Иногда полезно забыть, что ты учитель, самому оказаться в позиции обучаемого и в полной мере испытать на себе новые методические приемы. Это помогает по-новому взглянуть на собственный опыт и идеи, провести переоценку забытого, того, от чего, быть может, ты по разным причинам отказался. И вдруг… “открыть Америку”. Нечто подобное произошло со мной на одном из семинаров, посвященных гражданскому образованию в штате Айова.
Невысокий человек в костюме с доброжелательным открытым лицом долго и серьезно рассказывал о подходах в изучении государственного устройства США, конституции, судебной системы и т.д. И вдруг раздал нам листки со списками прав и свобод граждан США и попросил расставить их по мере возрастания их значимости. Стало очевидно, сколько вопросов возникло у меня и у умудренных опытом преподавателей школ и вузов, занимающихся гражданским образованием. Каждый из нас выступил со своим вариантом ответа и ждал приговора: прав или не прав? На удивление всем, лектор ответил, что правильного ответа не знает он сам. И тут я поняла, что смысл проделанной работы заключался не столько в том, чтобы найти правильный ответ, сколько в поиске ответа, в вопросах, которые каждый из нас задавал себе.
Многие педагоги знают из личного опыта, насколько губительно насильно навязывать решение, готовое “авторитетное” мнение, не допускающее никаких отступлений ни вправо, ни влево. Для чего думать, подвергать что-либо сомнению, если уже давно известно единственно правильное решение – “подачка для ума”? Так рождается пассивное мышление, психология человека-винтика: “И без тебя разберутся. Все решат, все дадут”. Чтобы избежать этого, ученика следует побуждать к осмыслению, принятию решений, к ответственности за то, что ему предстоит в жизни. Он должен ощущать себя значимым человеком, к мнению которого относятся уважительно, и отвечать окружающим тем же самым.
Примечателен опыт американских коллег в этом направлении. Примером деятельности, ставящей своей целью развитие критического мышления, толерантности, ответственности, навыка групповой деятельности может служить занятие, посвященное гражданским правам.
Шаг 1-й
Учитель объявляет тему задания, ставит задачу перед учащимися, обращая внимание на важность предстоящей работы, объясняет, что каждое из нижеследующих гражданских прав гарантировано “Биллем о правах” или другими поправками к конституции Соединенных Штатов. Возникает много споров, когда 2 или более из этих прав вступают в противоречие друг с другом.
В этом случае политики должны сделать выбор, определяющий, какое из прав является наиболее важным.
Это занятие дает подростку возможность подумать, что каждое из этих прав означает лично для него и его одноклассников.
Если необходимо, учитель поясняет права, приведенные в списке.
– Право на ношение оружия.
– Право на свободу слова.
– Право на адвоката.
– Право на свободу печати.
– Право на законность.
– Право на свободу вероисповедания.
– Право на свободу собрания.
– Право на частную жизнь.
– Право голосовать.
– Право на отказ показаний против себя.
– Право на защиту от жестокого обращения.
– Право на защиту от необоснованного обыска и ареста.
Шаг 2-й
Учитель предлагает учащимся расположить гражданские права в списке в зависимости от их важности, обозначив номером 1 то из них, которое оценивается наиболее высоко, а номером 12 – то, которое, на их взгляд, является менее важным в сравнении с другими.
Шаг 3-й
Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Каждый из них знакомит группу со своим вариантом ответа, приводя его обоснование.
Группам предлагается коллективно выработать ответ на вопросы: если бы вам предоставлялось только 5 прав, какие бы вы выбрали? Почему? Если бы вам пришлось отказаться от каких-либо 2 прав, какие бы вы выбрали? Почему?
Шаг 4-й
Класс проводит обсуждение групповых решений, выясняет, какие различия есть в ответах групп и почему, а также сходство во мнениях.
Шаг 5-й
На занятии могут присутствовать приглашенные, те, чье мнение будет интересным для подростков. В этом случае, подчеркивая правомочность существования любого варианта ответа, честно предлагается огласить свой список и объяснить свой выбор.
Эта методика может применяться как на уроках обществознания, истории, литературы, английского языка, так и во внеклассной работе.
Формы работы, подобные описанной, всегда вызывали живой интерес участников татарстанской группы “Партнеры в образовании”.
Казалось бы, устав от бесчисленных политических споров, обещаний, “прожектов”, люди теперь стараются избегать споров, разуверившись в их целесообразности. Тем удивительнее было наблюдать превращение солидных людей в запальчивых спорщиков, когда все на том же занятии нам предложили разбиться на 2 команды и обсудить вопрос о возможностях легализации наркотиков.
Здесь приводится приблизительный перечень тем, которые предлагаются американским подросткам для обсуждения.
1. Соединенные Штаты должны сократить иностранную помощь
За. Соединенные Штаты не могут позволить себе иностранную помощь, которая предоставляется сейчас. Первый приоритет федерального правительства должен быть направлен на сокращение дефицита бюджета и на поддержку внутренних программ в таких областях, как образование, здравоохранение и занятость. Хотя правительство США уже потратило миллионы долларов, бедность и голод все еще распространены и многие страны-получатели не действуют в лучших интересах Соединенных Штатов.
Против. Иностранная помощь – это недорогой способ продвижения интересов США. Программы помощи создают долговременные дружеские отношения по всему миру. В ответ многие страны дают разрешение Соединенным Штатам на размещение военных баз на их территории. Кроме того, многие программы связаны с долгосрочными контрактами для американского бизнеса и сельского хозяйства, контрактами, приносящими выгоду американской экономике. В конечном итоге иностранная помощь спасает жизнь. Американцы несут моральную ответственность за помощь нуждающимся людям.
2. Политикам следует ограничивать перечень стран, получающих помощь США
За. Иностранная помощь является узаконенным инструментом внешней политики. Соединенным Штатам не следует оказывать поддержку недружественным правительствам. В особенности правительству Соединенных Штатов следует прекратить поддержку многочисленных второстепенных учреждений, которые расходуют доллары налогоплательщиков на проекты в странах, враждебных Соединенным Штатам. Хотя Соединенным Штатам следует помогать нуждающимся людям во всем мире, их денежные средства ограничены и должны направляться нациям, которые одновременно нуждаются в помощи и являются дружественными.
Против. Основанием для оказания помощи должна быть человеческая нужда, а не политика. На карту поставлены человеческие жизни. Не следует использовать нуждающихся и голодающих жителей развивающихся стран в качестве “пешек” в идеологической борьбе. Соединенным Штатам следует оказывать помощь демократическим правительствам, которые уважают гражданские права своих граждан. Слишком много помощи оказывается “дружеским” диктаторам, которые никогда не используют ее для людей и нарушают гражданские права.
3. В борьбе с преступностью профилактические меры должны преобладать над принуждением
За. Количество тяжких преступлений в Америке не снизится до тех пор, пока не обратятся к корням этой проблемы (безработица, нищета, наркомания). Преступники должны быть наказаны, но мы должны сосредоточить свои долгосрочные профилактические меры на снижении уровня бедности в малообеспеченных городских районах. В противном случае еще больше американцев обратятся к наркотикам и преступности в будущем. Следовательно, уровень преступности будет продолжать расти, а судебная и тюремная системы будут перегружены.
Против. Количество жестоких преступлений в Соединенных Штатах растет, т.к. преступники верят, что преступления приносят прибыль. Миллионы жестоких преступлений, которые происходят каждый день, остаются безнаказанными. Лишь небольшое количество подозреваемых подвергаются аресту за совершенное преступление. Еще меньшее количество осуждается на долгий срок заключения.
Такая работа судебной системы поощряет преступников. Смертная казнь и отбывание тюремного заключения должны быть ответом преступности.
4. Соединенные Штаты должны внести свой вклад в борьбу с глобальным потеплением
За. Глобальное потепление – серьезная проблема, которая грозит переменой климата в новом веке. Соединенным Штатам следует продолжать сокращение производства двуокиси углерода и убеждать другие страны снизить их производство.
Против. Недостаточно известно о парниковом эффекте, чтобы заявить, действительно ли он влияет на глобальное потепление. Сокращение производства двуокиси углерода обойдется американскому бизнесу, а значит и обществу, в миллиарды долларов. Цена такого сокращения слишком высока для решения проблемы, которая, возможно, является не настолько серьезной, как считают ученые.
5. Наркотики следует легализовать
За. Следует легализовать наркотики, чтобы снизить уровень преступности, связанный с наркобизнесом. Легализованные наркотики будут менее дорогостоящими, и наркодилерам будет невыгоден их бизнес. Декриминализация наркотиков позволит правительству контролировать их качество и силу воздействия. К тому же налоги на легализированные наркотики могут снизить их потребление, могут расходоваться на компании против наркомании. Запрещение наркотиков обречено на провал, как запрещение 1920 г. (сухой закон).
Против. Легализация наркотиков будет неправильно истолкована американским народом. Запрещая наркотики, правительство тем самым дает понять американцам, что их употребление опасно и недопустимо. Легализация наркотиков не дает гарантии снижения жестокости и преступности, связанной с их торговлей, но может спровоцировать большее количество людей на эксперименты и приведет их к наркозависимости. Правительство не должно менять законы только потому, что не удается удержать некоторых людей от использования наркотиков. Вместо этого необходимы еще более строгие законы и система принуждения.
А вот темы, предложенные учащимися 11-го “А” класса средней школы N 51 г. Казани. Они поразили меня своей актуальностью и широтой интересов:
1. Надо ли запрещать смертную казнь?
2. Целесообразно ли решение о ввозе ядерных отходов в нашу страну?
3. Стоит ли доверять бесплатному медицинскому обслуживанию?
4. Необходим ли запрет экстремальных видов спорта?
5. Обоснованно ли получение паспорта в 14 лет?
6. Имеет ли смысл 12-летнее школьное образование?
7. Опасен ли интернет для нравственного здоровья?
8. Правомочно ли существование платного высшего образования?
9. Нужны ли новые учебники по истории?
10. Школьная форма – попытка обезличивания?
11. Легко ли быть молодым в ХХI веке?
12. Суицид – слабость или сила характера?
13. Надо ли похоронить Ленина?
14. Нужна ли коммунистическая партия?
15. Целесообразно ли юридически приравнять продажу пива к продаже спиртных напитков?
16. Имеет ли смысл запрет на употребление спиртных напитков и курение?
17. Нужен ли молодежи “Казанский Арбат”?
18. Независимость Ичкерии – “за” и “против”.
19. Необходимо запретить строительство метро в Казани?
20. Возможно ли узаконить эвтаназию?
Создание и работа дискуссионного клуба
Шаг 1-й
Учитель мотивирует учащихся на создание дискуссионного клуба в рамках уроков английского языка (возможность языковой практики, обмена мнениями, получения дополнительной информации по интересующим проблемам).
Шаг 2-й
Учащимся предлагается подумать над правилами ведения дискуссии как для учеников, так и для учителя и обосновать их.
Шаг 3-й
Организуется работа в группах по 3-5 человек (в зависимости от количества учащихся) для выработки проекта конституции клуба. Если есть необходимость, учитель снабжает группы “направляющими” вопросами.
Шаг 4-й
Обсуждение групповых проектов, принятие конституции дискуссионного клуба.
Шаг 5-й
Учитель предлагает учащимся выработать программу заседаний клуба, ставится дополнительная задача – развитие коммуникативных навыков. Работа ведется по следующей схеме:
а) Каждый ученик формулирует тему для обсуждения и свою позицию. (3-5 тем)
б) Работа в парах, учащиеся сообщают друг другу предлагаемые темы и кратко формулируют собственное мнение. (Ученик 1 ” ученик 2)
в) Участникам предлагается сообщить группе темы, выдвинутые напарником (темы записываются на доске), и кратко пояснить их. (Ученик 1, 2… ╝ класс)
г) Выбранный секретарь зачитывает предполагаемые темы, в то время как учащиеся записывают номера (3-5 номеров), наиболее понравившиеся им.
д) Обработка анкет и оформление плана работы клуба поручается секретарю и желающим принять участие в этой работе (отсеиваются темы, по которым нет расхождения во мнениях).
Шаг 6-й
После объявления первой дискуссионной темы учащиеся делятся на группы: 1-я – “за”, 2-я – “против”, 3-я – “не принявшие решение”.
Групповая работа основывается на домашних заготовках: обсуждаются границы обсуждаемой темы, смежные проблемы, формируются доказательства, составляются вопросы, планируется исследовательская работа (разработка анкет, обработка статистических данных, сбор информации, проведение экспериментов, интервьюирование…), распределяются роли.
Участники 3-й группы делают подборку из печатных материалов и т.д.
Шаг 7-й
В день дискуссии мебель в классе устанавливается так, чтобы группы сидели напротив друг друга, вывесив позади себя плакат со своим утверждением по данной теме. На доске выписываются слова, необходимые для обсуждения.
Первое слово с информационным сообщением предоставляется группе участников N 3 – “не принявшие решение”.
Дальнейшее обсуждение темы ведется строго в соответствии с правилами, зафиксированными в конституции дискуссионного клуба.
Шаг 8-й
Дискуссия заканчивается подведением итогов. (Пришли ли участники к единому мнению? Изменил ли кто-либо из учащихся свою позицию? Приняли или нет какое-либо решение представители 3-й группы?).
Шаг 9-й
Учащимся предлагается выпустить бюллетень по процедуре и итогам дискуссии.
Описанную выше работу я проводила с учащимися 10-го “А” класса средней школы N51 г. Казани в течение года. Не все проходило так гладко, как бы хотелось. Однако путем проб и ошибок я пришла, на мой взгляд, к наиболее оптимальной системе работы, позволяющей эффективно сочетать образовательную и воспитательную направленность урока.
Непринужденная атмосфера, живое общение, возможность выразить себя, проявить свою индивидуальность, развить творческие способности, испытать ситуацию успеха, почувствовать собственную значимость – все это способствует:
– формированию у подростков ценностных ориентаций,
– развитию навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
– нравственному взрослению,
– приобретению навыков правовой культуры личности.
Права человека
Цель: познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека, объяснить, что этот документ основан на потребностях человека, дать понимание ценности прав человека.
I. Предложите детям ответить на вопрос, какие вы знаете права человека.
Записывайте ответы на доске. Предложите детям дополнить список теми правами, которых они не знают, но считают их необходимыми, и затем выделить из списка наиболее важные и неотъемлемые. Предложите детям сопоставить их список с сокращенным вариантом Всеобщей декларации прав человека.
II. Раздайте детям на выбор следующие вопросы, дайте немного времени на раздумье, затем предложите ответить:
Можете ли вы назвать…
– страну, где нарушаются права человека?
– группу людей, преследовавшуюся в прошлом?
– страны, где люди лишены своих прав из-за расы?
– из-за религиозных убеждений?
– страну, где существует конфликт прав различных групп людей?
– организацию, борющуюся за права человека?
– народ, лишенный права на создание своей национальной автономии?
– человека, ведущего борьбу за права человека?
– право, которое имеют ваши родители и которого нет у вас?
Возможно, дети не смогут ответить на все вопросы, главное здесь – поставить вопросы о правах человека, а отнюдь не получить “правильные” ответы.
Комментарии