Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка. Речь идет не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа. Понимание родной культуры чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей, расширении их кругозора. Если ребенок обладает знаниями о традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на английском языке. Поэтому сегодня большое внимание уделяется изучению регионального компонента на уроках иностранного языка.
occupies over 787 thousands square kilometers. It is very large. It has many towns, villages, forests and rivers. 109 species of fish inhabit the rivers and lakes of the krai. The main river is the Amur. It stretches over 4444 kilometers. The Amur is one of 10 biggest rivers in the world. Khabarovsk is the capital of the Far East and the Khabarovsky Krai. The krai has its own flag and symbols. The flag is of three colours: green, white and blue.1. ______very rich. has
Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, регионоведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своем крае.
К сожалению, в современных УМК по английскому языку культура российских регионов представлена в виде кратких заданий. Для того чтобы дети их выполнили, учитель должен потратить немало времени и сил для подготовки фактического и языкового материала. Ученики не имеют информации на английском языке для выражения своего отношения к событиям, происходящим в своем крае, городе, селе. Конечно, существуют буклеты, справочники, альбомы на русском языке. Но используя эти материалы, ребята сталкиваются с недостатком языковых средств. Некоторые ученики используют материалы на английском языке, но они чаще всего или излишне официальны, или некачественные. Чтобы решить эту проблему, группа учителей города Хабаровска разработала дидактические материалы для начального, среднего и старшего звена школы. Это информация и задания на английском языке, составленные с учетом психологических особенностей учеников разных возрастных групп. Дидактические материалы составлены в соответствии с темами федерального стандарта общего образования.
На начальном этапе ставится задача создания основ коммуникативной компетенции, все компоненты содержания минимизированы. Основное требование – коммуникативная достаточность и соответствие условиям обучения предмету в начальной школе. Ученики 2-4-х классов получают сведения о крае и его столице, флоре и фауне Дальнего Востока, местах отдыха и проблемах, связанных с экологией. Например, изучая тему «Семья. Мой дом», ученики учатся говорить о своем родном городе или поселке, его проблемах.
А где ты живешь? Where do you live?
My country is Russia. Russia is very large and nice. I live in the Far East. It is large too.
The Khabarovsky Krai is in the Far East. It isn’t small.
My family lives in Khabarovsk. It is a nice town.
Упражнения:
1. Вставь пропущенные буквы:
R_ssia, the F_r E_st, K_abarovsky K_ai, Khaba_ovsk.
2. Дополни предложения:
1. My country is…
2. The Khabarovsky Krai is in…
3. My family lives in…
3. Ответь на вопросы:
1. Where are you from?
2. Is your country big?
3. What krai do you live in?
4. Where is the Khabarovsky Krai?
5. Where do you live?
4. Какие цвета есть на флаге Хабаровского края? Что они означают?
5. Напиши названия известных тебе населенных пунктов края по-английски, отметь на карте, где ты был (была).
Используя таблицу, скажи, как проводят свое свободное время жители твоего города/ поселка.
Упражнения на закрепление знаний о флоре и фауне края:
1. Каких птиц ты видел в своем регионе?
2. Какие птицы живут в городе/ за городом?
1. …live(s) in the town.
2. …live(s) out of the town.
3. Догадайся, какие дальневосточные ягоды находятся в корзине.
4. Какое варенье можно приготовить из дальневосточных ягод?
We can cook … jam.
Все материалы сопровождаются красочными фотографиями растительного и животного мира Дальнего Востока, рисунками детей.
Цель обучения учеников среднего звена – расширение эрудиции, лингвистического и общего кругозора; формирование устной и письменной речи. Школьники узнают о символах Хабаровского края, его географическом положении, городах и их достопримечательностях, праздниках и традициях дальневосточников.
Например, изучая тему «Родная страна», ученики развивают сформированные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме, используя тексты и упражнения, которые содержат сведения по краеведению.
The Khabarovsky Krai occupies over 787 thousands square kilometers. It is very large. It has many towns, villages, forests and rivers. 109 species of fish inhabit the rivers and lakes of the krai. The main river is the Amur. It stretches over 4444 kilometers. The Amur is one of 10 biggest rivers in the world. Khabarovsk is the capital of the Far East and the Khabarovsky Krai. The krai has its own flag and symbols. The flag is of three colours: green, white and blue.
The green colour symbolizes wealth of the forests, white one symbolizes purity of thoughts and the blue symbolizes wealth of the water.
The symbols of Priamurye are the Himalayan bear and the Amur tiger.
If you want to have a present from our krai you can get red or black caviar or salmon. And who doesn’t know ginseng? It is famous. Welcome to our krai!
1. Посмотри на карту Хабаровского края. Вспомни, какие города и населенные пункты ты уже знаешь. Добавь к этому списку новые названия.
2. Как ты уже знаешь, на территории края есть много рек. Запиши их названия по-английски и найди их на карте.
3. Ответь на вопросы:
1. What is the longest river in our krai?
2. What is the shortest one?
3. What is longer: the Tunguska or the Ussuri?
4. Заверши предложения.
1 The symbols of the Khabarovsky Krai are…
2 The flag is…
3 The capital is…
4 The main river is the…
5 You can get… as a present.
5. Составь предложения.
1. is/ Khabarovsk/ the Far East/ the capital/ of.
2. the Khabarovsky Krai/ villages/ has/ rivers/ and/ towns/ many.
3. the Amur/ the main/ is / river.
4. colours/ three/ the flag/ is/ of.
5. the symbols/ are / the Himalayan bear/ and the Amur tiger/ of/ Priamurye.
6. is/ it/ large/ very.
6. Соедини две части предложения и переведи на русский язык.
1. The main river is
a. the Himalayan bear and the Amur tiger.
2. The krai has
b. the capital of the Far East.
3. The symbols are
c. green, white and blue.
4. The flag is
d. its own flag and symbols.
5. Black caviar and ginseng are
e. the Amur.
6. Khabarovsk is
f. very famous.
7. Вставь пропущенные глаголы.
1. The Khabarovsky Krai______very rich. has
2. It____ many forests and rivers. symbolizes
3. It____ its own symbols and the flag. are
4. The green colour____wealth of the forests. can get
5. The symbols of Priamurye _____ the Himalayan bear
and the Amur tiger. has
6. You____ ____ red or black caviar as a present. is
8. Ответьте на вопросы.
1. Is the Khabarovsky Krai large or small?
2. Does it have many towns?
3. Does it have its own flag and symbols?
4. What does the white colour symbolize?
5. What does the green colour symbolize?
6. What does the blue colour symbolize?
В старших классах у ребят формируется способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке и использовать его для углубления своих знаний. Ученики должны научиться логично и связно рассказывать о культурных событиях края и города, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме.
Например, в рамках тем «Родная страна», «Природа и проблемы экологии» старшеклассники выполняют следующие задания:
I. Design a reference booklet about the natural resources of the Khabarovsky Krai and make a public speech before the class.
II. Be prepared to report about indigenous peoples and their culture to your classmates. Illustrate your story with pictures, photos, and etc.
III. Do you know the other names of the famous people connected with the names of the streets in our town? Make a report about them.
IV. Write a letter to the manager of the Khabarovsk Television broadcasting company asking him/her to organize an educational program for schoolchildren to learn good English and get more interesting information about English-speaking countries (a business letter).
V. Write a letter to your pen-friend about the environmental centres on the territory of the Khabarovsky Krai. Ask him/ her if he/ she takes part in ecological actions for preserving nature, if there are some national parks, reserves in his/ her region.
Мы считаем, что любой творчески работающий учитель иностранного языка способен разработать дидактические материалы о своем регионе и с успехом применять их на уроках. Желаем удачи!
Маргарита КОЛОВЕРОВА, Ирина ПУШКАРЕВА, учителя английского языка средней школы №62, Хабаровск
Комментарии