Цель: организовать деятельность учащихся по осознанию роли окончания как части слова и в речи.
Образовательная система «Школа 2100». Урок разработан в технологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон).Предметные результатыК концу урока учащиеся должны:- знать определение окончания и уметь его находить в слове на основе открытого в процессе деятельности способа нахождения окончания в слове;- знать, как обозначается в слове окончание, и уметь его выделять знаком ;- знать роль окончания в слове и уметь использовать его в речи, при составлении текстов, предложений.Метапредметные результатыПознавательные – продолжить работу над развитием умений:- выявлять сущность, особенности объектов;- на основе анализа объектов делать выводы;- обобщать и классифицировать по признакам;- извлекать информацию из текстов.Регулятивные – продолжить работу над развитием умений:- высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом;- ставить цель деятельности;- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;- планировать деятельность;- работать по плану, сверяясь с целью;- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Коммуникативные – продолжить работу над развитием умений:- слушать и понимать других, участвовать в диалоге;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;- оформлять свои мысли в устной форме;- работать в паре, группе.Личностные результатыПродолжить работу над формированием у школьников мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, воспитывать самостоятельное, ответственное, смысловое отношение к учебе, деятельности.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с таблицей самооценки, с заданиями для работы в парах и группах, карточки для планирования работы на уроке.Ход урока1. Мотивация к учебной деятельностиУчитель: Сегодня урок открытия нового знания. Как мы будем работать? Учащиеся перечисляют шаги учебной деятельности.Учитель: С чего начнем работу? (С повторения.)2. Актуализация знанийУчитель: Посмотрите на доску. Что вы на ней видите?На доске: за, к, о, в, приставка, корень, суффикс.Учитель: Придумайте друг другу вопросы о частях слова и о предлогах. Называйте одноклассника, которому вы задаете вопрос.Ученики выполняют задание.Учитель: Мои вопросы: чем похожи приставка и суффикс? Чем они отличаются?Ответы учеников.Учитель: Запишите слова «свисток», «пересвист», «свистун». Какие в них есть орфограммы? Проверьте правильность написания.Как называются слова? (Однокоренные.) Докажите.Ответы учеников.Учитель: На какие группы их можно разделить?Ученики: По способу образования. «Свисток», «свистун» образовались с помощью суффикса, «пересвист» – с помощью приставки.3. Фиксация затруднения в пробном действииУчитель: Сегодня мы продолжаем изучать части слова. И что я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.) Прочитайте слова на слайде.На слайде: забег, бегун, пробег, бега, беглец, о бегах.Учитель: А это однокоренные слова? Докажите.Ответы учеников.Разбейте слова на группы. Придумайте название каждому столбику.У кого нет ответа? В чем ваше затруднение?У кого есть вариант? Какой?Выслушивание вариантов детей.Учитель: Что показало ваше пробное действие? В чем затруднение?Ученики: Некоторые слова не подходят в группы.4. Выявление места и причины затрудненияУчитель: Что надо сделать?Ученики: Остановиться и подумать.Учитель: Какое было задание? Почему возникло затруднение?Цель: узнать, какая группа слов, в которую вошли слова «бегах», «бега».5. Построение проекта выхода из затрудненияУчитель: Давайте разберемся, как получились наши группы.Ученики: С помощью приставки, с помощью суффикса, нет приставки и суффикса.Учитель: А что вы можете сказать о значении слов 1-й группы, 2-й группы?Ученики: Значение слов разное.Учитель: А в 3-й группе значение меняется? (Нет.) А что меняется?Ученики: Было в конце слова «а», стало «ах».Учитель: Кто знает, что это? (Окончание.) Правильно, это окончание. Какая тема урока? А почему оно так называется? Что мы должны выяснить об окончании? Какие знания должны получить?Ученики: Что такое окончание, как оно обозначается, зачем оно в слове.Учитель: Какие умения должны приобрести?Ученики: Умение находить его в слове, понять, как это делать, научиться выделять окончание и использовать его в речи.6. Реализация построенного проектаНа доску вывешиваются карточки ЗНАТЬ, УМЕТЬ и план урока.Учитель: Из того, что уже узнали и наблюдали в словах, что такое окончание? (Часть слова.)Что с ним происходит в слове? (Изменяется.)Итак, окончание – это… (Изменяемая часть слова.)Для чего же в слове окончание, если новых слов оно не образует?Проведем наблюдение, работать будем в парах.Задания:1. Прочитайте предложения на карточке. Смысл понятен? Вам нравится их звучание? Что не нравится?2. Поработайте с ними и сделайте так, чтобы содержание было понятным.Карточка: «На ипподроме состоялись лошадиные бег…» «В газете написали о лошадиных бег…»Учитель: Прочитайте, что получилось. Что вы изменили, чтобы предложения звучали правильно и красиво?Ответы учеников.Учитель: В начале урока мы говорили, что предлоги служат для связи слов в предложении. Какой вывод вы можете сделать на основе своих наблюдений?Ученики: Слова в предложении связывает и окончание.Учитель: Дополните рассказ об окончании.Ученики: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.Учитель: Где можно проверить выводы?Ученики: В учебнике прочитать правило.Ученики открывают учебник Л.Петерсон, с. 144, правило, 1-2-й абзацы.Учитель: Сравните наши выводы с учебником. Что можно сказать?Ученики: Выводы совпали. Мы сказали правильно.Учитель: Посмотрите на то, как выделены окончания в словах. Какой значок использован?Ответы учеников.Учитель: Выделите в своих словах окончания.Выделение окончаний с проговариванием.Учитель: Мы узнали, как обозначить окончания, а как надо действовать, чтобы найти окончание в слове?Ученики: Не знаем.Учитель: Проведем еще одно наблюдение. Работать будете в группах.Карточки1-я группа. Измените число в словах. Какая часть слова меняется? Почему? Сделайте вывод о том, как можно найти окончание в слове.Один многоРека рек…Поле пол…Яблоко яблок…Большой больш…Пишет пиш…2-я группа. Измените число в словах. Какая часть слова меняется? Почему? Сделайте вывод о том, как можно найти окончание в слове.Один многоСтен… стеныЗемл… землиМор… моряЗолот… золотыеЛет… летят3-я группа. Прочитайте слова. Задайте к ним вопрос. Какая часть слова меняется? Почему? Сделайте вывод о том, как можно найти окончание в слове.Белое, белого, белому, белым, о белом.4-я группа. Прочитайте слова. Задайте к ним вопрос. Какая часть слова меняется? Почему? Сделайте вывод о том, как можно найти окончание в слове.Мама, у мамы, к маме, за мамой, о маме.5-я группа. Прочитайте слова. Задайте к ним вопрос. Какая часть слова меняется? Почему? Сделайте вывод о том, как можно найти окончание в слове.Прыгаю, прыгаешь, прыгает, прыгаем, прыгаете, прыгают.6-я группа. Прочитайте слова. Задайте к ним вопрос. Какая часть слова меняется? Почему? Сделайте вывод о том, как можно найти окончание в слове.Светил, светила, светило.Презентация работы групп с выводами.Учитель: Итак, какими способами можно найти в слове окончание?Ученики: Изменить число, изменить вопрос.На слайде появляется схема-эталон.Учитель: Сверимся с правилом.Ученики читают на странице 145 правило.Учитель: Что осталось сделать?Ученики: Использовать в речи.7. Первичное закрепление во внешней речиУченики выполняют задание: стр. 144, упр. 175. Задание выполняется по шагам.Дополнительные вопросы:- Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)- Достаточно ли только изменить окончания у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который тоже служит для связи слов в предложении.)- Какие были задачи на уроке? (Дети перечисляют.)- То есть чтобы сказать: «Я усвоил, что такое окончание», надо знать и уметь то, что мы перечислили.- Как это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)- Как думаете, вы справитесь с работой? Поставьте +/?8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуВыполните задания на карточке (см. таблицу).После проверки учащиеся говорят о том, что у них уже получилось, над чем еще надо поработать.9. Рефлексия деятельности на урокеВопросы:- Какая была тема урока? Какова его цель?- Мы достигли цели урока?- Как это доказать?- Кто доволен своей работой, почему?10. Домашнее задание1. Чем похоже и не похоже окончание на предлог?2. Выполнить упражнение 1 на стр. 162.Ирина УЛЬЯНОВА, учитель начальных классов средней школы №36 города Сыктывкара Республики Коми, учитель года Республики Коми-2013
Комментарии