессионал знает, что больше всего востребованы не теоретические лекции, а практически применимые ответы на больные вопросы. Уже потом, когда ответы получены, встают другие, более глубокие вопросы, и этим можно пользоваться, подводя взрослого к более высокому уровню компетенции. А начинается все с конкретных проблем: ребенок врет, ребенок украл сто рублей, ребенок не хочет делать уроки, получает двойки, ребенка невозможно уложить спать.

Обычно камнем преткновения в семье становятся самые банальные, «часто задаваемые вопросы», для решения которых достаточно простых алгоритмов, минимальной компетенции. Для них не нужна помощь дорогостоящих специалистов. Тут мог бы помочь сбор этих вопросов (мы этим занимаемся у себя на сайте), например, создание маленьких пособий-методичек и продуманный путь доставления их адресату. Может быть, могли бы помочь школьные библиотечки – чтобы можно было взять и почитать: как правильно делать домашнюю работу, что делать, если ребенка не усадить за уроки – с конкретными адресами помощи.

2. Не хватает грамотности педагогов, которые занимаются с ребенком, и взаимопонимания с ними. Обучение педагогов, которые сами могли бы оказать первоначальную информационную помощь семье, – пожалуй, самое важное.

Мы замечаем на сайте, как по мере возрастания родительской компетенции, при получении моральной поддержки других мам и адекватной помощи специалистов меняются задерганные, отчаявшиеся мамы, как меняется их отношение к ребенку, как в ответ начинает меняться сам ребенок и иногда даже бабушки и папы. Такие родители становятся сами более терпимыми, ответственными, менее склонными обвинять окружающих. Они сами превращаются в своего рода социальных работников, способных помогать другим. Меняется и ребенок: совместная работа родителей и специалистов помогает ему скорректировать или скомпенсировать слабые стороны. А с опорой на лучшие качества таких детей – часто нестандартное мышление, креативность, особое видение мира – можно не просто дать детям возможность занять равноправное положение среди сверстников, но и помочь им выделиться, реализовать способности в полной мере.

К сожалению, отсутствие такой помощи при колоссальных, но неправильных/неграмотных усилиях родителей уводит ребенка от общества, маргинализирует, заставляет самоутверждаться в виртуальных или антисоциальных областях.

Значительная часть семей не готова к работе со специалистами, а оказать помощь насильно нельзя. Поэтому встает вопрос о просвещении, донесении до общества информации о том, чем занимается психолог и как он может практически помочь детям и взрослым. Опять-таки, общих лекций слушать никто не будет. А вот увидеть положительные изменения в своем детсаду или школе – это впечатляет. Нужно помочь понять отличие психологов от других специалистов, например от психотерапевтов и психиатров, поскольку значительная часть родителей путает эти три специализации и попросту боится обращаться за помощью. На предложение проконсультироваться у психолога даже столичные жители с высшим образованием часто отвечают резким отказом: «Мой ребенок не псих».

Но даже если семья достаточно хорошо понимает базовые понятия, рационально мыслит, готова сотрудничать со специалистами, внятно формулирует запрос – это еще не гарантия успеха. Здесь проблемы следующие.

В ряде случаев родители обнаруживают, что знают о проблеме ребенка больше, чем все доступные специалисты; тем не менее их усилий недостаточно.

Некоторых услуг и видов помощи в нашей стране просто нет – ни в общей системе здравоохранения, образования и психологической помощи, ни в платном секторе (либо их ничтожно мало). Например, специализированная помощь в обучении при дислексии, дисграфии, дискалькулии; обучение родителей управлению поведением ребенка; обучение ребенка общению (особенно с аутичными чертами и трудностями социального взаимодействия). Спрос на все это колоссальный, а предложение ничтожно.

Нет методически грамотных и доступных рекомендаций для педагогов по управлению поведением в детском учреждении; по выявлению особых трудностей обучения и помощи ребенку адаптироваться к ходу урока (и адаптировать урок под нужды ученика). Наконец, специалисты допускают типичную ошибку во взаимодействии со взрослыми, начиная с обвинения, поучения, анализа родительских ошибок, которые всегда неизбежны. Это ведет к отказу от помощи. Надо обязательно учитывать состояние «выгорания» матери «трудного» ребенка и предлагать взрослому, от которого зависит помощь, поддержку – научить его минимальной саморегуляции, пониманию происходящего с ним лично. Ведь мать в состоянии изнеможения и нервного срыва не может адекватно помочь ребенку, а также не может обеспечить профилактику его психического здоровья.

Помощь психолога на всех этапах, во всех вертикалях и горизонталях сообществ нужна для того, чтобы ослабить социальное напряжение и сделать знание прикладным: обучить родителя быть грамотным, уверенным в себе, скорректировать проблемы и трудности ребенка. Научить педагогов и родителей взаимодействию друг с другом (один из самых востребованных советов на нашем форуме – «как разговаривать с учителем», «как разговаривать с заведующей детсадом»). Показать ребенку социально приемлемые способы общения с другими детьми. Предотвратить нарастающий вал агрессии, когда крохотный конфликт между двумя детьми втягивает в свою орбиту все больше и больше участников.

Можно сколько угодно жаловаться на возросшую агрессивность детей и законодательно запрещать сцены агрессии в СМИ. Любая грамотная мать скажет: просто запретить – недостаточно, надо показать, что можно и нужно делать вместо этого.

Работа психолога с конкретной семьей, с «проблемным» ребенком неизбежно затрагивает все аспекты жизни общества и должна приводить в идеале к существенному улучшению психологической комфортности жизни, формированию грамотных межличностных отношений во всех слоях общества и в конечном счете к повышению уровня бытовой культуры в российском обществе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте