Банально, конечно, сравнивать три дня, прошедших в Газпром школе Санкт-Петербурга, со словами из песни Аллы Пугачевой, но они правда стали счастливыми. Для тех, кто открыл новое в себе и в других, для тех, кто побывал в школе, не похожей на школу, кто обрел флажок-талисман, кто заразился командным духом, кто в конце концов насытился вкуснейшими обедами и пирожками. В общем, для тех, кто приехал на очный полуфинал профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для участников Северо-Западного федерального округа (СЗФО). А это ни много ни мало 200 человек в составе 50 команд.
Масштаб конкурса, безусловно, впечатляет. Как сообщил на торжественном открытии полуфинальных мероприятий заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов, за время заявочной кампании на сайте конкурса зарегистрировались 36758 участников из всех регионов России! Пройти заочные испытания удалось не всем, но тем, кто оказался в одном шаге от финала, была предложена интересная программа соревнований.
По словам руководителя проекта «Флагманы образования. Школа» Андрея Богданцева, в этом году состязания идут по трем основным блокам: «Дебаты», «Школьный проектный офис» и кейс-турнир. Разноформатность заданий дает каждой из педагогических команд возможность продемонстрировать свои сильные стороны и в то же время увидеть, в чем коллектив испытывает сложности. Например, для команд, в которых не умеют дискутировать, боятся высказывать и отстаивать точку зрения, не будет легким дебатирование. Проектирование покажет, насколько команды готовы заниматься проектной деятельностью, знакомы ли они с нормативной базой. Применить свои знания и навыки в кейс-турнире не составит труда для тех, кто сообща решает проблемные ситуации в школе, не оставляя один на один с ними педагога или директора.
Как заметил Андрей Богданцев, конкурсантам важно понимать, что в команде все равны. В ходе испытаний бессмысленно опираться на общепринятую в системе образования иерархию, потому что часто управленцу нужно прислушаться к учителям, или, наоборот, педагогам довериться директору, потому что с управленческой точки зрения он может найти нетривиальное решение.
Обязательное условие нынешнего конкурса – включить в команду руководителей образовательных организаций и их заместителей, отметила и вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина. Приветствуя участников полуфинала, она сделала акцент на том, что каким бы талантливым, инициативным ни был учитель, он сможет гораздо больше, если будет работать в одной команде со своим руководителем: с директором школы, его заместителем. Привлечение руководителей к конкурсному движению, по мнению Ирины Потехиной, это правильно, потому что только в команде, где управленцы и педагоги вместе открывают новые горизонты, возможны настоящие прорывы.
Ректор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов подчеркнул, что для управленцев участие в конкурсе – это шанс развить гибкие навыки и лидерские качества, которые помогут сделать взаимодействие с педагогическим и родительским коллективами продуктивным и конструктивным. Сергей Тарасов также напомнил конкурсантам о том, что Герценовский университет ждет в своих стенах сильных учителей России. Студентам – будущим учителям – в рамках мастер-классов важно знакомиться с практикой авангарда отрасли и лидерских педагогических коллективов.
Не рядом, а вместе
Между прочим, участники многих команд, в том числе директора школ, признавались, что именно коллектив настоял на их участии в конкурсе. Например, директор Киришского лицея из Ленинградской области Светлана Павлова сказала, что не могла не поддержать предложение сотрудников. Руководитель Киришского лицея считает, что дышать одним воздухом с коллективом, смотреть в одном направлении необходимо. Директору легко перетянуть одеяло на себя в решении каких-то задач, но какой от этого эффект? Если дорожишь мнением коллектива и хочешь ощущать его поддержку, надо прислушиваться к идеям, предложениям коллег, быть не рядом, а вместе.
– Конкурс – это выход из зоны комфорта, – призналась Светлана Павлова. – Но как бы ни было тяжело, важно увидеть иной опыт, посмотреть на что-то другими глазами.
Ознакомиться с новым, погрузиться в конкурсную среду хотелось и участникам команды Физико-математического лицея-интерната города Сыктывкара Республики Коми. При этом, как рассказала методист, учитель экологии Ольга Старцева, команда сформировалась буквально за пять минут. Как только поступило предложение об участии, два учителя-предметника, замдиректора и методист, что называется, сразу нашли друг друга. Как считает Ольга Старцева, чтобы команда успешно функционировала, нужно общее желание делать что-то вместе и, конечно, доверие.
Для участников команды из Присухонской школы Вологодского района Вологодской области мотивом для участия в конкурсе стала потребность получить интересный опыт, познакомиться с другими командами, перенять те или иные эффективные приемы. По словам преподавателя математики и информатики, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елены Смирновой, любой конкурс – это творческий и профессиональный рост, и если педагог стремится развивать детей, то и сам должен регулярно учиться.
С этим согласна и участница из команды школы №5 Мурманска, учитель физики, заместитель директора по УВР Марина Евенко. На конкурсе она лишний раз убедилась в том, что развитие только в движении.
– Мы обязательно расскажем о конкурсе коллегам, тем более что в нашей школе очень много педагогов, которые хотят идти вперед, мечтают что-то изменить. Многие приемы и технологии, с которыми ознакомились на конкурсе, мы постараемся применить на практике. Особенно на кейс-турнире было много ситуаций, которые действительно взяты из школьной жизни. Мы с ними встречаемся ежедневно, тем интереснее было изучать разные решения команд.
Надо отметить, что у участников полуфинала была возможность насладиться не только общением друг с другом, но и ознакомиться с Газпром школой Санкт-Петербурга. Увиденное там, безусловно, надолго останется в их памяти. Корпоративная школа разительно отличается от типовых построек: в ней есть лифты, атриум, огромная ухоженная территория. В интерьере учебного заведения использованы теплые пастельные тона и всевозможные фишки, для того чтобы и детям, и учителям было уютно, удобно и комфортно. По словам директора Газпром школы Санкт-Петербурга Татьяны Корниенко, школа работает с сентября 2021 года, и в ней обучаются более 600 детей. Приятно, что в краткую историю учебного заведения уже вписано такое масштабное мероприятие, как полуфинал Всероссийского конкурса «Флагманы образования. Школа» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Какая школа без мечты!
Какими бы счастливыми ни были три конкурсных дня, но и они имеют обыкновение заканчиваться. Участникам всех 50 команд было непросто, а еще сложнее, наверное, было экспертному сообществу. Как заметила директор Лингвистической школы имени Ю.Д.Дешериева г. Грозного Чеченской Республики Аза Умарова, «жюрить было тяжело». Потому что все команды – большие молодцы, все участники показали себя профессионалами и в методике, и в технологиях. И самое интересное заключалось в том, что учителя оказались неисправимыми оптимистами. Например, решая кейсовые задания и играя там, где требовалось, роль родителей, они так жизнерадостно и позитивно включались в жизнь школы, что это обнадеживало судей. Потому что, как считает Аза Умарова, без мечты, без романтизма, без веры в лучшее в школе работать невозможно.
В команде экспертов конкурса в этом году работал и главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Арслан Хасавов. На церемонии закрытия мероприятия он подчеркнул, что конкурсные дни – это действительно выход из зоны комфорта, в чем-то преодоление и рост над собой. Причем не только у участников команд, но и у экспертов. Этот замечательный опыт ни для кого не пройдет бесследно и принесет свои плоды в будущем.
По итогам состязаний из 50 команд в финал вышли 14. Из них 11 команд из Санкт-Петербурга и по одной команде из Ленинградской области, Мурманска и Республики Карелия. Примечательно, что сразу два коллектива из Петербурга из академической гимназии №56. Среди команд-финалистов оказался любопытный коллектив из Мурманска, состоящий из… родственников.
Как рассказал участник команды, преподаватель ОБЖ Мурманского политехнического лицея Юрий Мананков, общий педагогический стаж семьи насчитывает более 250 лет. В конкурсе принимают участие два сына Юрия Мананкова и невестка, все они учителя и управленцы Мурманского политехнического лицея. При этом в школе отец является подчиненным одного из сыновей. Но родственность, по его мнению, не мешает работе ни в школе, ни на конкурсе.
– В какой-то степени даже помогает, – признался Юрий Мананков. – Потому что нет субординации в общении, в оценке друг друга. Кроме того, конкурс позволил мне сделать массу открытий, в том числе в собственных детях. Одно дело – знать их по работе, дома, совсем другое – наблюдать в конкурсной обстановке, когда должны проявляться другие качества. Работая в команде с детьми, я понял, что мне есть чем гордиться. Также настоящим открытием для нас стала атмосфера на конкурсе. Это было просто фантастично! Все поддерживали друг друга, были открыты, доброжелательны. От этого испытываешь невыразимый восторг, и, кажется, можешь свернуть горы!
Благодаря учителей-конкурсантов за общение, за теплые отзывы в адрес организаторов и принимающей стороны, директор Газпром школы Санкт-Петербурга Татьяна Корниенко сказала, что коллеги приехали в город на Неве соперниками, а уезжают друзьями. А кто-то из зала ее поправил: «Уезжаем, но не прощаемся!»
И точнее, конечно, не скажешь.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора
Комментарии