search
main
0

Трудное решение Программа “Дебаты”

Окончание. Начало в N 17

III. Предложите детям написать коллективное письмо в администрацию вашего населенного пункта с предложениями установить на улице рекламные щиты, напоминающие людям об их правах, и обосновать данное предложение. (Цель – показать важность умения вести социальную переписку, являющуюся формой участия в общественной жизни).

Права детей
Цель: познакомить учеников с Конвенцией о правах ребенка. Дать понимание ценности этого документа. Стимулировать осмысление своих прав. Дать понимание необходимости разъяснения детям их прав.
Поочередно читая права детей (используйте резюме прав в Приложении), предложите детям прокомментировать прочитанное, отвечая на вопросы:
1. Предоставляется ли это право детям в вашем государстве? Школе? Дома? Приведите примеры.
2. Какое из этих прав для вас самое важное? Почему?
3. Какое из этих прав было когда-нибудь нарушено по отношению к вам? (Предложите ученикам поделиться воспоминаниями об этом).
4. Как ученики могут защищать свои права?

Домашнее задание
Предложите ученикам написать резюме крупными буквами и развесить их на стенах класса, оформить плакаты, развесить их в школе.

Дискриминация – нарушение прав человека
Цель: показать, что людей несправедливо лишают их прав в повседневной жизни, что этому необходимо противостоять, понимая несправедливость.
Прочтите 1-ю и 2-ю статьи Всеобщей декларации прав человека.
Прочтите текст “Она – иждивенка, сидит дома”.
– У вас много детей? – спросил журналист.
– Родились 10, но только 6 остались в живых, – ответил он.
– Ваша жена работает?
– Нет, она иждивенка, сидит дома.
– Понятно, как проходит ее день?
– Ну она встает в 4 утра, идет за дровами, разжигает огонь, доит корову, кормит скотину и птиц. Затем идет за водой и готовит завтрак. Потом она стирает белье. После этого сходит за покупками в соседнюю деревню и готовит обед. Обед она приносит мне на работу, за 3 км от дома. Летом занимается садом, огородом. Затем она готовит ужин. Я прихожу с работы домой, ужинаю и ложусь спать.
– А ваша жена тоже ложится?
– Нет, у нее еще дела по дому часов до 11.
– Но вы сказали, что жена у вас не работает?
– Да, она не работает, сидит дома.

Обсуждение прочитанного
Вопросы к обсуждению:
– Согласны ли вы с мужем?
– Объясните, почему он так думает?
– Помогают ли дети сами в работе по дому?
– Предложите составить списки работ, называемых “мужскими” и “женскими”.
– Правильно ли то, что женщины должны делать эту работу?
– Что можно сделать, чтобы обеспечить равные права дома?

Домашнее задание
1. Написать историю, где ученик сам был подвергнут дискриминации (по признаку пола, возраста, нации). 2. Описать чувства человека, подвергающегося дискриминации. 3. Найти в газетах объявления, дискриминирующие людей по разным признакам.

Право на здоровую окружающую среду
Цели: 1. Показать необходимость бережного и ответственного отношения к природе – источнику жизни человека.
2. Развивать уважение к праву каждого живого существа не быть убитым напрасно, ко всему окружающему нас, начиная с растений, уважение к чужой жизни. Понимание, что уважение права на жизнь людей начинается с уважения права на жизнь любого живого существа, всего живого на Земле.
I. Прочтите историю “Волки и бешенство”. Дайте ученикам свободно обсудить услышанное. Знают ли они другие примеры нанесения ущерба окружающей среде из-за необдуманного вмешательства человека?
II. Прочтите ученикам следующие материалы: “За чистый воздух”, дополнительную информацию.

Обсуждение прочитанного
Вопросы к обсуждению:
1. Наносишь ли ты ущерб окружающей среде, сжигая неорганический мусор?
2. А если моешь машину на озере в лесу, применяя химические средства?
3. А когда собираешь охапками цветы, ветки?
4. Если кому-нибудь необходимо вырубить деревья на своем дачном участке, что он должен предпринять?
5. Что лично ты можешь сделать для оздоровления окружающей среды?

Домашнее задание
Найдите в прессе информацию о загрязнении окружающей среды, порче, повреждении или уничтожении природных объектов. Какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите? Напишите об этом реферат.

Волки и бешенство
Сорок пять лет назад на территории ФРГ (на берегах Рейна) возник устойчивый очаг страшнейшей болезни – водобоязни, или бешенства. Вообще бешенство известно человечеству уже много тысяч лет и практически никогда не исчезало полностью. Однако очаг в ФРГ был уникальным. Несмотря на все усилия медиков и биологов, он не уменьшается, а, наоборот, распространяется во все стороны со скоростью около 30 километров в год. И уже были охвачены этой болезнью Франция, Венгрия, Польша и другие страны Западной Европы.
Почему же подобное стало возможным? Специалисты отвечают безапелляционно: появление и распространение бешенства в таких масштабах определяется только одним фактором – полным или почти полным уничтожением волков. Тех самых волков, которые не так давно сами наводили ужас на людей, в том числе и как источники заражения бешенством. При отсутствии серых “санитаров” леса больные дикие животные не поедаются при начале заболевания, а живут еще какое-то время. При этом, естественно, они заражают других животных, те третьих…
Это одна сторона проблемы. Но есть и другая. Дело в том, что сегодня основными носителями вируса бешенства и главным источником заражения человека и домашнего скота являются лисицы, которых расплодилось чрезвычайно много. Этому способствовало, во-первых, отсутствие волков, во-вторых, вмешательство человека. Причем эти две причины по времени совпали. Как сказывается отсутствие волков, понятно. Человек же вмешался следующим образом. Середина 50-х годов – период интенсивного применения ДДТ. С растениями яд попадал в организм мышевидных грызунов, а от них в организм лисиц. Лисицы стали болеть, на них начали паразитировать всевозможные членистоногие, в частности чесоточный клещ. Лисий мех потерял для человека свою привлекательность – перестали звучать охотничьи выстрелы. В результате громадное количество полуголодных и ослабленных лисиц явилось прекрасным “горючим” материалом для вируса бешенства.
Но не из-за одного только бешенства нужны сегодня нашим полям и лесам “серые разбойники” – волки. И вот в 1971 году на Кольский полуостров, где последний представитель тундрового волка был убит за 4 года до этого, завозят 100 волков, отловленных в Псковской и Новгородской областях. И вот уже Франция закупает несколько десятков волков в Испании (во Франции за несколько лет до этого поставили бронзовый памятник “последнему”).
Хищник, будь то волк, сова, тигр и т.д., в естественных условиях добывает себе пропитание не чаще, чем с десятой попытки. Даже в таких условиях, когда в эксперименте жертва и хищник помещались в одну комнату (например мышь и сова), и то у жертвы есть какой-то шанс на спасение.
Очень подробно описана охота волков на северных оленей в книге Моуэта “Не кричи, волки”. Оказывается, олени не боятся волков и спокойно пасутся всего в нескольких десятках метров от их семьи. Волки, понимая безуспешность попытки догнать здоровое животное, не собираются этого делать. Они просто очень внимательно наблюдают за стадом, изучают “состояние здоровья” каждого оленя и, только обнаружив среди них ослабленных или больных, начинают многодневную и многокилометровую гонку. Кстати, гонка – тоже полезное “мероприятие”: она не только тренирует животных, но и не позволяет им полностью исчерпать на каком-то одном месте запасы кормов, которые медленно восстанавливаются.

За чистый воздух
Из заводских труб выбрасывается угарный газ, сернистый ангидрид, несгоревшие углеводороды, окислы серы, азота, углекислый газ, водяные пары. В последние годы во многих западных странах появилось новое заболевание – “каменный рак”. Страдают от него, правда, не люди, а камни, но можно представить себе “качество” воздуха, если даже камни не выдерживают. Да что камни, не выдерживает сталь. В печати появилось сообщение, что, по-видимому, скоро Париж лишится своей эмблемы – Эйфелевой башни. И ремонтировать ее муниципалитет вынужден все из-за того же воздуха – металл настолько быстро коррозирует, что нет гарантии безопасности.
Три тысячелетия существует египетский обелиск “игла Клеопатры”, вывезенный в 1881 году в Америку. Три тысячелетия не оставили на нем почти никаких следов, а вот три десятилетия вызвали столь значительные разрушения, что специальная комиссия ученых теперь ломает голову, как бы сохранить этот ценнейший памятник старины.
Но если не выдерживают сталь, камень, резина, капрон, то как сопротивляться подобному воздуху нежным растениям и еще более нежным легким человека? И они капитулируют. Так, на 60 миль вокруг Лос-Анджелеса земля имеет вид выжженной пустыни. Каждый “солидный” туман над Лондоном вызывает дополнительно к среднеежедневной смертности еще 4000 жертв.
Борьба за чистоту воздуха может и должна вестись буквально каждым человеком. Один бездумно зажигает костер в контейнере для мусора, другой выезжает из гаража на машине с плохо отрегулированным карбюратором, третий… Стоит только задуматься над проблемой, и каждый найдет возможность более бережно отнестись к воздушному океану или, что то же самое, к здоровью своих детей, к своему собственному.

Дополнительная информация
15 миллионов человек, 10% населения России, живут в районах, экологически непригодных для жизни. Эти люди проживают на территориях с многократно повышенным содержанием в воздухе таких химических веществ, как бензапирен, диоксид азота, фтористый водород, сероуглерод, формальдегид, окись углерода, свинец, кадмий, фенол, метилмеркаптан, аммиак и стирол.
Экспертные оценки воздействия загрязняющих веществ на здоровье населения России показали, что общее годовое число случаев смерти от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами равняется примерно 16000 случаев для населения в 15 млн. человек, что составляет 5% ежегодных случаев смерти.
Основным источником загрязнения атмосферного воздуха свинцом в России является автотранспорт, использующий свинцосодержащий бензин. Свинец сильно влияет не нервную систему, что приводит к снижению интеллекта, вызывает изменения физической активности, координации слуха, воздействует на сердечно-сосудистую систему, приводя к заболеваниям сердца. Это буквально подрывает здоровье населения, и в первую очередь детей. Основным показателем воздействия свинца на здоровье детей является уровень его содержания в крови. Научные исследования подтвердили, что при увеличении концентрации свинца в крови ребенка с 10 до 20 мкг/л происходит снижение умственного развития. При современном уровне загрязнения окружающей среды и продуктов питания у 44% детей в городах России возникают проблемы в обучении и поведении, обусловленные воздействием свинца, около 9% нуждаются в лечении и около 0,01% детей требуют неотложного медицинского вмешательства.
Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Поэтому качество их вод не соответствует нормативным требованиям. Качество питьевой воды в стране ухудшается. Каждый третий человек, пользующийся централизованными системами водоснабжения, получает воду, не отвечающую гигиеническим требованиям. Наличие в источниках централизованного водоснабжения высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, хлорорганических соединений и других загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы, создает серьезную опасность для здоровья населения и приводит к многочисленным заболеваниям.

Позитивное отношение
Цель: показать разнообразие подходов к ситуациям и преимущества позитивного выбора.
Прочтите историю “Сон правителя”.
Обсуждение в классе.
Вопросы:
1. Приведите примеры из вашей жизни, когда позитивный подход помог вам или вашим знакомым решить сложную ситуацию.
2. Назовите основные отличия оптимиста (позитивиста) от пессимиста. Запишите их двумя столбиками.
3. Предложите ученикам найти положительное в следующих примерах.
Вы с друзьями пошли в поход, но все забыли взять спички (и зажигалки).
– Ваш друг обещал пойти с вами в кино (на дискотеку), но в последний момент отказался.
– Ваши родители вместо телевизора купили надувную лодку.
– Ваш любимый урок заменили на нелюбимый.

История “Сон правителя”
Один древний властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: “Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких”. Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвал другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: “Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных”. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: “Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?” – спросили они. На что последовал ответ: “Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать”.

Выбор и ответственность за принятие решения
Цели: 1. Показать, что в реальной жизни часто возникают конфликтные ситуации, касающиеся соблюдения различных норм (в данном случае – обязательствами перед другом и семьей, ответственностью перед законом и верой в право на жизнь любого человека).
2. Научить учащихся быть готовыми к подобным ситуациям, верно определить правильность выбора в случае возникновения конфликта прав.
Прочтите текст “Трудное решение”.
Коля и Петя были друзьями, в школе они сидели за одной партой и часто вместе проводили время после школы. Когда наступили сталинские репрессии, отец Коли был обвинен в шпионаже и расстрелян как “враг народа”. Они жили по соседству. Однажды вечером Петя увидел, как Коля вместе с матерью и младшей сестренкой спрятались в сарае, неподалеку от дома, Коля просил Петю никому не говорить, иначе его матери грозил арест с обвинением в шпионаже, а им с сестренкой высылка в специальный детский дом для детей “врагов народа”, больше похожий на детскую тюрьму. Подъехала машина, из которой вышли люди и постучались в дом Коли. Один из них подошел к Пете и спросил, не видел ли он, куда ушли соседи?
Основной вопрос: что же должен ответить Петя? Если он скажет, что никого не видел, а потом обман обнаружится, то его самого обвинят в нарушении закона (сокрытие преступников), а его родители будут подвергнуты репрессии за плохое воспитание сына. Если покажет, куда скрылись Коля с родными, то его лучшего друга схватят, а мать Коли, скорее всего, расстреляют, как и отца.
Дать ученикам высказать разные точки зрения. Если мнение в классе единодушное, то необходимо вызвать противоречивое отношение к решению Пети. Например, если все считают, что Петя не должен выдавать друга, то можно предположить, что мальчики не были друзьями, а только изредка встречались. Или если все считают, что Петя не должен рисковать своей семьей, можно предположить, что родители Пети особенно сильно переживали и осуждали расстрел отца Коли, считая его невиновным.
Продолжить дискуссию. Вопросы: что такое истинная дружба? Имеет ли право человек рисковать своими близкими ради других (близких)? Собою? Как бы ответил на основной вопрос Коля? Мать Пети? Другие соседи?

Елена СУРЬЯНИНОВА,
учитель граждановедения
Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте