Давайте в этот раз посмотрим, как распределялись ответы на вопросы разного типа и задания, принадлежащие к разным содержательным областям. Начнем с вопросов на знания. Правильные ответы на шесть вопросов, или 26% от их общего количества, лежат в диапазоне от 90 до 100%. Еще на пять вопросов правильно ответили от 80 до 89% восьмиклассников. С семью заданиями (30,5%) успешно справились 70‑79% учащихся. На один вопрос (4,4%) дали правильный ответ 37% тестируемых и еще на один – 63%.
Почему министры должны платить штрафы?
Самым простым для восьмиклассников оказалось задание про национальный парк «Белая вода» (правильных ответов 96%). При входе в парк висят правила, которых нужно придерживаться посетителям. Они гласят: «Не сорите. Не разжигайте костры. Не кормите диких зверей. Разбивайте лагерь только в специально отведенном месте». Спрашивалось: «Почему в национальном парке существуют правила?» Этот вопрос показывает уровень знаний учащимися содержания домена «Гражданское общество и системы».
Легко справились ребята (93%) и с вопросом, касающимся содержательной области «Гражданские принципы», – о министре, которого остановили за превышение скорости и оштрафовали. Нужно было ответить, почему министру придется заплатить штраф. Возможные варианты ответов были такие: «Потому что полиция может арестовать его, если он не заплатит штраф», «Потому что у министра достаточно денег, чтобы оплатить штраф», «Перед законом все равны», «Потому что он хочет, чтобы люди снова проголосовали за его политическую партию».
Такой же процент верных ответов и на вопрос из той же содержательной области о том, почему необходимо соблюдать правила дорожного движения. Надо было выбрать один из ответов: «Это поощряет людей пользоваться общественным транспортом», «Это помогает в планировании строительства новых дорог», «Это повышает безопасность людей, которые пользуются дорогами», «Чтобы не платить штрафы».
Только 63% учащихся правильно ответили на относящийся к домену «Гражданское общество и системы» вопрос «Почему правительства разных стран должны работать вместе для решения экологических проблем?».
Теперь про задания на рассуждение и применение знаний. На 4 задания (6,3%) правильно ответили от 90 до 100% детей. На 11 заданий (17,1%) – от 80 до 89%, на 14 (21,9%) от 70 до 79%, на 15 (23,4%) – от 60 до 69%, на 8 (12,5%) – от 50 до 59%, на 7 (10,9%) – от 40 до 49%, на 4 (6,3%) – от 30 до 39%, на одно (1,6%) – от 20 до 30%.
Почему правительство запретило выгул собак без поводка?
Только с одним вопросом на знания, что составляет 4,4% от общего количества заданий этого типа, справились меньше, чем половина учащихся, участвующих в исследовании. С заданиями на рассуждение и применение знаний картина другая. Тут уже 12 заданий (18,6%), которые оказались непосильными половине восьмиклассников.
96% правильно ответили на вопрос про законодательное собрание города Ивановска, которое издало закон, запрещающий выгуливать в местных парках домашних животных, если они не находятся на коротком поводке. Вопрос лежит в плоскости домена «Гражданское участие». Спрашивалось: «По какой причине правительство приняло этот закон?» – «Правительство хочет, чтобы больше людей покупали поводки своим питомцам», «Правительство обеспокоено безопасностью людей, гуляющих в парке», «Правительство намерено остановить владельцев домашних животных от посещения местных парков», «Правительство считает, что люди не должны владеть домашними животными».
93% справились с вопросом, связанным с доменом «Гражданское участие», где спрашивалось, почему люди, живущие рядом с национальным парком, раз в месяц добровольно убирают зону палаточного городка. «Потому что они думают, что работа будет легкая», «Потому что они хотят показать другим, как много знают о природе», «Потому что они хотят внести свой вклад в жизнь местного сообщества», «Потому что они считают, что эта работа не является достаточно значимой для них, чтобы она оплачивалась». Так все-таки почему? Нужно было выбрать один из вариантов.
Еще в одном задании говорилось, что многие люди, работающие на шумных рабочих местах, получили заболевания, связанные с повреждением слуха. Спрашивалось: «Что могло бы предпринять правительство, чтобы справиться с проблемой шумных рабочих мест?» Домен «Гражданское общество и системы». С вопросом справились 91% школьников, указав верный вариант из четырех возможных: «Немедленно закрыть все шумные рабочие места», «Дать рабочим деньги, чтобы они могли найти работу на более тихих рабочих местах», «Ввести законы, требующие, чтобы работодатели защищали своих работников от шума», «Арестовать всех владельцев шумных рабочих мест».
Трудным для 66% подростков оказалось задание, где приводился такой разговор: «Николай: «Никто не обращает внимания на наш протест. Я думаю, в следующий раз мы должны начать драку с полицией. Это привлечет к нам внимание». Александр: «Я не согласен, протест с применением насилия – это неправильный путь. Это нарушение закона, люди могут пострадать…» Только 34% смогли правильно продолжить фразу Александра, которая точнее всего выражала бы его мнение: «Никто не придет протестовать, если будет знать, что во время протеста возможно применение насилия», «СМИ не обратят внимания на нашу акцию протеста», «Протестующие не смогут победить полицейских», «Маловероятно, что люди задумаются о причинах нашего протеста». Вопрос связан с доменом «Гражданское участие».
Самое большое количество заданий – тридцать шесть – было связано с содержанием домена «Гражданское общество и системы». Среди них оказалось шесть заданий, правильные ответы на которые распределились в трех диапазонах (по два в каждом) – между 30 и 39%, между 40 и 49% и между 50 и 59%. Только 4 задания из общего количества в этом домене (11,1%) оказались непосильными для половины тестируемых. На 7 заданий (19,4%) правильные ответы дали 60‑69% учащихся. Еще на десять тестов (27,7%) верно ответили от 70 до 79%. Ответы на оставшиеся задания распределились следующим образом: на восемь вопросов (22,2%) верно ответили от 80 до 89%, еще на пять (13,9%) – от 90 до 100%.
Домен «Гражданские принципы» включал 28 вопросов. С восемью вопросами (28,6%) справились меньше половины учащихся. Количество правильных ответов на три задания колебалось от 40 до 49%, еще на четыре задания – от 50 до 59%. Следующие диапазоны верных ответов распределились так: от 60 до 69% – четыре задания (14,2%), от 70 до 79% – девять заданий (32,2%), от 80 до 89% – четыре задания (14,2%), от 90 до 100% – три задания (10,2%).
Содержание девятнадцати вопросов было связано с доменом «Гражданское участие». На четыре вопроса (21%) правильно ответили меньше половины восьмиклассников. В следующих диапазонах – 50‑59%, 60‑69%, 70‑79%, 80‑89% и 90‑100% количество заданий соответственно 2, 5, 2, 4 и 2.
И четвертая содержательная область включала четыре задания. С первым успешно справились 63% учеников, со вторым – 51%, с третьим – 79% и с четвертым – 88%.
Средний процент правильных ответов, как и следовало ожидать, самый высокий в содержательной области «Гражданское общество и системы» – 72,8%, в содержательной области «Гражданская идентичность» – 70,2%, в содержательной области «Гражданские принципы» – 68,7%, в содержательной области «Гражданское участие» – 66,6%. Таким образом, самыми сложными для российских школьников оказались задания, связанные с доменом «Гражданское участие».
На втором вместе по трудности – содержание домена «Гражданские принципы», на третьем – «Гражданская идентичность», а задания домена «Гражданское общество и системы» оказались самыми легкими.
Почему журналисты должны быть независимыми?
Больше всего детей, участвующих в исследовании, представляющих все страны, – 92% (российский показатель – 95%) – правильно ответили на вопрос, касающийся права человека на образование, закрепленного Всемирной декларацией прав человека. Разница правильных ответов по странам лежит в диапазоне от 68 до 98%. Этот вопрос находится ниже базового уровня по шкале знаний ICCS. Отвечая на этот вопрос, ученики должны указать причину, почему образование считается правом человека. Этот пример, несмотря на то что оценка нюансов определения, связанных с правами человека, иногда вызывает затруднения, оказался достаточно легким, потому что для определения было выбрано знакомое понятие.
Задания про министра, который превысил скорость и подвергся штрафу, уже относятся к базовому уровню. Учащиеся должны согласиться с принципом, согласно которому перед законом все люди равны. Это представление о верховенстве права является одним из элементов, на котором базируются более сложные понятия и концепции. В среднем по всем странам правильно ответили на эти вопросы от 64 до 97% (средний показатель по ICCS – 89%, России – 92%).
Оценка альтернативных действий в знакомом и явном гражданском контексте – один из основополагающих элементов граждановедческих знаний. Именно на этом построен вопрос о том, что должно предпринять правительство для решения проблемы шумных рабочих мест. Учащиеся должны согласиться с тезисом, что правительство способно решить эту проблему с помощью закона. И это является свидетельством их понимания одной из ролей правительства в демократическом государстве. Это задание, на которое получено по странам от 60 до 95% верных ответов (ICCS – 85%, РФ – 91%), соответствует базовому уровню.
Вопрос про свободу журналистики требует от учащихся сопоставления точности информации и независимости журналистов от внешнего контроля. Правильный ответ на этот вопрос, который в среднем по исследованию дали 75% и по России 81%, относится к подобласти «Свобода» предметной области «Гражданские принципы». Он требует умения анализировать и рассуждать и демонстрирует широкое знакомство учащихся с понятием свободы и находится на первом уровне шкалы знаний.
На том же уровне шкалы расположено и задание, связанное со злоупотреблением властью. Вначале давалось определение, что под этим подразумевается, а дальше требовалось выбрать один из примеров, который соответствовал бы этому определению. 73% учащихся по всем странам (75% в России) справились с этим заданием, колебания по странам составили от 41 до 89%.
В одном из заданий говорилось о том, что в молодежном клубе решили проголосовать, чтобы выбрать лидера. Оно было сформировано так, что в нем не упоминалось понятие «демократия». А между тем ответ на вопрос как раз отражает явные представления учащихся о демократии и демократическом процессе, поскольку требует, чтобы ученики согласились с тем, что принятие решений должно основываться на демократических принципах. Это задание второго уровня на знания, относящиеся к подобласти «Принятие решений» области «Гражданское участие». С ним в среднем по странам справились от 21 до 82% учащихся. Средняя цифра по исследованию – 59%, РФ – 68%.
Задание с открытым ответом «Что в демократическом обществе должно быть сделано, чтобы предотвратить злоупотребление политических лидеров властью?». Нужно было указать два разных варианта. Если ответ относился к двум разным категориям или механизмам, он рассматривался как соответствующий третьему уровню, если ученик называл только один механизм или метод – ко второму уровню. Механизмы и методы могли быть такими: «1. Разделение полномочий / законы, которые ограничивают то, что могут делать люди на руководящих должностях / сдержки и противовесы в управленческих процессах. 2. Верховенство закона / законы, ограничивающие власть политических лидеров. 3. Прозрачность (например, независимая пресса) / свобода печати, свобода информации. 4. Свобода слова / критика действий политических лидеров. 5. Право принимать политические меры (например, публичный протест, формирование групп давления). 6. Выборы (люди могут не голосовать за партию, если они знают, что ее представители замешаны в злоупотреблении властью). 7. Образование для общественности. 8. Образование для политических лидеров, включая предоставление консультаций». Средний процент учащихся по исследованию, которые назвали два индикатора, – 27%, по России – 35%, только один метод или механизм: по ICCS – 39%, по РФ – 43%. Это задание относилось к подобласти «Государственные учреждения» содержательного домена «Гражданское общество и системы».
Вопросы с открытыми ответами позволяют учащимся продемонстрировать знание и понимание многогранных граждановедческих (политических и социальных) концепций. Исходя из вышеописанного задания, можно сказать, что знание более чем одной грани многогранной концепции позволяет ученикам формулировать аргументы, основанные более чем на одной идее или перспективе. Хотя само задание не требует от учащихся формулировки сложного аргумента, оно предполагает, что они продемонстрируют способность идентифицировать аспекты содержания, которые могут привести к сложному аргументу.
Еще в одном задании, которое относится к третьему уровню, спрашивалось, почему в некоторых странах существуют законы, требующие раскрытия информации о финансовой поддержке политических партий. Вопрос относится с подобласти «Верховенство закона» содержательной области «Гражданские принципы» и требует анализа и рассуждения. Учащиеся должны видеть связь между политическими процессами и законами, позволяющими контролировать эти процессы, чтобы избежать давления благотворителей на политику той или иной партии. Колебания количества правильных ответов по странам составили от 20 до 83%. Средний показатель по исследованию – 43%, российский – 47%.
Как вы помните, существует пять уровней оценки: до 311 баллов – ниже базового уровня, 311‑394 балла – базовый уровень, 395‑478 баллов – первый, 479‑562 балла – второй, выше 563 баллов – третий. Независимо от того, какой балл ученик наберет в границах этих уровней, он правильно ответит на большинство вопросов этого уровня. И еще одно. Нельзя сказать, что задания, оценивающие аналитические способности учащихся, легче или сложнее, чем те, что оценивают знания. Трудность возникает в зависимости от того, насколько хорошо ученики знакомы с понятиями и концепциями, включенными в тот или иной вопрос, и насколько они близки миру ученика.
Продолжение следует
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты», национальный координатор ICCS-2016
Комментарии