search
main
0

Трудные дети. С ними покоя нет, но удивить их можно

Современные условия жизни требуют от выпускников школ соответствующего уровня знаний, умений и навыков. Образование всегда было и остается необходимой потребностью, без которой невозможен прогресс в обществе. Но, к сожалению, в силу ряда причин есть такие ученики, для которых окончить 9 или 11 классов общеобразовательной школы представляется невозможным. И сегодня хочется рассказать об одной удивительной школе, которая помогает таким детям получить основное общее или полное (среднее) образование.

Ломоносовская открытая (сменная) общеобразовательная школа была основана еще в 1936 году. И первоначально располагалась в городе Ломоносове. В 1998 году школа была переведена в поселок Лебяжье. Возникла насущная необходимость возродить школьное вечернее обучение для подростков и взрослых. Возглавил Ломоносовскую открытую (сменную) школу Виктор Михайлович Ветров – Человек, Воспитатель. Спокойный, уравновешенный, с неизменным юмором, он воспринимался многими из своих подопечных как отец, которого им не хватало в жизни. И именно здесь, в сменной школе, в полной мере раскрылись его педагогический талант, его человеческая сущность. Дать путевку в жизнь проблемным ребятам стало его педагогическим кредо. На вопрос «Что вы считаете наибольшим достижением в своей жизни?» – Виктор Михайлович ответил: «То, что стал педагогом».Вместе с коллективом единомышленников он разработал нормативно-правовую базу функционирования и развития Ломоносовской открытой (сменной) школы. Была создана и долгосрочная программа развития этого учреждения, которую с настойчивостью, трудолюбием и терпением педагогический коллектив под руководством Виктора Михайловича воплощал в жизнь. За 14 лет руководства школой была создана сеть из 6 филиалов (учебно-консультационных пунктов, находящихся в пос. Лебяжье, д. Аннино, д. Горбунки, д. Гостилицы, д. Лаголово, г. Ломоносове, с. Копорье), функционирующих на базе общеобразовательных учреждений Ломоносовского района, расположенная так, чтобы практически из любого селения района подросток мог удобно добраться до сменной школы. Таким образом, образовательное учреждение охватывало всю территорию Ломоносовского района, позволяя всем желающим получить соответствующее образование.Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом специфики заочной формы обучения. На протяжении всех лет именно глубокое знание своего дела, профессиональная компетентность Виктора Михайловича, его заслуженный авторитет позволяли направить усилия педагогического коллектива на достижение поставленных целей. В своей повседневной работе он искал нетиповые решения проблем, осваивал новые эффективные формы обучения и воспитания детей, создавал в школе атмосферу открытости педагогов для новой информации и перспективных форм сотрудничества.Именно поэтому задачей педагогов Ломоносовской открытой (сменной) школы было и остается создание для каждого ребенка психологически комфортных условий обучения, раскрытие способностей, помощь в освоении нового трудного материала, указание ориентиров и пути, по которому ученик может двигаться дальше. В школе разработана система гибких организационных форм обучения (индивидуальные маршруты, экстернат). Помимо практических знаний и умений в приоритете доброжелательное отношение к ученику, вера в его силы, отсутствие категоричных отрицательных суждений о работе ученика, а тем более о его личности, на занятиях обстановка взаимного доверия. И ребята, в большинстве своем со сложной судьбой, не прижившиеся в обычной школе, раскрываются, начинают ответственно относиться к своему будущему, можно сказать, расцветают и душевно выздоравливают.А ученики в нашей школе такие разные…Хорошо, если у вас ребенок послушный, умненький, здоровый. А вот соседский Сережа – неслух и непоседа, ему урок вытерпеть – пытка. А Света уж чересчур тихоня, теряется в шумном классе, не успевает думать в суете. Кто-то болел много и безнадежно отстал. Таким детям, и их немало, тяжело живется в обычной школе, они неуспешны, часто гонимы. И, бывает, бросают школу. Опять же много сложных семей, где ребенку не хотят и не могут создать условия для учебы, много в жизни ситуаций, мешающих ребенку учиться в обычной школе. А учиться надо. Если сам еще не понял этого – жизнь заставит. Куда им идти, как завершить образование?Около 50% – учащиеся до 18 лет. Это ребята, отчисленные по причине неуспеваемости из дневных общеобразовательных учреждений. Ученики, не имеющие возможности окончить дневные общеобразовательные учреждения в общем порядке по объективным причинам: нескладывающиеся отношения с педагогами, со сверстниками; рождение ребенка; длительное лечение; материальное положение семьи требует, чтобы дети работали; возвращение из исправительных колоний. Такие ученики сменной школы хорошо знают жизнь со всеми ее зигзагами и поворотами. Это дети, как правило, с заниженной самооценкой, не очень-то верящие в успех, а иногда и обозленные на школу, семью, весь окружающий мир.Еще одна категория обучающихся – взрослые. Они приходят, потому что когда-то в обычной школе не смогли получить среднее образование и сейчас хотят восполнить пробелы в знаниях, для того чтобы продолжить затем обучение в высших учебных заведениях. Некоторые ученики хотят устроиться на хорошую работу, а везде требуют если не диплом, то как минимум аттестат об окончании школы. Такие учащиеся, уже работая, обеспечивая свои семьи, учатся осознанно, серьезно и ответственно.Наша школа открытая, потому что примут туда любого желающего с 15 лет, достаточно написать заявление. Кандидата в ученики протестируют по основным предметам и определят в соответствующий его знаниям класс.На протяжении последних лет в школе обучаются около 300 учащихся. Контингент неоднороден по возрастному составу, возраст колеблется от 15 до 40 лет.Вот Андрей, ему уже 20 лет. Учится в 10-м классе, работает. Говорит, что когда пришел в эту школу, глаза были «вот такие от удивления», что можно спокойно поговорить с учителем, что к тебе хорошо относятся.Просим написать несколько слов о школе. Андрей: «…Учителя здесь хорошие и не бросят, когда у тебя не получается».Валерия: «…В вечерней школе на уроках тишина. В дневной друг другу мешают заниматься, потому что шумно. Больше всего мне нравятся учителя, я очень люблю с ними заниматься».Дмитрий: «…До этого я много где учился. Не всегда у меня все складывалось… И ни в какой школе мне не было так хорошо, как здесь».Вот так и живет эта школа – в умном и добром труде. Учителя говорят, что этих учеников отличают искренность, доверчивость, благодарность, а также серьезность и взрослость. «А почитали бы вы их выпускные сочинения! Взрослые же люди, совсем другой взгляд на литературу».«Очень приятно с ними работать, чувствуешь огромное удовлетворение от работы» – это мнение Валентины Васильевны Лисиной, заместителя директора и преподавателя химии.В школе нет второгодников, ребята успешно осваивают учебные программы, что подтверждается письменными экзаменационными работами, результатами ЕГЭ, поступлением в высшие и средние специальные учебные заведения.За 14 лет руководства Виктора Михайловича 1691 человек получил аттестат об основном общем и о среднем полном образовании, из них около 300 выпускников школы окончили высшие учебные заведения, колледжи, а остальные выпускники получили рабочие профессии в технических училищах и на профессиональных курсах.Вчерашние выпускники нашей школы – это учителя школ и воспитатели детских садов Ломоносовского района, оперативные дежурные МЧС, служащие полиции, военнослужащие, инженеры, финансовые работники, охранники предприятий, стюардессы, артисты.За свой труд Виктор Михайлович был не раз награжден грамотами управления образования, Почетной грамотой Минобрнауки РФ за многолетний творческий труд, большой вклад в развитие и совершенствование системы образования. А весной 2007 года ему даже был присвоен почетный титул «Мужчина года-2007 Ленинградской области».Коллектив школы не стоит на месте, постоянно развивается. Появляются новые идеи и приемы в работе с учениками. Школа в первую очередь работает со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят, для того чтобы, органично вписавшись в процесс передачи знаний, повысить эффективность преподавания. Поэтому одним из направлений Ломоносовской открытой (сменной) школы являются информационные технологии. Использование ИТ помогает развивать увлеченность детей в обучении, структурировать знания, умения обучающихся, а для учителей открывает много новых возможностей в преподавании своих предметов.«Лучший способ преуспеть в будущем – это самому создавать его», – утверждал Виктор Михайлович.Сегодня в школе укомплектованы компьютерные классы, есть класс интерактивного обучения с мультимедийным проектором, создана единая локальная сеть школы, которая необходима для организации управления школой и массового использования ИКТ, также есть школьная медиатека с укомплектованным программным обеспечением, методическими материалами для учителя, учебными пособиями и дидактическими материалами для ученика, материалом для контроля компетенций обучающихся.Работает сайт школы (lom_ smen.lmn.lokos.net), который доступен для различных групп пользователей. Благодаря сайту школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Родители могут получать информацию о качестве работы школы, вести дистанционную беседу с учителями, вносить свои предложения.Ломоносовская открытая (сменная) школа, которой руководил Виктор Михайлович, успешно обеспечивала в Ломоносовском районе условия для формирования личности, способной к самореализации в изменяющемся обществе, к продолжению образования и осознанному выбору профессии. Хотя сменной школе сегодня очень трудно конкурировать с дневными общеобразовательными школами, имеющими различные профили обучения, элективные курсы. Но такая школа очень нужна. Куда без нее пойдут неблагополучные подростки? В подвалы?8 октября прошлого года после тяжелой болезни не стало нашего директора. В последние дни своей жизни, тревожась за судьбу школы, подростков, Виктор Михайлович говорил: «Что же будет с ребятами, если нас закроют, где они смогут продолжить учиться?» Нас серьезно волнуют проблемы будущего вечерних школ и конкретно нашей школы. Мы считаем, что Ломоносовскую открытую (сменную) общеобразовательную школу необходимо сохранить, и, отдавая дань всеобщего уважения замечательному Человеку и Педагогу, хотели бы присвоить Ломоносовской открытой (сменной) общеобразовательной школе имя ее директора Ветрова Виктора Михайловича, одного из достойнейших представителей учительского корпуса Ленинградской области!Ломоносовский район, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте