Цели: организация внеурочной деятельности по гражданскому образованию. Развитие способности учащихся усваивать требования общества, адаптировать их к разным обстоятельствам и переменам, создавать условия для формирования способности учащихся к наиболее эффективному поведению в различных ситуациях, следуя гражданско-правовым требованиям общества.
Задачи: побудить учащихся мыслить, отстаивать свои точки зрения, цивилизованно вести дискуссию на заданную тему, общаться.
Развивать умение работать в разновозрастной группе, самостоятельно налаживать контакты с другими людьми, уметь договариваться.
Дать детям возможность творческого и интеллектуального самовыражения, развивать способность на деле применять ранее полученные знания в зависимости от ситуации.
Веселая гражданиада
План сценария
1. Формирование команд.
2. Кричалка.
3. Представление жюри и правил.
4. Девиз, название.
5. “Брейн-ринг”.
6. Выдача конверта с кроссвордом и анаграммами.
7. “Вредные советы”.
8. “Угадай мелодию”.
9. Имитационный актерский конкурс.
10. Подведение итогов.
5-6-й классы
Оформление команд. В зал, в котором будет проходить игра, школьников можно пригласить заранее. Они могут некоторое время провести на местах, предназначенных для зрителей, и послушать музыку. Затем дети по очереди подходят к столу жюри, на котором разложены карточки жребия. В зависимости от полученного номера ребята рассаживаются за игровые столы. 3 команды по 6 человек. В каждой окажутся ученики разных классов.
Приветствия и кричалки. Обычное “здравствуйте” можно весело обыграть. Импровизация ведущих. Далее необходимо снять напряжение у вновь сформированных команд. Ведущий четко проговаривает определенную строчку кричалки, а все остальные эту строчку повторяют.
Представление жюри, ведущих и объявление правил. Наиболее эффективная работа двух жюри: взрослого и детского (по 3 человека). Взрослое оценивает конкурсы и объявляет итоги соревнования. Детское определяет команды-кандидаты на название “самого остроумного”, “самого артистичного”, “самого музыкального” и т.д. и говорит, и готовит соответствующие медали (т.е. подписывает текст на уже подготовленных шаблонах).
Правила игры.
Говорить тихо (шепотом), чтобы соседние команды не могли услышать даже отдельных слов.
Работать всем вместе.
При ответе не перебивать выступающего.
Девиз и название. Участники должны придумать название команды и ее девиз. Выполнение задания демонстрируется.
“Брейн-ринг”. Вопросы задаются каждой команде отдельно. Если одна не отвечает, право получают другие.
Как только эти две вещи оказываются на листе бумаги, он тут же становится документом. (Дата и подпись чиновника на листе бумаги делают простой лист документом).
У халифов он был желтый, у албанцев – без клюва и когтей, а российского отмечало именно это. (Герб Российской империи – двуглавый орел, “прилетел” в Россию из Византии задолго до рождения империи, вместе с Софьей Палеолог – невестой великого князя Ивана III, она была племянницей последнего императора Византии Константина).
Этот композитор так и не узнал, что создал российский гимн. (М.Глинка “Патриотическая песня”).
Эта регалия русских царей иначе называлась “яблоко царского чину” (Золотой шар с короной и крестом – держава).
Согласно Конституции он является Верховным главнокомандующим Российской Армии. (Президент России).
Про этого защитника Родины говорили так: “Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую”. (Илья Муромец).
Закончите японскую пословицу и поясните ее смысл: “Сначала человек пьет вино…” (Сначала человек пьет вино, потом вино пьет человека. Употребление спиртных напитков очень быстро вырабатывает у человека привыкание к ним. А действие алкоголя таково, что постепенно разрушает человека изнутри, т.е. опустошает, выпивает человека).
В XVIII в. в России по приказу Петра I на одном из уральских заводов был изготовлен из чугуна орден, весивший 4 кг. Что это был за орден и кому его вручали? (Это “орден за пьянство”. Скрепленный металлическим обручем, он надевался на шею “награжденному”, “орден” служил мерой наказания злостных алкоголиков).
Что такое морфин, героин, кокаин, казеин? Почему эти вещества называются “медленной смертью”? (Перечисленные вещества – наркотики, вызывающие очень стойкую зависимость у человека и т.д.).
Каждая команда получает конверт, в котором находятся кроссворд, подборка анаграмм. Задания, находящиеся в конвертах, идентичны для каждой команды. Специального времени для выполнения не дается, ребята должны отвечать на вопросы “конверта” во время проведения остальных конкурсов. “Сбор” выполненных заданий проводится в конце игры.
“Вредные советы”. Ведущий зачитывает несколько “Вредных советов” Г.Остера.
Если вы еще не твердо
В жизни выбрали дорогу
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъезде,
Люди скажут вам спасибо,
Вы поможете народу
Электричество беречь.
Затем по одному представителю из каждой команды вытаскивают свой вариант первых двух строчек стихотворения. Продолжения ребята сочиняют все вместе, а потом зачитывают их.
“Угадай мелодию”. Для каждой команды звучит (7-15 сек.) мелодия (детская, ретро, современная). Если команда не отгадала, остальные имеют право заработать балл.
Актерский конкурс. В соответствии с попавшейся карточкой ребята делают коллективную пантомиму: инсценировка пословицы. Зрители должны догадаться.
Подведение итогов. Сначала “детское жюри”.
7-е классы
Порядок проведения такой же, что и для 5-6-х кл. Разница в содержании конкурсов.
“Брейн-ринг”
Этот любитель утренней гимнастики ввел ее во всей русской армии. (А.Суворов).
Именно эти предметы богиня правосудия Фемида держит в руках. (Весы и меч. В знак того, что сначала готова “взвесить” грехи подсудимого, а лишь потом его за их покарать).
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая “Бриллиантовая рука”. (Черт побери).
Это должностное лицо наблюдает за правильностью применения законов в России. (По латыни означает “забочусь”. От этого слова произошло название “прокурор”).
В путеводителе по Европейской Конвенции о защите прав человека это право названо одним из наиболее очевидных прав человека. (Право на жизнь).
Эти люди отдают нам самое дорогое. Не случайно их название образовано от латинского слова “дарю”. (На латыни слово “дарю” произносится “доно”. Донатор или донор означает дарителя).
Кроссворд и анаграммы правового содержания.
“Вредные советы”.
– “Если вдруг тебя посмели
В магазине обсчитать…”
– “Если вдруг к тебе подходит
С ножиком недобрый дядя…”
– “Если думаешь, что можно
Младших в школе обижать…”
Актерский конкурс. Инсценировка статей УК РФ. “Похищение человека”, “Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления”, “Вымогательство”.
“В гостях у Фемиды”
(Сценарий проведения общешкольного внеклассного мероприятия для 8-9-го кл.)
Материалы: “Веселая гражданиада”, М.Тихонова. “Право и лево”, С.Ловягина.
1. Оформление команд.
2. Приветствие ведущих.
3. Представление жюри “детского” и “взрослого”.
4. Конкурс названия команд.
5. Разминка.
6. Конкурс “Разреши противоречие”.
7. “Вредные советы”.
8. Конкурс экспертов.
9. Конкурс следователей (инсценировка ст.УК).
10. Конкурс прокуроров.
11. Конкурс адвокатов (сказки).
12. Музыкальный конкурс.
13. Законы XXI века.
14. Подведение итогов.
Звучит песня из телесериала “Убойная сила”.
– Здравствуйте, мы рады приветствовать вас в гостях у Фемиды.
– Кстати, а кто такая Фемида?
– Итак, мы сегодня в гостях у богини правосудия, и темы наших конкурсов будут связаны с ней.
– Победителя по баллам определит “взрослое” жюри (представление).
– Команду-победителя в номинациях “Лучшие адвокаты”, “Лучшие следователи”, “Лучшие судьи”, “Лучшие прокуроры”, “Самые остроумные”, “Самые музыкальные” определит жюри учащихся.
Ну а по традиции сначала конкурс названий команд и девизов по теме.
– Фемида предлагает вам размяться. Подумайте и ответьте, какой из сторон в каждом случае судья вправе отдать предпочтение? (Ответ: во всех случаях судья должен быть на стороне закона и никому не давать предпочтения. Именно поэтому Фемида с повязкой на глазах (для объективности).
А как ты думаешь, трудно ли быть справедливым? Ведь вся наша жизнь соткана из противоречий.
– Это мы сейчас узнаем у наших игроков. Наш следующий конкурс – “Разреши противоречие” (5 мин. до 5 баллов).
Ответы: 1. Крылову надо купить проездной билет. 2. Зотов может арендовать у Зуева землю. 3. Орлов может передать авторское право Соколову.
– Знаешь, ты потрясающая девчонка, но я все-таки хочу дать тебе совет. (Читает “вредный совет”).
– Спасибо, я тебе тоже дам совет. (Читает).
А у вас есть чувство юмора?
Наш конкурс “Вредные советы”. (5 мин. до 5 баллов).
– Если срочно пригласили
Тебя в карты поиграть…
– Если вдруг на преступленье
Ты решился вместе с другом…
– Если ты надумал в школу
Вдруг о бомбе позвонить…
Следующие два конкурса посвящены самой тяжелой работе – работе следователя. А что важно в этой работе?
Конечно, следить.
Не следить, а следовать, собирать доказательства, уметь видеть то, мимо чего обычные люди проходят.
Подумайте и ответьте, какие вещественные доказательства могли бы подтвердить следующие факты. (До 5 баллов).
Ответы: щенки, примятая трава, что-то еще не покрашено, не убрано, сырые бревна, отставшая краска, запах…
Следователь должен суметь смоделировать ситуацию преступления, чтобы понять, что же произошло на самом деле. Для этого требуются воображение, умение перевоплощаться. Каждая команда должна инсценировать без слов свое задание, а зрители – догадаться.
Ц Ст. 166 УК “Неправомерное завладение автомобильным или иным транспортным средством без цели хищения”.
Ц Ст. 159 “Мошенничество”.
Ц Ст. 163 “Вымогательство”.
Как ты думаешь, что важнее: прокурор или адвокат?
Конечно, прокурор – у него власть. Если бы я была прокурором… Посмотрел ты на меня так – 15 суток, неудачно “пошутил” – 1 год тюрьмы, долг 2 рубля за бутылочку не отдал – 3 года с конфискацией.
Ну-ну, размечталась. Тогда уж точно мне пришлось бы иметь личного адвоката. Интересно, а вы понимаете роль адвоката и прокурора?
Выполните задания к тексту (стр.43).
Определите, кто из персонажей сказок может оказаться на скамье подсудимых. Выступите в роли адвоката.
– А сейчас музыкальный конкурс. Каждой команде будет представлена мелодия. Догадайтесь, какому народу принадлежит мелодия. Определите ее характер.
– Знаешь, я думаю, сейчас столько юристов развелось. А с криминалом покончить не могут. А представляешь, что дальше будет!
– Да, технические изобретения в виде ковра-самолета и скатерти-самобранки могут экономику и границы любой страны разрушить. В XXI веке нужны будут новые законы. Одни хакеры уже заставили юристов задуматься.
– Итак, наш последний конкурс “Законы XXI века”.
Подведение итогов. Награждение.
Для учащихся 10-11-х классов прошли встречи с интересными людьми, учителем школы, кандидатом в мэры г. Кондрово Н.Гогиным, юрист-консультом А.Деевым, в ходе которых учащиеся выслушали интересные рассказы о профессиях юриста, педагога, о ходе предвыборной кампании, смогли задать интересующие вопросы, высказать свое мнение.
В ходе “Декады граждановедения” с 1-го по 11-й класс прошел конкурс “Герб школы”, по окончании которого был проведен референдум и избран герб нашей школы. Сначала учащимися нашей школы было предложено придумать и нарисовать свой вариант герба. Была организована выставка всех представленных работ. Затем родителям было предложено проголосовать за один из вариантов на выставке. На следующий день аналогичное голосование прошло среди учащихся и среди учителей. Таким образом, большинством голосов был избран наиболее понравившийся вариант герба школы. При этом он наиболее полно и точно отражал особенности учебного заведения.
Конкретным реальным участием детей в общественной жизни стала акция “Помогите детям!” – благотворительный сбор детских вещей – одежды, обуви, книг, игрушек и т.д. – с дальнейшей передачей их остронуждающимся детям. Она проводилась совместно с отделом социальной защиты районной администрации.
Ирина КОРНЕЕВА,
учитель граждановедения
Калужская область
Комментарии