В Петербурге существует хорошая традиция помогать тем, кто только-только вступил в должность руководителя образовательной организации. В частности, более чем существенную поддержку управленцы получают от территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Как одно из направлений здесь разработан цикл лекций-семинаров по основам трудового законодательства. О тонкостях приема на работу, о ведении документации, связанной с госзаказом, об аттестационных процедурах и т. д. рассказывают юристы правовой инспекции труда территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Очередная встреча юристов и управленцев, прошедшая в Невском районе Санкт-Петербурга, была посвящена процедуре увольнения. Если на первый взгляд никаких сложностей в ней не может быть, то на деле оказывается, что уволить работника не так-то просто. Нужно хорошо знать и уметь правильно трактовать статьи Трудового кодекса, понимать разницу между расторжением трудового договора и прекращением трудового договора, не ошибаться в сроках вручения уведомления, верно рассчитывать компенсационные выплаты и многое другое.Именно для того, чтобы рассказать обо всех законодательных нюансах, и проводятся подобные мероприятия, поясняет заведующий правовой инспекцией труда территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Марков. Причем лекции-семинары по основам трудового законодательства могут посещать не только вновь назначенные руководители образовательных организаций города и Ленинградской области, но и документоведы, председатели первичных профсоюзных организаций. Но, конечно, для руководителей образовательных организаций это первично, поскольку чем грамотнее руководитель, тем меньше он допускает нарушений. Ведь не секрет, что люди часто нарушают законодательство не по злому умыслу, а по незнанию.По словам Владимира Маркова, самыми сложными вопросами для руководителей образовательных организаций сегодня становятся вопросы, связанные с рабочим временем педагогических работников. Например, у педагогических работников есть так называемая ненормированная часть рабочего времени. В нее входит работа по должностной инструкции, не связанная с реализацией образовательного процесса, то есть люди не ведут урок, не находятся в группе с воспитанниками, а занимаются методической работой, самоподготовкой, общением с родителями и т. д. И нет нормативов, сколько та или иная работа должна длиться. В документах просто указано, что она должна проходить в пределах общего рабочего времени, то есть в течение 36 часов. Поэтому многие руководители заставляют работников «отсиживать» это время, а некоторые руководители пытаются нормировать ненормированную часть, к примеру, указывая, сколько времени нужно потратить на проверку тетрадей. Из-за неурегулированности данного вопроса и возникает много конфликтов.Кроме того, как уточнил Владимир Марков, большинство педагогов считают, что им оплачивают только работу с детьми. Они недоумевают, почему должны заниматься методической работой, если им оплачивают только уроки, но это неправильно. В вузах есть такая категория работников, как почасовики, которые пришли, отчитали свои часы и ушли, они не связаны с жизнью учреждения и не участвуют в мероприятиях, но в школах такой практики нет, здесь все по-другому. Поэтому нужно объяснять руководителям, что за пределы 36-часовой рабочей недели выходить нельзя и нормировать ненормированную часть тоже нельзя, а можно только в правилах внутреннего трудового распорядка предусмотреть, какая работа осуществляется в стенах образовательной организации, а какая по выбору учителя дома.Понятно, что руководители не боги и вполне могут ошибаться. Если говорить о самых распространенных ошибках, то они в основном связаны с недостаточностью финансирования. Например, сегодня особенно остро для детских садов стоит вопрос об оплате сверхурочной работы. У воспитателей установлена предельная норма рабочего времени – 36 часов в неделю. Вся работа за пределами этих часов – сверхурочная и должна оплачиваться по повышенному тарифу. Сверхурочная работа оплачивается соответственно из вакансии того воспитателя, который, скажем, заболел. Его сменщик остается работать на вторую смену, и эта смена оплачивается в повышенном размере, то есть часть денег нужно взять из вакансии заболевшего, а доплаты (за первые 2 часа – 50 процентов, за последующие часы – 100 процентов) – из фонда надбавок и доплат (ФНД). А ФНД, который еще называют надтарифным фондом, сейчас сокращается, поэтому сверхурочные не оплачиваются.Напомним, в Петербурге надтарифный фонд, то есть доплаты за дополнительную работу помимо работы по трудовому договору, например, за классное руководство, проверку тетрадей, оплату вредности, за выходной день, утверждает глава администрации района, и в каждом районе эта сумма своя. Несколько лет назад цифры колебались от 4 до 10%. После майских указов Президента РФ ФНД значительно вырос и в каких-то районах достигал 50%. Сегодня он повсеместно сокращается, хотя направлений работы не убавляется.Отстоять свое право получить заработанное можно в суде, однако, как заметил Владимир Марков, в суды, как правило, работники обращаются, обжалуя приказы о наказании либо незаконное увольнение. В среднем в год проходит 80-90 судов, и из них 30 судов как раз связаны с вопросами трудовых конфликтов: незаконное увольнение, незаконное применение дисциплинарного взыскания. Остальные суды касаются отказа Пенсионного фонда назначать досрочную трудовую пенсию. К сожалению, отстаивать свои права приходят только члены профсоюза, и часто их борьба заканчивается восстановлением работника. Педагог, не являющийся членом профсоюза, наивно думает, что никто его незаконно не уволит, не накажет, выплатит сверхурочные, оплатит больничный лист в полном объеме, однако не всегда эта уверенность оправданна. Может случиться, что действительно ты никогда не воспользуешься поддержкой профсоюза, а может и наоборот. Профсоюз, по мнению Владимира Маркова, – это своеобразный орган подстраховки. Впрочем, можно себя защитить при наличии достаточных материальных средств, обратившись к адвокату, однако опыт говорит о том, что такие дела в судах часто проигрываются.- Владимир Анатольевич, насколько обоснованны обращения педагогов, касающиеся трудовых конфликтов?- В год к нам обращаются более 400 человек, и часто люди приходят, чтобы элементарно снять психологический стресс. Такие посетители в ответ на просьбу написать исковое заявление отказываются. То есть многим просто нужно, чтобы их выслушали. Те, кто настроен решительно, как правило, излагают обоснованную жалобу. В этом случае мы, как юристы, оцениваем судебную перспективу и стараемся объяснить ее человеку. Если перспективы выиграть дело нет, лучше отступиться, хотя были случаи, когда человек упорно шел по своему пути, а потом говорил, что все суды проиграл и жалеет, что вовремя не остановился.- А по пресловутой статье 278 Трудового кодекса, когда руководителя можно уволить без объяснения причин, были судебные прецеденты?- Я 4 раза представлял интересы руководителя и 4 раза проиграл дело, потому что есть соответствующее определение Конституционного суда, говорящее о том, что эта статья не носит дискриминационного характера и что собственник или учредитель имеет право сам назначать руководство подведомственной ему организации. Конечно, в отношении работника эта статья носит характер жестокий и даже дискриминационный по должностному признаку, но, с точки зрения собственника, который является распорядителем бюджетных средств, она логична и обоснованна. В конце концов почему он должен терпеть руководителя, который, по его мнению, наносит вред учреждению?Санкт-Петербург
Комментарии