ЕГЭ. Эта аббревиатура для многих уже стала привычной. Еще бы, не первый год сдаются госэкзамены. Процедура отработана, нормативная документация предоставлена… И тем не менее организаторы ЕГЭ продолжают сталкиваться с неожиданными трудностями. Правда, не все.
Елена Гранева, директор школы №3, Нижний Новгород:
Обошлось без обмороков
Работая руководителем пункта приема ЕГЭ в лицее № 8, особых трудностей я не встретила. На мой взгляд, самой главной задачей была подготовка организаторов. Поэтому перед сдачей ЕГЭ я дважды собирала их и подробно рассказывала обо всем, что касается процедуры. Организаторы – это учителя других школ, незнакомые люди, в общем-то, и для меня, и для детей, которые сдавали экзамен, к тому же не преподающие русский язык. У нас были географы, математики, физики, химики, социальные педагоги, и так как они еще ни разу не сталкивались с ЕГЭ, то очень много времени ушло на то, чтобы объяснить, что от них требуется. Потому что если вдруг возникнет какой-либо вопрос при сдаче ЕГЭ, то организаторы должны сами ориентироваться в том ограниченном пространстве, где они находятся, то есть в аудитории.
На моем пункте работали 50 организаторов, потому что в каждой из 25 аудиторий лицея, где сдавали ЕГЭ, их должно быть двое.
Главное было – четко представить, как поминутно все будет проходить. Конечно, самым тяжелым был час с девяти до десяти, потому что время летело очень быстро, и нельзя было терять ни минутки.
К счастью, экзамены прошли без проблем, очень четко. Единственное, за что я переживала, но, правда, на своем пункте с этим не столкнулась, – хватит ли пакетов с заданиями для замены. По Положению: если в листе регистрации сделана ошибка, то пакет заменяется полностью. Какие ошибки могут быть? Допустим, написал фамилию в родительном падеже вместо именительного или цифру не так поставил. Здесь особенность такая: 11 лет ребенок писал единицу, скажем так, с хвостиком, а, заполняя бланки, надо писать ее просто как палочку. И некоторые по инерции ошибались, хотя и организаторы обращали внимание на это, и образец шрифта напечатан в самих листах. В общем, дети мобилизовались, сделали все быстро, организованно.
Обмороков не было, хотя присутствие медиков мы тоже предусмотрели. Это нам подсказал репетиционный ЕГЭ, когда одному ребенку в начале экзамена от волнения стало плохо.
Надежда ШУМИЛОВА, директор школы №1 имени Н.А.Некрасова, город Чудово, Новгородская область:
На кого рассчитаны КИМы?
Я должна сказать о проблемах, касающихся содержания и объема тестов ЕГЭ. Так, в нынешнем году ученики жалуются на слишком большой объем тестов по физике. Из пяти задач теста успевают решить лишь две даже те ученики, которые знают этот предмет очень хорошо. Очевидно, объем тестовых заданий по физике рассчитан на человека, который способен в быстром темпе эти задания «прочесть-понять-решить». Но у ученика есть важная психологическая особенность, которая в данном случае не учитывается. Для него очень важен результат экзамена, и поэтому каждое свое решение он перепроверяет. Он боится ошибиться. На это тратится дополнительное время. И это время никак не учтено!
Другие жалобы учеников касаются содержания тестов по обществознанию и истории. Контрольно-измерительные материалы содержат вопросы, которые они не изучали в обычных базовых курсах. Вероятно, те, кто составляет КИМы, рассчитывают, что эти предметы дети изучали по углубленным программам. Но ведь историю и обществознание все-таки выбирают и те ученики, которые не имели возможности пройти углубленные курсы.
Элла ЖАРКИХ, заместитель директора воронежского лицея №1:
Как совместить занятия с экзаменами?
У нас четыре одиннадцатых класса – три физико-математических и один химико-биологический, всего выпускников в этом году 104. Нынешний ЕГЭ проходил в более ранние сроки. И это основное отличие от единого госэкзамена прошлых лет. 23 мая в школах Воронежа был Последний звонок, а экзамены в форме ЕГЭ начались 16 мая, с английского языка. Для детей такая ситуация очень сложна: еще не закончился учебный процесс, а уже надо сдавать экзамены. В итоге получилось, что до Последнего звонка мы сдали пять экзаменов: 16 мая – английский, 19 мая – обществознание и химию, 22 мая – физику и историю.
Конечно, не только наша школа столкнулась с этой проблемой. Сроки проведения ЕГЭ назначает министерство, оно дает список субъектов РФ, участвующих в ЕГЭ, затем список предметов, по которым проводится единый госэкзамен, указывает дату проведения.
Из-за ранних сроков возникло много вопросов: как быть, ведь дети должны ходить на занятия и одновременно готовиться к экзаменам? Мы внутренним приказом посписочно освобождали детей, сдающих единые экзамены от учебных занятий. Давали им два-три дня для подготовки, и они готовились дома, а в школу приходили на консультации. Естественно, мы и в течение учебного года старались работать с детьми: по всем предметам провели пробные экзамены и зимнюю сессию сдавали в форме ЕГЭ. Это помогло детям научиться заполнять бланки, психологически настроиться, а мы просчитали, сколько времени на какие задания уходит. У нас с восьмого класса начинается сессионная форма обучения, и только за этот год каждый одиннадцатиклассник раз пять написал экзамен в форме ЕГЭ – вот такая получилась репетиция. По разным предметам писали. Родители помогли отпечатать бланки, и дети получили возможность потренироваться.
После проведения каждого экзамена обязательно анализировались ошибки, которые были допущены. Кроме этого, осенью мы писали пробный ЕГЭ районного уровня по русскому языку, а 21 апреля – пробный по математике на уровне города. После него нам прислали анализ ошибок, которые были допущены в базе данных. В основном ошибки такого плана: вместо буквы Е дети писали Ё, а в паспорте, например, в фамилии Дергачёв стоит Е, поэтому получились несоответствия. Были моменты, когда компьютер не прочитал букву из-за неточного написания. Все это мы учли и всегда перед экзаменом обязательно заставляем детей внимательно читать инструкцию.
Ирина КОМИССАРОВА, директор школы №44, Волгоград:
«Страшилок» не рассказывали
Не могу сказать, что при проведении ЕГЭ мы ощущали какие-либо проблемы организационного характера. Да, детей стало больше, но это не создало дополнительных трудностей.
Нормативную документацию областной комитет по образованию нам передает вовремя. Мы соответственно стараемся выполнить все рекомендации. Например, по ознакомлению учителей, выпускников, принимающих участие в ЕГЭ, а также их родителей с нормативно-правовой базой и технологией ЕГЭ. Оформлены стенды, плакаты, одним словом, «наглядная агитация». Проводится инструктаж выпускников, общешкольные и классные родительские собрания. Готовятся кабинеты – и все это в обычном деловом режиме.
Что касается подготовки непосредственно к сдаче ЕГЭ, то индивидуальные консультации, элективные курсы начинаются уже в сентябре. Насколько я могу судить, ребята оценили преимущества единого госэкзамена, который становится пропуском в вуз. ЕГЭ востребован. Многие одиннадцатиклассники сдавали его по выбору. Недавно я разговаривала с одной из выпускниц. Девочка получила «пять» по биологии, набрала неплохие баллы. Результатом довольна и теперь намерена отнести сертификат в медицинский университет.
Когда эксперимент по ЕГЭ только начинался, перед нами стояли абсолютно новые задачи. Учителям и ученикам нужно было овладеть особой тестовой культурой. Весь мир не только в школе, но и в университетах использует различные тестовые методики. У нас же даже заполнение самого бланка ЕГЭ оказывалось камнем преткновения. Но сейчас, как мне кажется, дети адаптировались к новым условиям. Мы заранее объясняем им, как правильно оформлять бланк регистрации. На пробном ЕГЭ, а их у нас проводится два, по русскому и математике, дети тренируются. У нас в школе в кабинете информационных технологий есть доступ к интернету. Любой желающий может зайти на сайт и поработать с демоверсиями по ЕГЭ.
Важно помочь ребятам не только методически, но и прежде всего психологически. Этим занимается школьный психолог в течение всего учебного года.
Думаю, наверняка сильнее нервничают те ребята, которые приходят на экзамен из других школ. Ведь дома, как говорится, и стены помогают. Нужно психологически настроить себя на новую форму итоговой аттестации, суметь собраться, сконцентрироваться… Мы, взрослые, обязаны им помочь.
Точно так же профессионально и психологически надо готовить учителей. Мы ответственны за спокойную, доброжелательную обстановку. Важен положительный эмоциональный настрой коллектива. В нашей школе «страшилок» про ЕГЭ не рассказывают.
Комментарии