Как часто мы, характеризуя растущего человека, говорим: «Он хороший ученик», а про другого – «трудный». Один – послушный, исполнительный, уважительно относится к окружающим, а другой – озорной, непоседливый, резкий, а порой и грубоватый. Ярлык «хороший» и «трудный» каждому обеспечен.
Один мой одноклассник, однажды попавший в разряд трудных, до конца учебы не смог избавиться от этой репутации. В любой авантюре он оказывался крайним, в любом происшествии, даже безобидном, видели виновным его. Его очень часто таскали по учительским, чаще других выпроваживали из класса, вызывали мать.
У него же самого, не поддающегося убеждению и постоянным угрозам, незакомплексовавшегося и несломленного, вырабатывалось очень важное и наиболее эффективное средство противостояния.
Он никогда не спорил и не доказывал свою правоту.
Вот уже десять лет, как мы окончили школу. Каждый выбрал свою дорогу в жизни. У Константина своя семья. Он вырос трудолюбивым, добрым и отзывчивым человеком, и на нем уже нет ярлыка «трудный». Но никто из нас не станет отрицать большую вероятность того, что будь характер его чуть более мягким и податливым, все могло бы быть по-другому. Для меня, педагога, случай этот навсегда останется предостережением от повторения подобных педагогических ошибок.
Человек – существо очень сложное и не может быть однозначным. Природа устроила его так, что целостной личностью он может быть только при сочетании хорошего и темного. И только от него зависит, что в нем будет преобладать – свет или тьма, добро или зло, разрушение или творчество.
В моем еще не таком большом педагогическом опыте было множество подобных примеров. Один из них – Елена Ш. Девочка, несомненно, способная и развитая, могла в присутствии учителя сотворить любую пакость и дать характеристику любому в такой форме, что человеку взрослому бывало некуда деть глаза. Я убеждал, ругался, злился, наконец решил, что она неисправима. Но когда читал ее сочинения, то видел убедительную образность речи и несомненное чувство стиля. И часто хвалил ее за это, и девочка оттаяла, подобрела.
Михаил очень озорной, непоседливый. У него нет представлений о гранях допустимого, он бывает очень груб, на замечания реагирует болезненно, очень агрессивен. Со сверстниками дерется, даже девчонок бьет, речь зачастую пересыпана нецензурной бранью. Яркий пример педагогически запущенного подростка.
Меня насторожил его аккуратный устоявшийся красивый почерк. Может ли такое быть? Если верить почерковедам, то почерк в определенной степени отображение характера. Что же здесь?
Наверное, и не то и не другое. В мальчишке заложены недюжинные способности, он сгусток энергии, которую использовал далеко не в мирных целях. Он непосредственный, с обостренными чувствами и качествами неформального лидера. Только поняв это, можно попытаться направить энергию подростка в нужное русло. Как впоследствии оказалось, Михаил не лишен чувства сострадания, он не умеет долго таить обиду, и, главное, его непосредственность помогает ему находить совершенно нестандартные решения в сложных ситуациях. Наша задача – помочь ему удержаться от необдуманных поступков.
Часто, разговаривая с опытными педагогами, я удивлялся, когда они говорили о том, что от таких вот «трудных» после окончания школы чаще других приходят письма и поздравления с праздниками, они больше ценят те усилия, которые вложили в них когда-то. Много случаев, когда дети с проблемным поведением добивались в жизни значительных успехов.
Убежден, что в ребенке необходимо видеть его сильные и слабые стороны, стараться подчеркнуть его силу и помочь исправить недостатки. С какой благодарностью вспоминают дети тех, кто в них в сложной ситуации поверил, заступился и поддержал. Уже взрослый сорокалетний мужчина, Николай, делясь впечатлениями почти тридцатилетней давности, с благодарностью вспоминал своего учителя. Он был второгодником, переростком, плохо учился, сбегал с занятий, дрался. Учителя, расписавшиеся в своем бессилии, кроме окриков и постоянных нотаций, ничего не могли противопоставить его поведению. Только учитель литературы не переставал в него верить. Один из одноклассников, испытывая его терпение, начал дразнить парня. Тот предупредил любимого учителя, и когда в очередной раз обидчик кинул в его сторону унижающую фразу, Николай встал и дал ему добрую затрещину. В слезах обиженный бросился жаловаться. Вызвали родителей. И тут за Николая вступилась учительница.
Этот озорник и второгодник до сих пор помнит наизусть все до одного программные стихотворения, потому что уроки литературы вела она – самая справедливая и поверившая в него.
Я убежден, что слова «трудный» и «плохой» не только не синонимы, но и стоят далеко друг от друга. Мальчишки и девчонки, воспринимающие мир совсем иначе, чем другие, имеют право на это. Да, с ними сложно работать, да, эта работа не имеет сиюминутного результата, да, требуется максимум усилий. А мы не умеем их понять, значит, мы трудные, а не они.
Комментарии